Напоминание

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в детском саду


Автор: Савельева Любовь Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 149
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Экспериментально-исследовательская деятельность детей в

детском саду
В последние годы большое внимание уделяется детскому экспериментированию. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, в новых знаниях. Эта потребность изучена в целом ряде исследований (Л. И. Божович, М.П. Денисова, М. И. Лисина, Н. Н. Фигурин, Н. М. Щелованов и др.). Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает, затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, имеется ввиду активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное ( пр о це с суа льно е ) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудия действия. В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребёнок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребёнком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н. Н. Поддьякова) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Если взрослые всерьёз относятся к бесконечным детским вопросам «когда?», «как?», «почему?», у них есть только один путь – экспериментирование. Кстати, порой он действительно приводит к великим открытиям. Педагоги полностью разделяют желание родителей видеть своих детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков). На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний само стоятельно или под тактичным руководством в з р о с л о го , осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Многие педагоги
сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей. Причины этого лежат в ограниченности интеллектуальных интересов, впечатлений ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, можно сделать вывод о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Следовательно, встает вопрос: на какой деятельности должен строиться обучающий процесс, если ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения дошкольников – практическая? Н.Н. Поддъяков отметил: “В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели” В 90-е годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила
перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, поэтому следует целенаправленно развивать у детей познавательный интерес с младшего возраста. Особенности исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте заключаются в том, что работа направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок не рассыпается?) Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 1) О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2) О природных явлениях (снегопад, солнце, вода, ветер, снег - одно из агрегатных состояний воды, теплота, звук, вес, притяжение). 3) О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы, проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов). 4) О способах обследования объекта («Кулинария для кукол» как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5) О предметном мире (одежда, транспорт, игрушки и прочее). В среднем дошкольном возрасте работа направлена на расширение представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Основными задачами в процессе экспериментирования являются: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); 2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? Как она используется?); 3) Классификация предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая);
Основное содержание исследований проводимых детьми предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, ткань, дерево, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, лёд). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия необходимые для их роста и развития (свет, тепло, влага). 4. О предметном мире. 5. О геометрических эталонах (круг, треугольник, прямоугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов обозначающих свойства объектов и явлений. Дети знакомятся с происхождением слов (таких, как сахарница, мыльница и т. д.) Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом являются: 1) Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (как быстрее построить прочный дом для кукол?). 2) Классификация на основе сравнения по длине, форме, цвету, орнаменту, материалу, плотности, фактуре.
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование следующих представлений: 1.О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, керамика, поролон и т. д.) 2.О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год). 3.Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни, как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу. 4.О мире растений (особенности поверхностей овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек, сравнение цветов и других растений). 5.О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, морской, железнодорожный и т. д.). 6.О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их. Классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Экспериментальная работа вызывает интерес у ребенка к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.


В раздел образования