Напоминание

"Введение в педагогическую профессию"


Автор: Пищейко Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования, профориентолог
Учебное заведение: МКУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: с. Казачинское,Казачинско-Ленский район, Иркутская область
Наименование материала: Программа по профориентационной работе
Тема: "Введение в педагогическую профессию"
Раздел: полное образование





Назад




Согласовано Заведующий отделом образования Казачинско – Ленского района ____________________С.Д. Игнатко «___»___________20___г. Утверждаю Директор МОУ ДОД « ЦВР» Казачинско – Ленского муниципального района ____________________Л.Г.Горбатенко «___»___________20___г
Программа по профориентации «Введение в педагогическую

профессию» на 2026 -2017 годы

Пояснительная записка
Проблема выбора профессии является самой актуальной для выпускников общеобразовательных школ. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою дальнейшую жизнь, где учиться и куда пойти работать. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, спо собно стям, возможностям, ценностным установкам, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начло пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Проблема с педагогическими кадрами в нашем районе, дает возможность решение проблемы с помощью профориентационных работ по программе «Введение в педагогическую профессию». Профориентационная программа для старшеклассников предназначена для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы. Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важных задач общеобразовательных учреждений. Подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается уже в процессе в соответствующем учебном заведении. В настоящее время существует разрыв между новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога и качеством подготовки кадров системы образования. Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, дискуссий, практических занятий. Что позволит обучающимся принять участие в педагогической деятельности. Следовательно, предусмотрены не только лекционные формы, а большую часть составляют занятия практической направленности:
педагогических ситуаций, сценариев внеклассных мероприятий, посещение занятий, проведение занятий самостоятельно, а также с целью осознанного выбора предложены экскурсии в средние и высшие учебные заведения, встречи с преподавателями ВУЗов, ССУЗов педагогических образовательных учреждений Иркутской области. Настоящая программа ориентирует педагогическое образование на соответствие современным запросам в области содержания, технологий и условий подготовки педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования. Данная программа представляет собой, профориентационный цикл занятий педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы. Главным приоритетом программы является тот факт – это целевое поступление. Целевое обучение — это возможность бесплатно учиться по направлению от предприятия или учреждения. Оформляется трехсторонним договором между государственным учреждением, вузом и студентом. После завершения учебы в университете выпускник обязательно должен отработать 3 года в организации, направившей его на обучение и оплатившей всю стоимость его учебы. Сам факт целевого обучения позволяет ликвидировать нехватку педагогических кадров в Казачинско – Ленском районе. Программа «Введение в педагогическую профессию» является авторской. Разработана психологом – профориентологом О.В.Пищейко. Цель: 1. Обеспечить ОУ Казачинско–Ленского Муниципального района высококвалифицированными педагогическими кадрами. Задачи: 1.Усиление профориентационной работы по педагогической направленности со старшеклассниками ОУ района; 2. Повысить престиж труда педагогических работников; 3.Познакомить учащихся с подходами в организации педагогической деятельности, вызвать интерес у учащихся к профессии педагога; 4.Обеспечить усвоение учащимся знаний, умений и навыков организации педагогической деятельности, изучить профессионально значимые качества, необходимые будущему педагогу; 5. Кадровое обеспечение системы образования в районе. Срок реализации программы: 2016-2017 годы. Ожидаемые результаты:
 создание условия для закрепления молодых специалистов в ОУ района;  удовлетворение потребности образовательных учреждений системы общего образования края в профессиональных педагогических кадрах;  качественная подготовка специалистов для образовательных учреждений Казачинско – Ленского района в соответствии с требованиями модернизации образования;  повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников школы. Механизм реализации программы: С целью подготовки квалифицированных педагогических кадров и обеспечения развития коллектива в условиях экспериментальной и инновационной деятельности осуществляется сотрудничество(заключение договора социального партнерства) с педагогическими образовательными учреждениями: «Киренский профессионально – педагогический колледж», Братский педагогический колледж, Иркутский Государственный Университет, Братский Государственный Университет, Иркутский региональный колледж педагогического образования. Понятия и принципы: Программа – это нормативно-управленческий документ развития кадровой политики ОУ Казачинско – Ленского района. Основными принципами программы являются: Целенаправленность деятельности в соответствии с образовательным запросом и заказом педагогических кадров школы; Системность и последовательность осуществления преемственности и непрерывности образования педагогических кадров школ. Программа включает 2 раздела: 1.Общая характеристика и основные проблемы кадровой ситуации в ОУ Казачинско – Ленского района. 2.Мероприятия по реализации Программы «Педагогические кадры школы на 2016-2017 годы». Общая характеристика и основные проблемы кадровой ситуации в ОУ. Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий. Анализируя проблему с педагогическими кадрами в ОУ района, выявлен недостаток педагогических кадров по следующим дисциплинам: Воспитатель ДО, преподавателей математики, русского языка, химии, английского языка, музыки, биологии, учителей начальных классов. В результате учащиеся должны иметь представления о:  возникновении и развитии педагогической профессии;
 социальной значимости труда учителя;  педагогических учебных заведениях;  роли и сущности педагогической профессии. Уметь:  анализировать свою деятельность;  организовывать жизнь и деятельность детей;  осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю. Особенности профессии. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Мероприятия по реализации программы: 1.Работа с администрацией, педагогами, профориетологами школ, создание «Инициативной группы учителей»; 2. Работа с учащимися по ознакомлению с педагогическими профессиями. Определение с выбором учащихся. Информирование о Целевом поступлении; 3. Проведения семинара «Школа начинающего педагога» с привлечением учащихся и педагогов; 4. Экскурсы учащихся на уроки, занятия учителей - активистов с целью наблюдения за деятельностью педагога – наставника; 5. Определение учащихся с выбором факультета; 6. Собеседование учащихся с преподавателями ВУЗов, ССУЗов педагогического образования Иркутской области на конференции по профориентации «Выбор»; 7. Определение учащихся с выбором предмета, по которым нужно сдавать ЕГЭ с учетом выбираемого факультета; 8.Сотрудничество с сотрудником отдела по « Молодежной политике» Муниципалного района; 9. Взаимодействие с администрацией Муниципалного района по вопросу целевого направления учащихся в педагогические ВУЗы, ССУЗы по Иркутской области; 10.Заключение договора социального партнерства с педагогическими ВУЗами, ССУЗами по Иркутской области.

План мероприятий по профориентации на 2016 – 2017 годы.
№ Содержание деятельности Дата Ответственный
Организационная работа в школе
1. Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. сентябрь Пищейко О.В. профориентологи СОШ 2. Работа с администрацией, педагогами, профориетологами школ. В течение года Пищейко О.В. 3. Сотрудничество с отделом « Молодежной политике» Муниципального района; В течение года Пищейко О.В. Антипина В.В. 4. Взаимодействие с администрацией Муниципального района по вопросу целевого направления учащихся в педагогические ВУЗы, ССУЗы по Иркутской области В течение года Пищейко О.В. 5. Организация и проведение конференции «Выбор» с представителями ВУЗов, ССУЗов Ноябрь, февраль Пищейко О.В.
Работа с педагогическими кадрами
1. Проведение семинара : «Организация профориентационной работы по целевым направлениям». сентябрь Пищейко О.В. профориентологи СОШ, педагоги. 2. Создание «Инициативной группы учителей» сентябрь Профориентологи СОШ, Пищейко О.В. 3. Проведения семинара «Школа начинающего педагога» октябрь Пищейко О.В. профориентологи СОШ, педагоги.
4 Проведения семинара «Путь в профессию начинается в школе» ноябрь Профориентологи СОШ, Пищейко О.В. Робота с родителями. 1 Проведение родительского собрания «Роль родителей в содействии построения образовательного профессионального маршрута выпускника» сентябрь Профориентологи СОШ 2 Информирование родителей (законных представителей) о программе Целевого поступления. Сентябрь - февраль Пищейко О.В. профориентологи СОШ. 3. Индивидуальные консультации родителей по вопросу целевого поступления учащихся их будущих профессий. В течение года. Пищейко О.В. профориентологи СОШ. 4. Организовать встречи с представителями учебных заведений. Ноябрь февраль Пищейко О.В. профориентологи СОШ.
Работа с учащимися
1. Определение с выбором учащихся. Информирование учащихся о программе Целевого поступления. Сентябрь, октябрь. Профориентологи СОШ. 2. Проведения семинара «Школа начинающего педагога» октябрь Пищейко О.В. профориентологи СОШ. 3. Круглый стол «История нашей профессии»,«Профессия, в которой я вижу себя». ноябрь Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 4. Беседа «Я точно знаю, кем я стану…» декабрь Профориентологи
СОШ, педагоги – активисты. 5. Круглый стол «Ступени мастерства» «В помощь выпускнику» декабрь Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 6. Беседа «Учитель в моей жизни» Январь Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 7. Диспут «Поступь профессионала» февраль Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 8. Экскурсы учащихся на уроки, занятия учителя - наставника. Ноябрь - март Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 9. Профессиональные пробы. Февраль - апрель Профориентологи СОШ, педагоги – активисты. 10 . Встреча с представителями ВУЗов, ССУЗов педагогического образования. Ноябрь, февраль. Пищейко О.В. Профориентологи СОШ, родители. 11. Определение с выбором факультета. Выбор экзамена. Ноябрь, февраль. профориентологи СОШ
Информационно-методическое обеспечение

Список литературы
1. Балакирева Э.В.Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль / Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб: КАРО, 2005. 2. Болдина Е., Ащеулова К.Педагогические ситуации. – М.: Школьная пресса, 2000. 3. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / Ред.Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
4. Гаврюшин Н.К. Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982. 5. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 6. Каспаржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. 7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986. 9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 10. Шмидт В.Р.Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


В раздел образования