Напоминание

"Как звери готовятся к зиме"


Автор: Ануфриева Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Северный детский сад "Василёк"
Населённый пункт: село Северное Оренбургской области
Наименование материала: Познавательно- исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Как звери готовятся к зиме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурного подразделения «Северный детский сад «Василек» МБОУ «Северная СОШ»
Познавательно- исследовательский проект для детей

среднего дошкольного возраста по теме:

«Как звери готовятся к зиме».

Разработала:
воспитатель первой квалификационной категории Ануфриева Л.В. с. Северное,2016г.



Актуальность проекта:
• Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, экскурсий, бесед, просмотра презентаций «В мире животных», ч т е н и я произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше у з н ат ь о диких животных. Могли проследить взаимо связь и взаимозависимость в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных. Главной задачей является научить узнавать и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению. • Рассказать о питании, жилище, способе добывания и запасания пищи на зиму, размножении, детенышах и заботе взрослых животных о своем потомстве. Отображать свои впечатления в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке, подвижных играх, играх- драматизациях, позновательно- исследовательской деятельности). Познакомить со стихами, песнями, загадками о диких животных. Развивать у детей познавательную активность, психические процессы. • Активизировать и обогащать словарь по теме. Воспитывать интерес к живой природе.
Проблема:
В связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме?
Тип проекта
• Познавательно –исследовательский. • Период реализации • 1 неделя. • Участники • Родители, дети средней группы, педагоги.
Планируемый результат
• расширены знания детей о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в период подготовки к зиме; • вовлечение родителей в образовательный процесс; • расширение развивающей предметно-пространственной среды;
• у детей обогащен словарный запас, сформировано умение описывать животных с использованием прилагательных (в соответствии с возрастом); • Ребята эмоционально реагируют на игры, чтение, просмотры и т. д., выразительны.
Цель проекта:
обобщить и расширить знания детей о диких животных в период подготовки к зиме через разные виды деятельности.
Задачи проекта:
• 1) Дать представления о диких животных лесов нашего края, их образе жизни, питании зверей в зимнем лесу, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. • 2) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) • 3) Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Основные направления реализации проекта:
• Социально-коммуникативное развитие. • Развитие продуктивной деятельности. • Познавательно-исследовательское развитие. • Приобщение к художественной литературе.
Проект состоял из трёх этапов:
• 1 этап подготовительный включал в себя: • Изучение методической литературы. • Организация развивающей предметно-пространственной среды. • Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов,
музыкальных произведений , музыкальных игр, интернет- ресурсов по теме проекта.
Оснащение развивающей предметно-

пространственной среды
• ИКТ: проектор, ноутбук, презентация по теме проекта. • Пополнение уголка театрализованной деятельности перчаточными куклами диких животных. • Иллюстрации и картины по теме проекта. • Организация уголка исследовательской деятельности.
2-й этап осуществлялся (через разнообразные виды

деятельности):



познавательно- исследовательская:
дидактические игры «Кто, где живёт? «Помоги белочки сделать на зиму запасы». • Опыт: « почему заяц зимой белый?» • опыт :« Почему белка меняет шубку зимой»? • опыт: Какая шубка теплее?


Двигательная:
• Подвижные игры «Зайчики и лиса», « Хитрая лиса», .«Бездомный • «Как на горке снег», «Зайчики и лиса», Игра-разминка «На водопой»; • Пальчиковые гимнастики: «Белочки», «Мишки». •
Музыкальная:
Музыкально-ритмическое упражнение « Лиса и зайцы». • Музыкальная игра разминка «На водопой»:


Изобразительная:
• «Расскрась животных» • Аппликация « Дикие животные и их детеныши»
• элементарная трудовая деятельность;готовили и убирали совместно с детьми оборудование для проведения опытов.
восприятие художественной литературы;
• Чтение сказок Р.н.с «Мужик и медведь» «Теремок»,Заучивание стихотворения « Норка лисоньки» Чтение стихотворения С.Маршака «Волк и лиса», Загадки. •
взаимодействие с семьёй.
• С помощью родителей приобрели перчаточные куклы «Дикие животные»; организовали исследовательские центы в группах «Воробушки», и «Почемучки»; подготовила консультацию «Безопасное поведение в лесу»;памятка для родителей «Правила поведения в лесу». •
дидактические игры;
«Что умеют делать животные?», « Кто чем питается?», « Чей детеныш?», «Назови семью», «Подбери словечко». •
Сюжетно-ролевая игра
: «Непослушные зверята». •
Беседы:
«Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме».
В заключительный 3-й этап проекта:
• Совместно с детьми сделали коллективную аппликацию «Дикие животные нашего края». • Провели итоговое мероприятие: игра драматизация по сказке «Теремок».
Оснащение предметно-

пространственной среды
• Консультация для родителей: «Безопасное поведение в лесу». • Памятка для родителей: «Правила поведения в лесу». • ИКТ: мультимедийная установка, ноутбук, презентация по теме недели.

Итоговое мероприятие:
игра драматизация «Теремок».
Тематический план работы с детьми

Схема реализации проекта

Вид деятельности

Содержание

Сюрпризные

моменты
Почтальон с письмом. В гости приходит Буратино. В гости к ребятам прилетает сорока. Чудеса у зверей. В гостях у лисички.
Изодеятельность

«Расскрась животных»

Цель:
продолжать учить детей правильно держать карандаш, раскрашивать, не выходя за контур предмета.
Аппликация

«

Дикие

животные

и

их

детеныши»

(

коллективная

работа) Совместная деятельность В.Ч.
Цель: продолжать учить детей работать сообща, аккуратно пользоваться клеем и ножницами осторожно.
Музыка

Музыкально-ритмическое упражнение « Лиса и зайцы».
Цель: развивать умение слушать; учить выразительно петь.
Музыкальная игра разминка «На водопой»:
Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом), За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая), За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках), За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед), За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку), За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку) За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах), Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках), Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).
Сюжетно-ролевые

игры.

Сюжетно-ролевая

игра

«Непослушные

зверята» Совместная

деятельность.(О.Ч.)
Цель: Формировать дружеские взаимоотношения в игре. Воспитатель Как-то звери потерялись и без мамочек остались.
Они весело играли и от мамочек отстали. (выходят зверята:Зайчата, Лисенок, Медвежонок, они играют, с окончанием музыки оглядываются, ищут маму.) Зайчата: (грустно): Мы, наверно, потерялась и без мамочки остались… Где ты, мама? Где ты, мама? Где же мне найти тебя. Лисенок: И я тоже потерялась и без мамочки осталась. Нелегко меня поймать, след могу я заметать. Кого хочешь обману, а без мамы не могу! (Садится на корточки рядом с зайчонком, оба грустят, к ним подходит медвежонок.) Медвежонок: Вот и я тут потерялся и без мамочки остался. Толстый, толстый, неуклюжий. Ну кому такой я нужен? Нужен мамочке своей, поищу ее скорей! (Выходит волк ) Волк: Что вы, звери, здесь сидите? Отчего вы так грустите? Зверята: Мы сегодня потерялись и без мамочки остались! Волк: Надо ваших мам искать, громко-громко надо звать! Так и быть, я помогу, как завою: «у-у-у!» Мамы все сюда бегите и зверятам помогите! (Волк уходит, приходят мамы:Зайчиха, Лиса и Медведица). Лиса: Мы вас так искали! Что ж вы убежали? Зайчиха: (обращается к Зайчонку): В лес один ты не ходи, В норке с мамочкой сиди! Медведица: (обращается к Медвежонку): Хватит бегать по дороге, Лучше бы сидел берлоге! Зверята (вместе): Мы будем послушными, будем стараться, Чтобы с мамулей не расставаться! (Зверята в обнимку со своими мамочками расходятся на места). Воспитатель: Вот что случилось с непослушными детенышами, а у нас с вами тоже есть мамы, вы послушные дети?
Экологические

игры

«Кто где живёт»

Цель; закреплять названия мест обитания животных.
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно
обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«

Чей

детеныш?»



Цель:
Образование существительных от существительных, употребление существительных в Род.п. ед.ч
.
Это лисёнок – детёныш лисы. Он рыжий с пушистым хвостом. Это волчонок – детёныш волка. Он серый с острыми зубами. Это бельчонок – детёныш белки. Он с пушистым хвостом и с кисточками на ушках. Это зайчонок – детёныш зайца. Он с длинными ушками и коротким хвостом. Это – медвежонок. Он косолапый, неуклюжий.
«Кто, где живёт?
Цель: продолжать знакомить детей с названием жилищ животных. Воспитатель:Ребята, эти звери пришли к нам в гости (на столе под платком сидят «животные» мягкие игрушки). Звери просят поиграть, их задания выполнять. Воспитатель:У каждого из животного есть свой дом, как и у людей. На доске висят картины с изображением жилищ животных.Внимательно посмотрите и распределите животных по их домам (отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт): – Где живёт медведь? (В берлоге). – Где живёт волк? (В логове). – Где живёт белка? (В дупле). – Где живут лиса? (В норе). – Где живёт заяц? (Под кустом).
«Помоги белочки сделать на зиму запасы
». Цель :закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.
Математика

Упражнение «Соберем бусы»

Цели:
развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.
«Подбери пару» Цели:
закрепить знания основных цветов, их
названий; сформировать потребность в совместных со сверстниками действиях, удовольствия от них.
Оборудование:
бумажные варежки с рисунками разного цвета по количеству детей.
И н д и в и д у а л ь н а я

р а б о т а

п о

м а т е м а т и к е

……………………………………………………………….
Закрепить счёт до 5. (работа с карточками) Цель: учить соотносить кол.предметов с цыфрой.
Дидактическая игра

Игра: Один-много

Цель:
закреплять умение детей называть детенышей диких животных во множественном числе. Зайчонок-зайчата ; лисенок- лисята ; волчонок – волчата ; медвежонок – медвежата ; бельчонок – бельчата ; ежонок – ежата
И н д и в и д у а л ь н а я

р а б о т а

п о

Ф Э М П

…………………………………………….
Закрепить счёт до 5. (работа с карточками) Цель: учить соотносить кол.предметов с цифрой.
Артикуляционные

гимнастики
1.
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели» 2.
Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко) Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых». 4.
Речевая зарядка
Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим. 5.
Координация речи с движением
Зайка в травке скок-скок. Зайка прыг за кусток. Смелый зайка не боится, Не поймать его лисице.
Чтение

художественной

литературы.

Загадки
Хозяин лесной Просыпается весной,
Кто с высоких толстых сосен В ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? (белка) Прыг-скок, трусишка! Хвост-коротышка, Уши вдоль спинки, глаза с косинкой, Одежда в два цвета: на зиму и лето (заяц) А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой (медведь) Это кто зимой холодной Ходит злой, голодный (волк) За деревьями, кустами Промелькнула, будто пламя, Промелькнула, пробежала, Нет ни дыма, ни пожара (лиса
Чтение сказок

Р.н.с «Мужик и медведь
».
Цель
: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл и характеризовать героев.
В. Бианки. «Купание медвежат»

Цель:
познакомить детей произведениемВ.Бианки « Купание медвежат».Продолжать учить детей слушать произведение до конца, не перебивая воспитателя. Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Заучивание стихотворения « Норка лисоньки» Совместная

деятельность. (О.Ч.)
Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда
Чтение чистоговорок. Совместная деятельность ОЧ

Цель
. Дифференциация звуков в словах и слогах. Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла-ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-ся – в чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь. Чтение стихотворения С.Маршака «Волк и лиса» Серый волк Вгyстомлесy Встретил рыжyю Лисy. - Лисавета, здравствyй! - Как дела, зyбастый? - Ничего идyт дела. Голова еще цела. - Где ты был? - На рынке. - Что кyпил? - Сколько взяли? - Шерсти клок. Ободрали правый бок, Хвост отгрызли В драке. - Кто отгрыз? - Собаки. - Сыт ли, милый кyманек? - Еле ноги yволок!
- Свининки.
Познавательно-

исследовательская

Опыт: « почему заяц зимой белый?»

Цель:
помочь понять детям, почему заяц меняет шубу к зиме. «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
опыт :« Почему белка меняет шубку зимой»?

Цель:
помочь детям понять почему белка меняет шубку. Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
опыт: Какая шубка теплее?

Цель:
помочь понять детям почему животные меняют шубки. В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Дидактические

игры

Дидактическая игра «Что умеют делать животные?»

Цель
: учить детей подбирать слова – действия животных. – Медведь – плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться мёдом, разорять муравейники. – Лиса – воровать кур в деревне, охотится за мышами, зайцами. – Белка – собирать шишки, лазать по деревьям. – Заяц – прыгать.
Дидактическая игра « Кто чем питается?»
Цель: познакомить детей с понятиями: травоядные и хищники (кто из животных относится к травоядным, а кто хищники)
-
Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось
(трава, кора деревьев, ветки, сено). - Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).
Дид.игра

«

Чей

детеныш?»



Цель:
Образование существительных от существительных, употребление существительных в Род.п. ед.ч
.
Это лисёнок – детёныш лисы. Он рыжий с пушистым хвостом. Это волчонок – детёныш волка. Он серый с острыми зубами. Это бельчонок – детёныш белки. Он с пушистым хвостом и с кисточками на ушках. Это зайчонок – детёныш зайца. Он с длинными ушками и коротким хвостом. Это – медвежонок. Он косолапый, неуклюжий.
Дидактическая игра:Один-много

Цель:
закреплять умение детей называть детенышей диких животных во множественном числе. Зайчонок-зайчата ; лисенок- лисята ; волчонок – волчата ; медвежонок – медвежата ; бельчонок – бельчата ; ежонок – ежата
Дидактическая игра

Игра «Назови семью»

Цель:
познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей. Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок). Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок). Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок). Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок). Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова- действия. Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий). Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой). Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый). Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая). Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит). Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет). Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Дидактическая игра « Кто чем питается?»
Цель: познакомить детей с понятиями: травоядные и хищники (кто из животных относится к травоядным, а кто хищники)
-
Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено). - Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).
Подвижные игры

Пальчиковые

гимнастики

«Мишки»
Цель: развитие мелкой моторики Мама мишек будит рано. Не встают они с дивана. -Эй, Большак, вставай скорей! Ждут друзья уж у дверей! -Ну, а ты, лентяй Указка! У тебя засохла краска! Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. -Безымянный, мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! Пальцами обеих рук изобразить мишек Удивленно пожать плечами Встряхиваем большие пальцы рук Указать руками на дверь Встряхнуть указательные пальцы Изобразить руками ведро Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, – вверх Погладить безымянный палец пальцами другой руки Прижать безымянный палец к ладони и погладить его Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.
«Белочки.

Цель: развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять ( поочередно считаем пальчики) Пришли белки поиграть. (выставляют пять пальцев) Одна куда-то подевалась ( прячут ручку за спину) Четыре белочки осталось.(выставляют четыре пальца) А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину) Их уже осталось три. (выставляют три пальца) Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину) Только две у нас осталось. (выставляют два пальца) Эта новость так грустна (прячут ручку за спину) Осталась белочка одна. (выставляют один палец) Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали. (пальчики убегают по столу)


В раздел образования