"Развитие детей в процессе работы с природным материалом"
Автор: Рысёва Елена Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №12 "Ёлочка" Населённый пункт: г.Валдай Новгородской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие детей в процессе работы с природным материалом" Раздел: дошкольное образование
Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач
воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста
содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности,
правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным
материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной
природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и
формирования первых трудовых навыков.
Природный материал-это кладовая для развития детского творчества.
Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению
различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные
мастерские. Природную мастерскую можно организовать в детском саду в
уголке природы или дома. В ней всё может быть интересным для детей: запах
смолы от шишек ели, перламутр на ракушках, различные по цвету камушки и
т.д.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд
кропотливый, необычный и очень интересный. Для того чтобы дети могли
охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с
навыком придет и ловкость в работе. На важность использования природного
материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он
утверждал, что материалы (бумага, глина, дерево и т.д.) «ближе всего к
нормальной человеческой деятельности: из природных материалов человек
создает ценности и культуру…. В игрушке-материале есть много хорошего
реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто
воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулок дети часто приносят различные веточки, шишки, желуди,
красивые камушки, ракушки. Дети могут долго рассматривать собранный
материал, перебирать, ощупывать, обследовать его. Это способствует
запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например,
дети узнают, что орехи – круглые, коричневые, с бугристой поверхностью;
желуди - овальные, блестящие, желтовато-коричневатые и т.д.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их
умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять
целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное
развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь
изготовления поделок из природного материала, то можно заметить , что
вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы
изготовления; затем после усвоения этого процесса, работа усложняется:
детям показывают рисунок или фотографию изготавливаемой игрушки и ,
наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по
заданию или собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала
способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость,
формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления
собачки детям предлагают вначале внимательно посмотреть, где надо
сделать отверстия для лап ( они должны быть расположены симметрично , на
одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как
настоящие), как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют
любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое
искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления
игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе
создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько
искренней радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки из
ракушек, камушков, орехов и т.д. Любимой игрушкой детей становится
какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками.
Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует
развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто
сделать игрушку. Её изготовление требует определенных волевых усилий:
когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их
разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу:
подобрать шишку нужной формы для создания собачки, плюски от желудей
для шапочек или выбрать и осуществить способ соединения частей игрушки.
Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач,
преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность,
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них
контроль и оценку собственной деятельности . Так, при изготовлении
поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать
образец и планировать последовательность действий, но и контролировать
себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть
индивидуальным и коллективным. Как и взрослым , коллективный труд
приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой
организованностью . здесь особенно важно , чтобы дети понимали
результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.
Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей
для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом
общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный
труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских,
доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты
коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят,
побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся
всё с большим эмоциональным подъемом . так , при правильной организации
воспитательно -образовательного процесса работа с природным материалом
становится эффективным средством гармонического развития детей.