Особенности ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры
Автор: Гриценко Ольга Вадимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад №1"Огонек" Населённый пункт: город Красный Сулин Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Особенности ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры Раздел: дошкольное образование
Особенности ознакомления дошкольников с произведениями
скульптуры.
В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление
изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-
высекать,
вырезать)
-
это
вид
изобразительного
искусства,
произведения
которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень,
металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это
композиция не на плоскости, а в пространстве.Средствами художественной
выразительности скульптуры являются: пластичность объема, фактура его
поверхности, насыщенность массы - ощущение ее тяжести или легкости.
взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного
изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится
на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая
скульптура и рельеф. Круглая скульптура - это полно объемное изображение,
рельеф - неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью.
Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над
плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение
значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.
Монументальная
скульптура
-
создается
для
конкретного
архитектурно-
пространственного
или
природного
окружения.
Отличается
масштабом,
единством
содержания,
исторические
события,
создается
в
честь
выдающихся
людей:
памятники,
монументы,
мемориальные
сооружения,
скульптурные композиции.
Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и
жилых
интерьеров.
Распространены
жанры
анималистический,
бытовой,
портрет.
Декоративная
скульптура
-
объединяет
многообразные
средства
пластического
украшения
города,
зданий,
сооружений,
садов
и
парков,
общественных
и
частных
интерьеров.
Включает
монументально
–
декоративную
скульптуру,
городскую,
мелкую
пластику.
В
становлении
нравственно-эстетического
сознания,
в
формировании
художественных
вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности большое
значение имеет скульптура. В работе с детьми целесообразно использовать
скульптуру
малых
форм,
особенно
анималистического
жанра,
которая
привлекает фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость,
цветом,
размером,
декоративностью.
Для
детей
3-4
лет
характерно
«действенно
игровое
отношение
к
образам
искусства
как
к
обычным
предметам.
Эмоциональное
впечатление
у
них
возникают
чаще
всего
от
сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию
скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного
творчества. До 6 года дети не отличают от игрушки, не всегда понимают
декоративную функцию мелкой пластики. К 7 годам начинают правильно
определять назначение скульптуры. Они уже не смешивают с игрушкой.
Эстетическую
оценку
скульптуры
они
связывают
с
ее
содержанием,
отдельными
сенсорными
признаками
(формой,
цветом).
Однако
у
них
отсутствует
в
речи
слова
«скульптура»,
«скульптор».
Они
заменяют
их:
«памятник»,
«сувенир».
У
детей
5-6
лет
характерны
самостоятельность
выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа.
В них прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу.
Дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и задача
педагога
научить
понимать
специфику
«языка»
скульптуры.
Начинать
знакомство со скульптурой малых форм, с декоративной народной игрушки.
Данный вид знакомит детей с образами животных и фигурами людей в
действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано на занятиях,
на
выставке
в
группе,
в
музее.
Во
время
занятий
детей
знакомят
с
произведениями
искусства
посредством
фотографий,
слайдов,
фильмов.
Рассказы о том, как скульптура по - разному передает образ животных,
помогает
воспринимать
необычность
позы,
изменение
пропорций
на
объединение
нескольких
фигур
в
одну
группу
на
подставке,
условность
цветовой окраски. Педагог может разъяснить содержание того или иного
произведения, рассказать о его художественных достоинствах. Также дети
могут и зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала фигура
воспринимается в целом, затем отдельные детали. Это расширяет знания о
событиях и явлениях жизни, познают различные возможности изображения,
понимают
как
красиво
и
разнообразно
можно
их
вылепить.
При
ознакомлении
со
скульптурой
следует
обращать
внимание
на
характер
движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно
назвать
и
определять
характер
действий.
Использование
скульптуры
на
занятиях
по
лепке
значительно
обогащает
процесс
создания
детьми
пластического образа.
С
целью
знакомства
со
скульптурой
рекомендуется
устраивать
выставки
скульптур в группе. Сначала дети с педагогом рассматривают совместно,
затем
самостоятельно,
что
обогащает
их
восприятие.
Для
выставок
желательно иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит
кур»,
«Девочка
с
куклой»,
«Лыжник»,
сказочные
образы
«Снегурочка»,
«Аленушка»,
«Иванушка
на
гусе».
Также
важно
иметь
скульптур,
изображающих животных, птиц. Важное значение имеет в ознакомлении со
скульптурой посещение музеев, где дети могут непосредственно увидеть
произведения искусства.
Таким
образом,
ознакомление
детей
со
скульптурой
представляет
собой
последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети
подходят
к
овладению
«языком»
пластического
искусства,
освоение
отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает
детям
осмысливать
их
связь
с
художественным
образом.
Элементарные
знания
о
скульптуре
дают
возможность
делать
выводы,
рассуждать,
сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают
сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее
доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают,
дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной
степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность
по
лепке,
составление
творческих
рассказов
по
скульптуре,
в
процессе
которых
происходит
формирование
начальных
суждений
эстетической
оценки.
Ознакомление
дошкольников
со
скульптурой
способствует
гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия,
художественных способностей в творчестве.
Литература:С.В.Погодина.