Напоминание

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ. КНИГИ-САМОДЕЛКИ


Автор: Ромашкина Александра Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с 123
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ. КНИГИ-САМОДЕЛКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ. КНИГИ-САМОДЕЛКИ Сегодня в обществе особенно остро стоит проблема приобщения ребенка к чтению. Современные дети всё чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. По итогам мониторинга, проведенного еще в 2008 г., только в 8% современных семей родители читают детям книги. При этом 48% жителей России не читают вообще и не боятся в этом признаться. Дошкольный возраст – время становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя. Эта цель достигается благодаря использованию таких форм сотрудничества с родителями, как индивидуальные консультации, семинары-практикумы, фотопрезентации, конкурс книг-самоделок и т.д. Цель конкурса книг-самоделок заключается в формировании интереса и бережного отношения к книгам; закреплении знаний
особенностей различных литературных жанров и вариативности в оформлении книг; развитии художественного и литературного творчества детей; формировании положительного образа Я. Предварительная работа: рассматривание оформления обложек, титульных листов, буквиц, иллюстраций и рисунков в разных печатных изданиях; дидактические игры и упражнения на закрепление знаний особенностей литературных жанров (сказок, стихов, рассказов); беседы о бережном отношении к книгам, организация «книжной больницы»; сочинение сказок, стихов и рассказов; работа над созданием книжек- самоделок (выбор стиля, оформление обложки, создание иллюстраций); проведение выставки книг в группе и выбор лучших из них; подготовка к презентации книг. Особое место в дошкольном образовании отводится социально- личностному развитию ребенка. Такие социальные качества, как самостоятельность, ответственность, помогают ребенку взрослеть, а уверенность и инициативность обеспечивают успешную социализацию дошкольника. В старшем дошкольном возрасте формируется наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Мнение дошкольника о себе во многом зависит от того, как его оценивают окружающие и, в первую очередь, взрослые. Заниженные оценки приводят к негативной оценке самого себя, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, однако играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. В целях формирования у дошкольника-выпускника адекватной самооценки можно организовать работу по созданию собственной первой книги о себе, которая «пишется» в течение всего учебного года, предшествующего выпуску в школу. «Книга про меня» включает заранее подготовленные воспитателем оформленные листы (шаблоны), которые ребенок дополняет рисунками и текстами. Если ребенок не умеет писать, он рассказывает свои мысли воспитателю и тот оформляет их сам. Тематика листов следующая: «Мой портрет. Кто я?», «Особые приметы», «Мне весело, когда…», «Мне грустно, когда…», «Больше всего мне нравится в себе…», «Больше всего мне не нравиться в себе…», «Когда я вырасту, я стану…», «Портрет моей семьи», «Моя группа», «Зачем я хожу в детский сад», «Рассказ про моего воспитателя» и т.д. Одна из форм творческой деятельности детей и родителей: создание книг-фотоальбомов: «Каким я был», «Что я умел», «Чему научился»,
«Кем я буду», «Что я люблю больше всего», «Моя семья», «Смешные высказывания», «Как я провел лето» и т.д. Таким образом, данная работа педагогического коллектива и родителей с детьми позволяет не только сформировать у детей представления о себе и своих взаимоотношениях с другими людьми, но и выразить их в словесной форме. Важно и то, что «Книга про меня» и книги- фотоальбомы останутся у ребенка и будут ценным воспоминанием о таком значимом для каждого человека периоде, как дошкольное детство.


В раздел образования