СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ. КНИГИ-САМОДЕЛКИ
Автор: Ромашкина Александра Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с 123 Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Статья Тема: СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ. КНИГИ-САМОДЕЛКИ Раздел: дошкольное образование
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ПО
ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ.
КНИГИ-САМОДЕЛКИ
Сегодня в обществе особенно остро стоит проблема приобщения
ребенка к чтению. Современные дети всё чаще проводят большую часть
своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Все
дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми
чтения.
Некоторые
родители,
делая
попытки
приобщить
ребенка
к
чтению,
сталкиваются
с
проблемой
удержания
детского
внимания,
неумением
заинтересовать
дошкольника
сюжетом
произведения.
В
результате
они
оставляют
это
занятие,
считая,
что
ребенку
просто
неинтересно.
Изменить
сложившуюся
ситуацию
поможет
организация
взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
По итогам мониторинга, проведенного еще в 2008 г., только в 8%
современных семей родители читают детям книги. При этом 48% жителей
России не читают вообще и не боятся в этом признаться.
Дошкольный возраст – время становления ребенка как читателя,
требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей
дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как
приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники
между
ребенком
и
печатным
художественным
словом,
задача
же
воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы
является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас,
грамотно
строить
предложения,
выразительно
и
красиво
говорить.
Помимо
этого,
чтение
развивает
интеллект,
дает
новые
знания,
вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение
к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии
дошкольника:
развивается
фонематический
слух,
память,
внимание,
воображение.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна
быть
систематической,
грамотно
организованной,
методически
разнообразной,
посвященной
одной
цели
–
воспитанию
настоящего
читателя. Эта цель достигается благодаря использованию таких форм
сотрудничества
с
родителями,
как
индивидуальные
консультации,
семинары-практикумы, фотопрезентации, конкурс книг-самоделок и т.д.
Цель конкурса книг-самоделок заключается в формировании
интереса
и
бережного
отношения
к
книгам;
закреплении
знаний
особенностей
различных
литературных
жанров
и
вариативности
в
оформлении книг; развитии художественного и литературного творчества
детей; формировании положительного образа Я.
Предварительная работа: рассматривание оформления обложек,
титульных листов, буквиц, иллюстраций и рисунков в разных печатных
изданиях;
дидактические
игры
и
упражнения
на
закрепление
знаний
особенностей литературных жанров (сказок, стихов, рассказов); беседы о
бережном
отношении
к
книгам,
организация
«книжной
больницы»;
сочинение сказок, стихов и рассказов; работа над созданием книжек-
самоделок (выбор стиля, оформление обложки, создание иллюстраций);
проведение выставки книг в группе и выбор лучших из них; подготовка к
презентации книг.
Особое место в дошкольном образовании отводится социально-
личностному
развитию
ребенка.
Такие
социальные
качества,
как
самостоятельность,
ответственность,
помогают
ребенку
взрослеть,
а
уверенность и инициативность обеспечивают успешную социализацию
дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте формируется наиболее сложный
компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и
мыслей о себе. Мнение дошкольника о себе во многом зависит от того,
как
его
оценивают
окружающие
и,
в
первую
очередь,
взрослые.
Заниженные
оценки
приводят
к
негативной
оценке
самого
себя,
а
завышенные
искажают
представления
детей
о
своих
возможностях
в
сторону преувеличения результатов, однако играют положительную роль
в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
В целях формирования у дошкольника-выпускника адекватной
самооценки можно организовать работу по созданию собственной первой
книги
о
себе,
которая
«пишется»
в
течение
всего
учебного
года,
предшествующего выпуску в школу. «Книга про меня» включает заранее
подготовленные воспитателем оформленные листы (шаблоны), которые
ребенок дополняет рисунками и текстами. Если ребенок не умеет писать,
он
рассказывает
свои
мысли
воспитателю
и
тот
оформляет
их
сам.
Тематика листов следующая: «Мой портрет. Кто я?», «Особые приметы»,
«Мне
весело,
когда…»,
«Мне
грустно,
когда…»,
«Больше
всего
мне
нравится в себе…», «Больше всего мне не нравиться в себе…», «Когда я
вырасту, я стану…», «Портрет моей семьи», «Моя группа», «Зачем я хожу
в детский сад», «Рассказ про моего воспитателя» и т.д.
Одна из форм творческой деятельности детей и родителей: создание
книг-фотоальбомов: «Каким я был», «Что я умел», «Чему научился»,
«Кем я буду», «Что я люблю больше всего», «Моя семья», «Смешные
высказывания», «Как я провел лето» и т.д.
Таким образом, данная работа педагогического коллектива и родителей
с детьми позволяет не только сформировать у детей представления о себе
и
своих
взаимоотношениях
с
другими
людьми,
но
и
выразить
их
в
словесной
форме.
Важно
и
то,
что
«Книга
про
меня»
и
книги-
фотоальбомы останутся у ребенка и будут ценным воспоминанием о
таком значимом для каждого человека периоде, как дошкольное детство.