Напоминание

Метод проектов и использование его в школе


Автор: Ковалькова Лариса Павловна
Должность: учитель физики математики химии
Учебное заведение: МКОУ Караваевская ОШ
Населённый пункт: д.Караваево Сычевский район Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов и использование его в школе
Раздел: среднее образование





Назад





Метод проектов и его использование в школе
Ковалькова Лариса Павловна учитель физики, математики и химии МКОУ Караваевская ОШ 2016г Содержание Введение 1.Понятие «Метод проектов» 2.Основные требования к использованию метода проектов Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема я вл я е т с я
актуальной,
т.к. происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы я постараюсь показать возможности использования компьютерной техники в обучении. В данной работе преследуются следующие цели: 1.Показать возможно сти использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя физики. В связи с поставленными целями выделены следующие задачи: 1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя физики.
Объектом
исследования данной работы является использование информационных технологий в учебном процессе, а
предметом
исследования – использование метода проектов в деятельности учителя. При написании работы использовались следующие методы исследования: - анализ
литературы,
- педагогическая апробация. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску,
каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя уче- ником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин- формацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные кон- цепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея- тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
1.Понятие «Метод проектов»
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо- культурной среде. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла- нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали: а) выделение внутреннего учебного материала; б) организация целесообразной деятельности; в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо- ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят,
научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити- ческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи- ческий результат, готовый к применению. Исследовательский предмет может быть по содержанию: • монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета; • межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред- метов, например, информатика, экономика; • надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те- кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
2. Основные этапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1. Этапы выполнения проекта Таблица 1 Продолжение таблицы №1 Этап Задача Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 2 3 4 Начинание Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует учащихся, объ- ясняет цели проекта, наблю- дает Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, поста- новка задач и выбор критериев оценки ре- зультатов, распреде- ление ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает Принятие ре- шения Сбор и уточнение информации, обсужде- ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с ин- формацией, про- водят синтез и анализ идей, вы- полняют исследо- вание Наблюдает, консультирует Выполнение Выполнение проекта Выполняют ис- следование и ра- ботают над про- ектом, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе) Оценка ре- зультатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет про- цесс анализа (если это необ- ходимо)
Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объ- яснение полученных результатов, коллек- тивная защита проекта, оценка Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результа- тов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта


В раздел образования