Технология исследовательского обучения на уроках химии.
Автор: Овчаренко Елена Игоревна Должность: учитель химии Учебное заведение: ГБОУ СОШ №463 Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Технология исследовательского обучения на уроках химии. Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.
Современная школа должна готовить учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания,
ориентироваться в конкретной ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это
возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций: анализа
и
синтеза,
сравнения,
обобщения,
систематизации,
конкретизации.
Материал,
с
которым
связана
интересная и сложная умственная работа, непроизвольно лучше запоминается.
Недаром древнекитайская мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Я в своей работе использую разные личностно-ориентированные технологии, но чаще всего
исследовательское
обучение,
имеющее
практическую
направленность.
Технология
исследовательского обучения способствует формированию ключевых компетенций у учащихся.
Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать
знание на деле…».
Использование исследовательского метода обучения:
позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
должен
способствовать
формированию
и
развитию
творческого
химического
мышления,
привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
овладению
доступными
для
учащихся
научными
методами
исследования
химических
процессов и явлений.
Реализация
технологии
исследовательского
обучения
идет
через
проведение
уроков-
исследований,
исследовательских
практикумов,
домашних
практических
работ
и
внеурочной
исследовательской работы.
На
уроках-исследованиях
ставлю
две
цели:
дидактическую
-
обучение
предмету
и
педагогическую - обучение исследовательской деятельности.
По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:
уроки
по
выбору
темы
и
метода
исследования,
по
выработке
умения
формулировать
цель
исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание
сообщений, защита рефератов и т.д.
По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на
уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или
высшему (3 уровень).
Уровень урока, вид
исследования,
возрастная группа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Начальный
1 уровень
8-9 класс
На доске обязательно пишу
названия основных ступеней
исследовательской
деятельности. Формулирую
проблему, сообщаю тему и
цель исследования. Даю
готовый алгоритм
Отвечают
на
поставленные
мной
вопросы.
Следуют
алгоритму
работы,
предложенному
мной.
Сверяют
свои
действия
с
образцом
исследования,
используя
и н ф о рм а ц и ю ,
записанную на доске.
исследовательской работы.
Продвинутый
2 уровень
9-10 класс
На доске записываю названия
ступеней исследовательской
деятельности по
необходимости. Формулирую
проблему. Подвожу учащихся к
пониманию темы и цели
исследования. Направляю
деятельность учащихся в русло
исследовательской работы без
использования терминов
«проблема», «гипотеза»,
«вывод» и т.д.
Самостоятельно
планируют
и
выполняют
исследовательскую работу. При необходимости
консультируются
со
мной.
Получают
оценку
(правильно или не правильно) за каждый этап
работы.
Высший
3 уровень
10-11 класс
Формулирую проблему.
Подвожу учащихся к
самостоятельному
формулированию темы и цели
исследования. Создаю условия
для исследовательской
деятельности: обеспечиваю
учебный процесс
дидактическим материалом,
организую индивидуальную
работу и деловое общение
учащихся в группах или парах.
Планируют
и
проводят
исследовательскую
деятельность самостоятельно, без моей помощи
и консультации
Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с
постоянным
увеличением
степени
самостоятельности
учеников
в
их
исследовательской
учебной
деятельности.
На
уроках-исследованиях
использую
разнообразные
формы
обучения
учащихся:
индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-
то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую
работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они
их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в
комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя
исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для
современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую
деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической
речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой
химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ
формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид
деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.
При выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по
химии формируется и информационная компетенция, связанная с критическим отношением к
распространяемой по каналам СМИ рекламе. Исследуя состав и качество различных товаров,
например, моющих средств, продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают
выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому одним из вариантов ее
организации является создание учащимися творческих проектов с использованием компьютерных
технологий. Считаю, что такой подход к обучению приносит свои положительные результаты.