Напоминание

Технология исследовательского обучения на уроках химии.


Автор: Овчаренко Елена Игоревна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №463 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Технология исследовательского обучения на уроках химии.
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ. Современная школа должна готовить учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации. Материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, непроизвольно лучше запоминается. Недаром древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь. Я в своей работе использую разные личностно-ориентированные технологии, но чаще всего исследовательское обучение, имеющее практическую направленность. Технология исследовательского обучения способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…». Использование исследовательского метода обучения:  позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;  должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;  овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений. Реализация технологии исследовательского обучения идет через проведение уроков- исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы. На уроках-исследованиях ставлю две цели: дидактическую - обучение предмету и педагогическую - обучение исследовательской деятельности. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).
Уровень урока, вид

исследования,

возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Начальный 1 уровень 8-9 класс На доске обязательно пишу названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя и н ф о рм а ц и ю , записанную на доске.
исследовательской работы. Продвинутый 2 уровень 9-10 класс На доске записываю названия ступеней исследовательской деятельности по необходимости. Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д. Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы. Высший 3 уровень 10-11 класс Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах. Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности. На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как- то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся. При выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по химии формируется и информационная компетенция, связанная с критическим отношением к распространяемой по каналам СМИ рекламе. Исследуя состав и качество различных товаров, например, моющих средств, продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому одним из вариантов ее организации является создание учащимися творческих проектов с использованием компьютерных технологий. Считаю, что такой подход к обучению приносит свои положительные результаты.


В раздел образования