Статья "Роль игровой деятельности в развитии и воспитании дошкольников 3-4 лет"
Автор: Ильина Ольга Петровна Должность: педагог дошкольного образования (воспитатель) Учебное заведение: МБОУЛ "Воронежский Учебно-Воспитательный Комплекс им. А. П. Киселева" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Статья "Роль игровой деятельности в развитии и воспитании дошкольников 3-4 лет" Раздел: дошкольное образование
Автор статьи
Ильина Ольга Петровна
воспитатель
Статья «Роль игровой деятельности в развитии и воспитании
дошкольников 3-4 лет»
Главная и ведущая деятельность дошкольника — игровая, только в игре
зарождаются и первоначально развиваются все формы деятельности детей.
Только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним
взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному
общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний
игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы,
расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные
чувства.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Повышается активность ребенка,
усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и
координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид
деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия
ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах
деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном
поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной
целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированности
произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело
ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении с
взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает
взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом
психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш
получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои
познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного
возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх
возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на
себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется
интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве
образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.
Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми
и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей
доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах
деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка
со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление,
воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать
свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления
о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета
и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются
особенности воспринимаемых предметов.
Под руководством взрослого дети самостоятельно учатся отражать в играх
несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий.
Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько
сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить
назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных
ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). В
таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной
мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с
воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления
доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок
испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры,
воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам,
а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом
симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Педагог привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам
на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на
транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки
«Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З.
Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения
принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с
принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу,
попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал,
обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый
поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник,
кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.
Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке
воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих
(дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают
соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и
анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в
пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся
действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться
очередности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами.
Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и
навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они
помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и
включаются как в регламентированную (специально организованные
занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и
праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока еще не
обладают способностью удерживать в уме большое количество правил и
последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на
основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочередных действий (по
сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Общей
целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное
физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций,
получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со
сверстниками.
Современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это
значит, что у ребенка не развивается активность, любознательность,
воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Нам
необходимо помочь детям научиться играть. В игре формируются все
стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его
психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию
развития, этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Литература:
1 .А.К. Бондаренко, А.И. Матусик
«Воспитание детей в игре»
М: «Просвещение» 2014г.
2. В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова
«Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей»
М: «Центр педагогического образования» 2015г.
3. Н.Ф. Губанов, «Развитие игровой деятельности»: Младшая группа. –
М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
4.
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания.- М.: ИЦ
Академия, 2014
5.
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. - Юрайт, 2015