Напоминание

Наши помощники - органы чувств


Автор: Колбина Наталья Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: Наши помощники - органы чувств
Раздел: дошкольное образование





Назад




Колбина Наталья Львовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 44» г.Иваново, высшая квалификационная категория
Конспект НОД

«Наши помощники – органы чувств»

в старшей группе

Цель
: формирование у старших дошкольников первичных представлений о себе.
Задачи
:  Дать детям понятие, что человек, как живое существо, дышит, питается, рождает детёнышей.  Помочь детям понять, что человек - разумное существо.  Учить детей находить сходство человека с животными.  Продолжать знакомить с назначением различных частей тела человека, с эмоциями человека и животных.  Развивать любознательность, обогащать словарь детей.  Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Приоритетная образовательная область:
познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы
: беседа, вопросы, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, задания детям.
Оборудование,

материалы
: ноутбук, телевизор с ЖК-экраном, мультимедийная презентация, набор карточек «Животные», набор предметных картинок (очки, компьютер и др.); воздушные шарики и фломастеры по количеству детей; дидактические пособия «Определи на слух», «Определи на ощупь» и «Определи по запаху»; продукты на шпажках на подносе для дидактической игры «Определи на вкус».
Ход образовательного мероприятия
: На столе разложены (иллюстрацией вниз) картинки, на которых изображены различные животные (медведь, лиса, заяц, волк и т.п.). На нескольких иллюстрациях нарисованы предметы (очки, зонт, мяч, кукла и т.п.). Воспитатель предлагает детям взять и рассмотреть их. - Мы с вами знаем много разных животных. Сейчас вам необходимо выбрать из нескольких картинок только картинки с животными. - Чем они похожи дуг на друга? (Дышат, едят, передвигаются, размножаются…). - Правильно, ребята. А знаете ли вы, что есть ещё одно живое существо. Оно дышит, ест конфеты и котлеты, любит печенье и варенье. Детёныши этого существа не только играют, как котята и щенки, но умеют ещё рисовать, рассказывать сказки и решать задачи. Эти существа, как животные, видят, слышат, различают запахи и вкус. А ещё они умеют понимать речь, писать и читать. Оно разумно и отвечает за всё живое и неживое на Земле. Кто же это? (Это человек).
- Да, ребята, это человек. И я - человек, и ты, и ты - человек. А все мы, как сказать? (Люди). - У человека много разных органов и снаружи, и внутри организма. Каждый орган имеет своё назначение - как бы профессию. Вы уже знаете некоторые органы и их профессии. Это уши, глаза, нос, язык, кожа. Это наши помощники. И сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, как нам помогает тот или иной орган? Задания: 1. Узнайте, не открывая коробочку, что в ней лежит? Как вы отгадали, с помощью чего? ( на слух). (каждому - свой футляр от киндер-сюрприза) 2. Найти, какая новая игрушка в группе. Что помогло найти игрушку? (глаза, зрение) З. Чем пахнет? (обоняние) (в спичечном коробке – чеснок, лук, кофе, апельсин) 4. Что ешь? (вкус) (лимон, хлеб, апельсин, яблоко, печенье, конфета) 5. Что в мешочке лежит? (на ощупь определить, какая деревянная фигурка; осязание) - А сейчас мы поиграем. Выполнять правила игры вам поможет ваш слух. Но будьте внимательны. Иногда я буду хитрить, и ваши глаза будут видеть не то, что я говорю. Но напоминаю, что выполнить вы должны то, что услышали. Игра «Карлики-великаны». - У человека есть много органов и внутри. Мозг - в голове. Он помогает думать. Сердце - в груди, оно работает как насос, перекачивая кровь. Зубы - во рту, они пережёвывают пищу, помогают произносить звуки, а желудок - в животе, он перерабатывает пищу. Воспитатель предлагает детям карточки с предметными картинками. - Подумайте, каким органам помогают эти предметы? Очки, лупа - глазам, куртка, варежки, носки, перчатки, обувь - коже, зубная щётка, мясорубка - зубам; книга, компьютер - мозгу; расчёска – волосам. Дети должны не просто сказать, какому органу помогает предмет, но и объяснить, почему, чем именно, т.е. аргументировать свой ответ. - Ребята, давайте посмотрим, похожи ли в чём-то друг на друга животное и человек. (На экране – слайд с человеком, птицей, лошадью, рыбой и динозавром). - Посмотрите и скажите, у кого здесь есть глаза? - Руки?
- Ноги? (У человека, динозавра и лошади) - А крылья? (У птицы) - Хвост? (У лошади, птицы и динозавра). - Глаза? … - Итак, человек – часть живой природы. Он похож на некоторых животных, но и очень отличается от них. - А сейчас давайте встанем и разомнёмся, чтобы наши руки-ноги отдохнули. Экран выключить. Проводится физкультминутка. Мы ногами — топ-топ, Мы руками — хлоп-хлоп. Мы глазами — миг-миг. Мы плечами — чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели - встали, сели – встали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Рад-два, раз-два, Заниматься нам пора! Движения выполнять по содержанию текста. Руки на поясе. Моргаем глазами. Руки на поясе, плечи вверх-вниз. Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево. Движения выполнять по содержанию текста. Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз. Дети садятся на места. Экран включается. На слайде – рыбы. - Ребята, посмотрите, у рыбы есть плавники. Для чего они им нужны? ( Чтобы хорошо, быстро плавать). Следующий слайд: - Посмотрите на утку. Обратите внимание на её лапки. Что у них особенного? (перепонки). Для чего они нужны? (удобнее грести, плыть). - А что помогает уткам передвигаться по воздуху? (крылья) - А человек не имеет ни плавников, ни крыльев. Но он изобрёл различные инструменты и машины, которые ему их заменяют. Давайте подумаем, что человеку заменяют… На следующих слайдах – пары картинок, которые появляются по щелчку:
 Плавники – ласты (чтобы быстро плавать в воде),  Лапа утки – лодка с вёслами (чтобы грести на лодке),  Бобёр – пила (пилить деревья, дрова),  Лошадь – велосипед и автомобиль (чтобы быстро передвигаться по суше),  Летящая птица – самолёт (чтобы передвигаться по воздуху). - У человека нет острых зубов, крыльев, быстрых ног. Но мы видим, что человек как разумное живое существо смог придумать изобретения, которые ему помогают в жизни. Я вам предлагаю дома подумать, какие ещё предметы, механизмы «подсмотрел» человек у животных. - Чаще мы общаемся с домашними животными. Они приносят нам, людям, не только пользу, но и просто хорошее настроение и положительные эмоции. А как вы думаете, у самих животных бывает настроение? - Как мы его узнаём? (По поведению).
- Скажите, а как мы узнаём, какое у человека настроение? (Не только по поведению, но и по выражению лица). - Определите, какое настроение у этих людей! Показ фотографий, на которых запечатлены дети с различными эмоциями, например: - Наше занятие заканчивается. Понравилось оно вам? - Что особенно понравилось? - Что нового вы сегодня узнали? - Что было трудным? - Мне было приятно с вами общаться. Сегодня мне особенно понравилось, как отвечал Петя, как занимался Вадик, каким активным был Федя… - Нарисуйте на этих шариках своё настроение! Дети маркерами на воздушных шариках рисуют пиктограмму, выражающую эмоцию, начинают с шариками играть.


В раздел образования