Использование музейной педагогики в социально - коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Автор: Виноградова Вера Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 78" Населённый пункт: город Череповец Наименование материала: статья Тема: Использование музейной педагогики в социально - коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Раздел: дошкольное образование
Виноградова Вера Юрьевна
г. Череповец, МБДОУ «Детский сад №78»
vinogradovavy@mail
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛЬНО –
КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ »
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо многим
педагогам.
У
музейной
педагогики
большое
будущее
и
большие
перспективы,
так
как
именно
такая
педагогика
спо собствует
формированию
у
детей
потребности
в
общении
с
культурными
ценностями,
приобщает
их
к
великому
культурному
наследию
нашей
страны.
М.Ю. Юхневич дает следующее определение музейной педагогики:
«Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения,
педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную
систему…
Детская
аудитория
стала
своеобразным
стимулом
для
переоценки
сложившихся
представлений
о
сущности
образовательной
деятельности
музея,
о
способах
общения
с
ней.
Она
открывала
пространство
для
эксперимента
и
творчества
–
поиска
новых
форм
и
методик. Поэтому можно утверждать, что музей очень многим обязан
ребенку» [3].
В современном дошкольном учреждении музейная педагогика
является
одним из направлений образовательной деятельности. Патриотическое,
нравственное воспитание, социально-коммуникативное развитие детей
-
такие
важные
задачи
можно
успешно
решать,
используя
в
работе
музейную педагогику.
Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом
социально - культурного опыта, необходимого для включения в систему
общественных отношений, которые состоят из: 1) трудовых навыков; 2)
знаний; 3) норм, ценностей, правил; 4) социальных качеств личности,
которые позволяет человеку комфортное и эффективное существование в
обществе
других
людей,
развитие
толерантности,
сознания
родителей,
педагогов и детей [2].
Коммуникация – это передача информации, общение, обмен идеями,
мыслями, сведениями.
Музейная
коммуникация
-
это
процесс
общения
посетителя
с
музейными
экспонатами,
представляющими
собой
«реальные
вещи».
Таким
образом, социально
–
коммуникативное
развитие
детей
дошкольного
возраста – это процесс усвоения и осмысления детьми
социально – культурного опыта, который происходит с помощью музейной
коммуникации, на понятном и доступном детям уровне.
Основным направлением музейной педагогики в ДОУ является создание
мини
–
музеев.
Почему
«мини-музей»?
Потому
что
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
невозможно
создать
полноценную музейную экспозицию, тематика мини-музеев в ДОУ всегда
узконаправленная, содержание экспозиции должно быть близко и понятно
детям дошкольного возраста.
Мини-музеи – отличный способ вовлечения детей в общение с другими
детьми и взрослыми, организации очень увлекательной и познавательной
деятельности, воздействия на эмоциональную сферу детей. Мини-музей в
детском саду - это не просто организация выставок, это разнообразные
формы деятельности:
поиск и сбор материалов,
отбор экспонатов для музея,
встречи с интересными людьми,
исследовательская и проектная деятельность,
знакомство с интересными фактами, явлениями, предметами,
проведение развлечений и праздников,
проведение экскурсий в мини – музее для гостей (родителей, детей
из своей группы, других групп).
Особенно важна такая работа в группах компенсирующей направленности,
в том числе и для детей с нарушениями речи.
Цель
создания
мини-музея
в
ДОУ:
создание
условий
для
развития
личности ребенка,
развитие речи (монологической, диалогической)
детей старшего дошкольного возраста в разных видах
деятельности;
уточнение
и
расширение
представлений
детей
по
основным
областям
образовательной программы.
Задачи работы с детьми:
Р а з в и ват ь
р а з л и ч н ы е
в и д ы
д е т с ко й
д е я т е л ь н о с т и :
коммуникативную,
познавательно-исследовательскую,
игровую,
продуктивную.
Формировать
у
детей
старшего
дошкольного
в о з р а с т а
первоначальные представления о музее.
Способствовать формированию познавательной деятельности.
Способствовать формированию проектно-исследовательских умений
и навыков.
Расширять словарный запас.
Воспитывать культуру поведения.
Воспитывать любовь к своей Родине, родному краю.
Обогащать предметно – развивающую среду в группе.
Использовать
в
образовательном
пространстве
ДОУ
современные
образовательные технологии.
В моей работе началом использования музейной педагогики стало создание
«Музея
Матрешки» в детском саду. Впоследствии уже в группе были
созданы мини-музеи: перчаток, старых новогодних игрушек, ложек,
колокольчиков,
«Музей
семейных
традиций».
Одними
из
последних
проектов в нашей группе стали «Музей старинных игр и забав» и выставка
к 70-летию Победы в ВОВ «О героях войны мы память храним…».
«Музей Матрешки»
Наш детский сад называется «Матрешка», поэтому и был создан музей
этой игрушки. Экспонаты собирались силами всего детского сада. Дети
имеют
возможность
увидеть
многообразие
этой
русской
игрушки,
послушать
рассказ
об
истории
развития
матрешки,
почувствовать,
как
изменилась со временем традиционная русская игрушка.
«Музей семейных традиций»
Одним из самых необычных музеев стал «Музей семейных традиций». В
нем
были
собраны
семейные
генеалогические
древа,
семейные
гербы,
которые
каждая
семья
придумала,
отразив
в
гербах
свои
увлечения,
жизненную позицию, историю своей семьи. Для родителей и детей был
проведен праздник «Семья – это то, что с тобой навсегда…». На празднике
каждая семья рассказала о своих увлечениях, родители представили для
выставки
разные
интересные
коллекции:
старые
открытки,
монеты,
календарики, конфетные фантики.
Выставка к 70-летию Победы в ВОВ «О героях войны мы память
храним…»
С
помощью
родителей
были
собраны
очень
интересные
экспонаты:
награды участников ВОВ (прадедушек наших детей), копии
наградных
листов,
копии
приказов
о
награждении,
личные
вещи
фронтовиков,
газетная
статья
о
прадедушке
нашей
воспитанницы,
фронтовые
фотографии, книги о войне и т.д. Выставка вызвала у детей очень большой
интерес. Через знакомство с подвигом своих прадедушек и закладывается
любовь к Родине, бережное отношение к истории своей страны и своей
семьи. Экспонаты музея помогли нам подготовиться к конкурсу «Война
глазами детей, внуков и правнуков». В этом году наши дети вышли в финал
и заняли призовое место.
«Музей старинных игр и забав»
В нем были собраны игры и забавы, в которые играли дети и взрослые в
старину. Наши ребята познакомились с названиями игр и забав,
узнали
историю возникновения разных игр, научились играть в старинные игры.
Дети провели интерактивную экскурсию для педагогов городских ДОУ.
Экскурсия гостям была интересна , а детям очень понравилось быть в роли
экскурсоводов.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников
и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все
это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее
дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину, т. е. проходит
процесс социализации ребенка.
Литература:
1. Морозова, А. Н. , Мельникова, О. В. Музейная педагогика [Текст] / А. Н.
Мельникова, О. В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Социализация дошкольника через игру / под ред. Т. В. Пятница [текст] /
Т. В. Пятница. - М.: Белый ветер,2004.
3.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной
педагогике. - Москва, 2001.