Автор: Натертышева Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44" Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область Наименование материала: Конспект занятия в средней группе Тема: Коллективный труд в уголке природы Раздел: дошкольное образование
Цель: развитие у детей трудовых навыков и умений.
Задачи:
Познакомить
детей
с
новым
способом
ухода
за
комнатными
растениями
–
рыхлением.
Закрепить умение убирать пыль с комнатных растений в соответствии с видами
листьев (влажной тряпочкой, кисточкой, путём опрыскивания).
Закрепить умение правильно поливать комнатные растения.
Поддерживать
интерес
к
уходу
за
комнатными
растениями,
понимания
необходимости помощи живому существу.
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие .
Предварительная работа:
наблюдение за растениями уголка природы; наблюдение за
трудом воспитателя;беседы, рассматривание иллюстраций.
Материал к занятию : конверт с письмом, гимнастическая скамейка (=«бревно»), туннель
(=складной «Лабиринт»), фартуки, лейка, кисточки, пульверизатор, тряпочки, клеёнки, таз
с водой, кукла Доктор Айболит.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель показывает конверт, на котором в уголке, как марка, изображен
доктор Айболит.
- Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто его написал? (Если дети сразу не
могут
ответить,
воспитатель
обращает
их
внимание
на
подсказку
–
марку
с
изображением Доктора Айболита).
- Давайте откроем конверт и прочитаем письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам добрый доктор Айболит. Я
сейчас в Царстве комнатных растений. Недавно сюда прилетала злая
колдунья по имени Пыль. Она запылила и засушила все растения.
Теперь они вянут, стоят пыльные, грязные, в сухой земле. Я умею
лечить животных, а вот как помочь растениям, не знаю. Помогите
мне, пожалуйста».
- Ребята, поможем доктору Айболиту освободить комнатные растения от пыли?
- В царство Комнатных растений мы отправимся по волшебной тропинке, на которой
встречаются препятствия. Если мы их преодолеем, то сможем пройти дальше. Вы готовы?
Тогда в путь.
Дети идут «змейкой» по группе вслед за воспитателем.
- Вот первое препятствие. Что это? («Бревно, поваленное дерево») Пройдём по нему!
1
Дети выполняют задание – проходят друг за другом по гимнастической скамейке,
держа руки в стороны.
- Можно идти дальше. Куда нас тропинка привела? («К пещере!», «В тоннель!») Мы ведь
не боимся темноты? Пройдём через тёмную и узкую пещеру?
Дети выполняют задание, ползут через тоннель.
- Вот мы и пришли в Царство комнатных растений. Давайте подойдём и поздороваемся с
растениями.
Подходят к уголку природы, здороваются с цветами.
- Что же с ними случилось? (В горшках земля сухая, серого цвета. Листья покрыты
пылью).
- Как мы с вами можем помочь растениям? (Можем полить и протереть листья).
- Для чего необходимо поливать растения? (Чтобы цветы не засохли, не погибли)
- Как вы думаете, для чего необходимо протирать листья от пыли? (Протирать листья от
пыли надо, чтобы растения были чистые, красивые, а листья – блестящие).
- А ещё, ребята, землю в горшках необходимо рыхлить палочкой. Это надо делать для того,
чтобы корни пили водичку. У палочки есть тупой и острый конец. Держим палочку за
тупой конец, а острым – рыхлим. Посмотрите, как я буду рыхлить землю. Рыхлю землю
вокруг стебля осторожно, чтобы не повредить корень и стебель, а дальше от стебля -
немножко поглубже.
Воспитатель
показывает,
как
правильно
рыхлить.
Затем
предлагает
детям,
помогая друг другу, надеть фартуки, закатать рукава, взять в руки палочки, выбрать
цветок и прорыхлить землю в горшке. Дети работают. Педагог напоминает им, что
рыхлить надо осторожно. По окончании работы дети ставят палочки в стаканчик.
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас сесть на коврик и рассказать о том, как мы поливаем
растения. (Носик у лейки держим над горшочком. Льем воду тихо, чтобы не сделать ямку
в земле).
- Какой водой мы поливаем растения? (Мы поливаем растения теплой водой, чтобы они
не заболели).
- Когда все растения политы, а вода закончилась, что нужно сделать? (Налить воды в
лейку).
- Давайте посмотрим на эти комнатные растения. (Воспитатель выставляет на стол
цветочные горшки с растениями называя их - фикус, аспидистра, розан). Чем похожи эти
растения? (У них большие листья).
- Как правильно вытирать пыль с них?
2
Воспитатель просит одного из детей показать. Ребёнок мочит тряпочку в тазике
с водой, отжимает, расправляет тряпочку на правой руке, на левую кладёт листок и
протирает его тряпочкой. Воспитатель хвалит его за правильно выполненные действия.
-
А
теперь
посмотрите
вот
на
эти
растения.
(Воспитатель
выставляет
на
стол
цветочные горшки с растениями называя их: бальзамин, аспарагус, бегония.) Что общего
между ними? (У этих растений маленькие листья).
- Как правильно удалять пыль с листьев этих растений? (Их надо опрыскивать)
- Назовите растения, у которых на листьях ворсинки? (Фиалка) Покажите фиалку среди
комнатных растений. Как мы будем очищать от пыли листья фиалки? (Кисточкой).
- Кто из вас будет поливать растения? Кто будет протирать листья тряпочкой? Кто желает
опрыскивать растения? Кто будет очищать листья от пыли кисточкой?
Дети
распределяют
виды
работ,
выполняют
трудовое
поручение,
а
затем
складывают инвентарь на место, в уголок природы.
- Ребята, вот мы с вами и помогли комнатным растениям избавиться от пыли. Подойдите и
полюбуйтесь ими. Какие они стали? (Растения стали красивые, чистые, блестящие).
Воспитатель достаёт куклу Доктор Айболит и от его имени благодарит детей за
помощь.
- Что вам сегодня понравилось?
- Чему вы научились?
- А сейчас попрощайтесь с комнатными растениями. Мы возвращаемся в детский сад.
Вслед за воспитателем дети передвигаются по группе «змейкой».
3