Автор: Колбина Наталья Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44" Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе Тема: Наши помощники - органы чувств Раздел: дошкольное образование
Цель : формирование у старших дошкольников первичных представлений о себе.
Задачи :
Дать детям понятие, что человек, как
живое существо, дышит, питается, рождает
детёнышей.
Помочь детям понять, что человек - разумное существо.
Учить детей находить сходство человека с животными.
Продолжать знакомить с назначением различных частей тела человека, с эмоциями
человека и животных.
Развивать любознательность, обогащать словарь детей.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы : беседа, вопросы, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций,
экспериментирование, задания детям.
Оборудование,
материалы :
ноутбук,
телевизор
с
ЖК-экраном,
мультимедийная
презентация, набор карточек «Животные», набор предметных картинок (очки, компьютер и
др.);
воздушные
шарики
и
фломастеры
по
количеству
детей;
дидактические
пособия
«Определи на слух», «Определи на ощупь» и «Определи по запаху»; продукты на шпажках
на подносе для дидактической игры «Определи на вкус».
Ход образовательного мероприятия :
На столе разложены (иллюстрацией вниз) картинки, на которых изображены
различные животные (медведь, лиса, заяц, волк и т.п.). На нескольких иллюстрациях
нарисованы предметы (очки, зонт, мяч, кукла и т.п.). Воспитатель предлагает детям
взять и рассмотреть их.
- Мы с вами знаем много разных животных. Сейчас вам необходимо выбрать из нескольких
картинок только картинки с животными.
- Чем они похожи дуг на друга? (Дышат, едят, передвигаются, размножаются…).
- Правильно, ребята. А знаете ли вы, что есть ещё одно живое существо. Оно дышит, ест
конфеты и котлеты, любит печенье и варенье. Детёныши этого существа не только играют,
как котята и щенки, но умеют ещё рисовать, рассказывать сказки и решать задачи. Эти
существа, как животные, видят, слышат, различают запахи и вкус. А ещё они умеют
понимать речь, писать и читать. Оно разумно и отвечает за всё живое и неживое на Земле.
Кто же это? (Это человек).
- Да, ребята, это человек. И я - человек, и ты, и ты - человек. А все мы, как сказать? (Люди).
- У человека много разных органов и снаружи, и внутри организма. Каждый орган имеет
своё назначение - как бы профессию. Вы уже знаете некоторые органы и их профессии. Это
уши, глаза, нос, язык, кожа. Это наши помощники. И сейчас мы с вами поиграем в игру и
узнаем, как нам помогает тот или иной орган?
Задания:
1. Узнайте, не открывая коробочку, что в ней лежит? Как вы отгадали, с помощью чего? ( на
слух). (каждому - свой футляр от киндер-сюрприза)
2. Найти, какая новая игрушка в группе. Что помогло найти игрушку? (глаза, зрение)
З. Чем пахнет? (обоняние) (в спичечном коробке – чеснок, лук, кофе, апельсин)
4. Что ешь? (вкус) (лимон, хлеб, апельсин, яблоко, печенье, конфета)
5. Что в мешочке лежит? (на ощупь определить, какая деревянная фигурка; осязание)
- А сейчас мы поиграем. Выполнять правила игры вам поможет ваш слух. Но будьте
внимательны. Иногда я буду хитрить, и ваши глаза будут видеть не то, что я говорю. Но
напоминаю, что выполнить вы должны то, что услышали.
Игра «Карлики-великаны».
- У человека есть много органов и внутри. Мозг - в голове. Он помогает думать. Сердце - в
груди, оно работает как насос, перекачивая кровь. Зубы - во рту, они пережёвывают пищу,
помогают произносить звуки, а желудок - в животе, он перерабатывает пищу.
Воспитатель предлагает детям карточки с предметными картинками.
- Подумайте, каким органам помогают эти предметы?
Очки, лупа - глазам, куртка, варежки, носки, перчатки, обувь - коже, зубная щётка,
мясорубка - зубам; книга, компьютер - мозгу; расчёска – волосам.
Дети
должны
не
просто
сказать,
какому
органу
помогает
предмет,
но
и
объяснить, почему, чем именно, т.е. аргументировать свой ответ.
- Ребята, давайте посмотрим, похожи ли в чём-то друг на друга животное и человек. (На
экране – слайд с человеком, птицей, лошадью, рыбой и динозавром).
- Посмотрите и скажите, у кого здесь есть глаза?
- Руки?
- Ноги? (У человека, динозавра и лошади)
- А крылья? (У птицы)
- Хвост? (У лошади, птицы и динозавра).
- Глаза? …
- Итак, человек – часть живой природы. Он похож на некоторых животных, но и очень
отличается от них.
- А сейчас давайте встанем и разомнёмся, чтобы наши руки-ноги отдохнули.
Экран выключить. Проводится физкультминутка.
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели – встали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Движения выполнять по содержанию
текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки
через стороны вверх и опустить вниз.
Дети садятся на места. Экран включается. На слайде – рыбы.
- Ребята, посмотрите, у рыбы есть плавники. Для чего они им нужны? ( Чтобы хорошо,
быстро плавать).
Следующий слайд:
- Посмотрите на утку. Обратите внимание на её лапки. Что у них особенного? (перепонки).
Для чего они нужны? (удобнее грести, плыть).
- А что помогает уткам передвигаться по воздуху? (крылья)
- А человек не имеет ни плавников, ни крыльев. Но он изобрёл различные инструменты и
машины, которые ему их заменяют. Давайте подумаем, что человеку заменяют…
На следующих слайдах – пары картинок, которые появляются по щелчку:
Плавники – ласты (чтобы быстро плавать в воде),
Лапа утки – лодка с вёслами (чтобы грести на лодке),
Бобёр – пила (пилить деревья, дрова),
Лошадь – велосипед и автомобиль (чтобы быстро передвигаться по суше),
Летящая птица – самолёт (чтобы передвигаться по воздуху).
- У человека нет острых зубов, крыльев, быстрых ног. Но мы видим, что человек как
разумное живое существо смог придумать изобретения, которые ему помогают в жизни. Я
вам предлагаю дома подумать, какие ещё предметы, механизмы «подсмотрел» человек у
животных.
- Чаще мы общаемся с домашними животными. Они приносят нам, людям, не только
пользу, но и просто хорошее настроение и положительные эмоции. А как вы думаете, у
самих животных бывает настроение?
- Как мы его узнаём? (По поведению).
- Скажите, а как мы узнаём, какое у человека настроение? (Не только по поведению, но и по
выражению лица).
- Определите, какое настроение у этих людей!
Показ
фотографий,
на
которых
запечатлены
дети
с
различными
эмоциями,
например:
- Наше занятие заканчивается. Понравилось оно вам?
- Что особенно понравилось?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было трудным?
- Мне было приятно с вами общаться. Сегодня мне особенно понравилось, как отвечал
Петя, как занимался Вадик, каким активным был Федя…
- Нарисуйте на этих шариках своё настроение!
Дети
маркерами
на
воздушных
шариках
рисуют
пиктограмму,
выражающую
эмоцию, начинают с шариками играть.