Автор: Брежнева Оксана Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 80" Населённый пункт: город Барнаул, Алтайского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Права и обязанности гражданина РФ Раздел: среднее образование
Ход урока.
1.
Начнём урока с игры.
Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на
первых партах – капитаны (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась!
Учитель через удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать
в конец ряда по одному предмету. - Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует
передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему
усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры?
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?
Всегда ли в жизни нужны правила? Почему?
Как давно в жизни людей появились правила?
2. Игра «рассыпашки». У меня рассыпались буквы. Это были слова, приготовленные для
каждого ряда. Для 1 ряда слово было синим, для второго – красным, а для 3 – зелёным. Попробуйте
составит каждый ряд своё слово. У вас 30 секунд.
1 ряд – Конституция
2 ряд – Декларация
3 ряд – Конвенция.
3. Какие нормативно-правовые акты с такими названиями вам известны?
Что их все объединяет?
Определите тему нашего урока. Что хотели узнать по данной теме?
4. Работа в тетради. Запись темы. Зачем знать свои права и обязанности?
5. В теме два основных понятия, какое из них нам уже немного известно? Вот с прав и начнём
работать. В каком документе закреплены права? Какие задачи государства вытекаю из того, что права
определены в Конституции? (можно записать в тетрадь)
Какие группы прав выделяют в обществознании?
Соотнесите.
Право на свободу творчества
политические права
Право избирать и быть избранным
культурные права
Право на имя и фамилию
гражданские (личные права)
Право на образование
экономические права
Право быть собственником квартиры
социальные права
Выпишите характеристики, присущие всем правам (самостоятельно в тетрадь)
Обязательность исполнения, неотчуждаемость, всеобщность, неделимость.
6. Назовите оставшееся понятие. Какому понятию соответствует данная характеристика?
Работа с Конституцией (Либо распечатки, либо указание глав). Выпишите обязанности. Сравните
количество прав и обязанностей. Почему так?
7. Видеоролики из мультфильмов, где нужно найти нарушение прав или назвать права,
которые реализовывали герои.
Три поросёнка – право на неприкосновенность жилища
Дюймовочка – право на свободу передвижения
Золушка – право на свободный труд
Колобок – право на жизнь
Буратино – право на владение имуществом
8 Крестики – нолики
Отвечаем на вопросы Да – Х, Нет – 0
1.
Человек с рождения обладает гражданскими правами
2.
Права человека в РФ принадлежат только гражданам имеющим образование.
3.
Основной закон государства – Конституция
4.
Свобода человека в осуществлении своих прав безгранична
5.
Бережно относиться к природным богатствам это право гражданина РФ
6.
В 14 лет человек имеет право выражать свое мнение с кем из родителей (в случае расторжения
их брака) хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего
его интересы.
7.
Человек иногда может нарушать права другого человека.
8.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
9.
С 14 лет человек имеет право пойти работать с письменного согласия родителей.
Самопроверка по слайду.
9. Рефлексия. Возвращение к цели урока.
Продолжите фразы
Я учился …
Я развивал в себе…
1
2
3
4
5
6
7
8
9