Напоминание

"Организация внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей"


Автор: Самозванцева Людмила Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18
Населённый пункт: г. Кисловодск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 18» Город-курорт Кисловодск
Самозванцева Людмила Васильевна

Учитель истории высшей категории

ГКОУ«Специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы- интернат № 18»

г. Кисловодска



«Организация внеурочной деятельности слепых и слабовидящих детей»
С 1 сентября 2013 год а в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наши наблюдения за познавательной деятельностью детей-инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет, мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет предмета, однако этот пробел не имеет существенного значения. И.М.Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям
зрячих. Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза». Наш опыт в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения позволил сделать ряд выводов. Во-первых, работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер. Во-вторых, для удобства проведения практической работы целесообразно разделить детей с нарушениями зрения на три классификационные группы с относительно общими для каждой группы особенностями в физическом и психическом развитии: на слепых, на слабовидящих со зрением, иногда называемых частично видящими и слабовидящих со зрением. Учащиеся с остаточным зрением могут обучаться только с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и учебно-наглядных пособий в рельефном исполнении. Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда выполняемая детьми работа не связана с длительным зрительным напряжением. Остаточное зрение является важным средством ориентировки в игровой деятельности. В рекомендациях сказано, что слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1—2 раза по 5 минут за урок. Более длительное использование остаточного зрения в учебной работе может отрицательно сказаться на работоспособности ученика, а в ряде случаев может вызвать ухудшение зрения. Педагог может разрешить слепым детям в течение короткого отрезка времени рассматривать картинки и читать небольшие тексты, выполненные крупным шрифтом. Одновременно они
должны категорически запрещать чтение глазами рельефно-точечного шрифта. Очень внимательно должен относиться педагог к использованию зрительных возможностей слабовидящих детей Обучение и воспитание учащихся с нарушением зрения, отягощённых дефектами познавательной деятельности и, как правило, нарушениями эмоционально-волевой сферы, представляет собой очень сложный процесс. Наибольший эффект в развитии этих детей достигается в тех случаях, когда в воспитании осуществляется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков. Эстетическая деятельность школьников с проблемами зрения может выступать эффективным средством компенсации недостатков психофизического развития, социальной адаптации и интеграции.
Особенности занятия декоративно-прикладным искусством со

слабовидящими и слепыми детьми.
Актуальность внеурочных занятий изобразительным и декоративно- прикладным искусством слабовидящ и х и н е з р я ч и х у ч а щ и х с я обусловливается рядом причин, среди которых следует выделить следующие: - возможность коррекции психофизических отклонений, - развитие социально-адаптивных способностей, - формирование позитивного взаимодействия слабовидящего ребенка с окружающей средой. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством с детьми, имеющими разную степень остроты центрального зрения, имеют свои особенности. Психологические исследования, изучение слепых и слабовидящих детей показывают, что возможности компенсаторного развития у разных детей неодинаковы. Это требует дифференцированного подхода и применения индивидуальных форм занятий с детьми художественным творчеством. Для этого все дети, посещающие занятия,
разделены на четыре возрастные группы: 1-2-й классы; 3-4-й классы; 5-8-е классы; 9-12-е классы. В каждой возрастной группе выделены три основные категории детей, имеющих разную степень остроты центрального зрения: тотально слепые дети с тактильно-кинестезическим и слуховым восприятием; частично видящие дети со зрительно-кинестезическим и слуховым восприятием; слабовидящие дети, пользующиеся зрительно-слуховым восприятием. Объединение детей, примерно одинаковых по возрасту, но с разной степенью остроты центрального зрения, в одну группу для проведения занятий очень благотворно влияет на учебную часть творческого процесса, а в целом и на всё детское творчество. Такой подход способствует мобилизации резервных возможностей детского растущего организма, при этом успешно развиваются не только сенсорные функции, но и снимается психо-эмоциональная напряжённость, возникает положительная созидательная атмосфера, появляется вера в свои силы. Дети в такой обстановке учатся помогать друг другу, сопереживать, испытывают жизнеутверждающую радость созидания. Цель данных занятий: компенсации нарушений сенсорно- специфического и познавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, стимуляции зрительной и познавательной активности. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала. При проведении со слабовидящими детьми занятий в кружке необходимо иметь в виду, что только эмоционально выстроенные сюжеты кружковых занятий могут создать у детей позитивную мотивацию, желание и стремление посещать занятия кружка. Для работы со слабовидящими и слепыми детьми предлагаются те же виды кружковой работы, что и со зрячими детьми, но с учетом их психологических и физических особенностей.
Слабовидящие дети в процессе занятий испытывают трудности, которые необходимо учитывать: - затрудняется процесс наблюдения (выделение существенных признаков, определение формы, строения и взаимоотношения отдельных частей изучаемого объекта). - в исследовании какого-либо предмета затруднена передача детьми пропорций. - не развит глазомер, поэтому следует мобилизовать возможности ребенка, раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере. Поэтому важную роль в организации кружковых занятий с детьми с нарушением зрения играет дидактический материал. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации — зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно. При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Огромное значение придается использованию
натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. Таким образом, можно отметить, что дидактический материал играет важную роль в организации кружковых занятий с детьми с нарушением зрения. Одним из видов современных дидактических материалов, и в то же время одним из инструментов развития осязания является тактильные пособия, трафареты. Они предназначены для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. В пособии передается форма, структура, контур, фактура поверхности данного предмета. Ученые давно выяснили, что именно такое восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильным пособием слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти незрячих детей. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития. Главная функцией тактильного пособия является - помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и
упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в пособии пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук. И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Научившись работать с тактильным пособием, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики. В ходе работы мы выполняем требования, предъявляемые к тактильным пособиям: -избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот; -прочность пособий; - не очень большой формат пособия, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу; - пособие не должно быть тяжелым; - должно быть небольшое количество предметов на странице пособия, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; - цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим; - цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза; - изображение максимально приближено к настоящим предметам; -методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д. Известно, что рука и глаз контактируют с предметом по-разному. Осязательную реакцию у ребенка надо формировать, воспитывать. Неверное формирование образов ведет к неконтактности с миром. Приятнее всего для детских пальчиков материалы, которые тифлологи называют «мягкой наждачкой». Из тканей это вельвет, бархат, плюш. Дети очень любят байку и фланель, потому что она им знакома по их одежде.
Хорошо воспринимают дети мех, но только с коротким ворсом. Длинный ворс отвлекает внимание и мешает восприятию контуров предмета. Из бумаг лучше всего воспринимаются бумаги с шершавой, бархатистой поверхностью, те, что используются в детском творчестве. Любят многие дети и предметы из дерева, но оно должно быть самым тщательным образом отполировано или покрыто экологически чистым лаком, чтобы ребенок не занозил пальцы. Еще один аспект, который необходимо учесть. Конечно, в пособии нельзя изобразить в полную величину дом или собаку. Но если в одном пособии будет домик побольше, а в другом – такой же, но поменьше, то постепенно у ребенка можно сформировать понятие о пропорциях предметов. Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых. Упражнение в рисовании по трафаретам без участия зрения способствует формированию тактильно-двигательных ощущений. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков, обеспечивающих воспроизведение изображений. Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание в трафарете учит детей закрашивать по форме, повторять формообразующие движения в изображении. Все это особенно важно тогда, когда дети еще слабо владеют навыками рисования. Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются непостоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах обучения рисованию применение трафаретов является для детей с нарушением зрения
эффективным средством преодоления недостатков зрительной информации. Их использование при сниженном уровне предметно-практических действий не только вселяет в детей уверенность, но и дает возможность качественно выполнить работу, обеспечивая их стремления к передаче реальной, точной формы изображаемых предметов. Многократно повторяя получившиеся формы, ребенок наконец овладевает способностью рисовать их по своему усмотрению. Активность детей повышается, они стремятся действовать самостоятельно. При самостоятельном рисовании мы часто напоминаем детям о том, как они рисовали этот предмет с помощью трафарета, стремимся к тому, чтобы дети активно осваивали формообразующие движения, с тем чтобы у них складывались представления о движении, нужном для изображения данного предмета. Обращение к опыту ребенка, активизация детей во время рисования позволяет вырабатывать у детей с нарушением зрения обобщенные способы изображения предметов, что обеспечивает затем детям самостоятельность в рисовании. Не нужно опасаться, что владение на первоначальных этапах способами работы по трафарету приведет к штампу. Практика показала, что как только у детей появляется уверенность в знании строения предмета и способа его изображения, они отказываются от рисования по трафарету и с помощью обводки. Тем более, что тренировка руки при рисовании большого количества простейших предметов по трафаретам способствует постановке руки и овладению свободными изобразительными действиями. Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, состоящее из целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, свободного размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, правильной остановки в нужной точке и в пределах контура, воспроизведения штрихов по форме предмета, регуляции силы нажима при раскрашивании. Все эти действия легче формируются в условиях раскрашивания по трафарету, так как раскрашивание и штриховка в трафарете дает лучшее качество рисунка.
Раскрашивание по трафарету учит детей закрашивать по форме предмета, повторять формообразующие движения неоднократно. Дети с нарушением зрения, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий мы ведем систематическую работу по развитию зрительного восприятия. Использование объемных фигурок так же способствует формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением. Роспись объемных фигур — это один из видов детской деятельности, при котором у ребенка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь реальные представления о предметах окружающей действительности. Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представлять предмет, который он хочет изобразить. На всех этапах обучения детей придается большое значение развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других. Весьма важно обеспечить детям с нарушением зрения условия для овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Накопление зрительного опыта является одной из основных задач коррекционной работы на занятиях с природным материалом, таким как глина, пластелин или соленое тесто. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки, с которыми впоследствии и играют. Для незрячих детей актуален принцип лепки с натуры т.е. предварительное обследование фигурки, затем ее копирование.
Вывод.
В итоге внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству в системе коррекционной работы образовательного учреждения
для слепых и слабовидящих детей повышается результативность сенсорного развития школьников, обеспечивая: - совершенствование навыков полисенсорного восприятия предметной среды на основе сохранных анализаторов; - формирование пространственных представлений и повышение прочности сохранения зрительных образов; - развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза; Использование природного материала на занятиях по декоративно- прикладному искусству со школьниками с нарушениями зрения может способствовать: - развитию конструкторского мышления и творческого воображения; - упрочению освоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; - формированию художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира; развитию глазомера и мелкой моторики рук.


В раздел образования