Напоминание

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста


Автор: Низаметдинова Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: г. Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация
Тема: Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для родителей и педагогов

«Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста или, что важно знать

взрослым при воспитании через эмоциональное воздействие»


Дошкольное
детство – очень короткий отрезок. Но именно этот отрезок имеет непреходящее значение в жизни каждого человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное развитие проходят все стороны психики ребенка, Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
В дошкольном детстве,
начиная с раннего возраста эмоции, господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Эмоции являются
своеобразными индикаторами внутреннего состояния: они указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д.Ушинский назвал «строем человеческой души».


В дошкольном возрасте

эмоции
играют важную роль в жизни ребенка. Они являются частью коммуникации, помогают выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям. Процесс социально-эмоционального развития детей строится на наблюдении ребенком за способами выражения эмоций остальных членов общества. И на основе этих полученных знаний, он начинает учиться выражать и контролировать свои эмоции.
Как и все процессы развития ребенка эмоции проходят свою стадию

Рассмотрим стадии эмоционального развития детей дошкольного возраста

Возраст

Характеристики

Новообразования

Стимулирующий фактор


Ранний возраст
-
Эмоции
ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и
- Имеют
бурное выражение. -
Характерным
является эффект «эмоционального заражения».
- Взаимосвязаны
с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности
- Примерно
в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции -
Дальнейшая
социализация эмоций -
Начало
проявлений эмоционального отношения к сверстнику, избирательного отношения к нему
К 3 годам

Начало
проявлений эстетических чувств: (радости к красивому платью, цветущим растениям)
- Начинает
различать характер музыки Похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо» - «плохо»
Дошкольное

детство
-
Чувства
ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. -
Остаются
трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями: (голод, жажда, и.т.п.)
- Изменяется
роль эмоций в деятельности дошкольника
- Появление
новых интересов и потребностей
- Установлением
иерархии мотивов
- Освоение
экспрессивных форм выражения эмоций ( интонация, мимика, пантомимика) -
Умение
более глубоко осознавать переживания другого человека
В 4-5 лет

- Формирование
чувства долга -
Моральное
осознание предъявляемых ребенку требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих
- Развитие
любознательности, способствует развитию удивления, радости открытий
- Развитие
эстетических чувств
Важна

Не только
оценка взрослого, но и
положительный результат

своей деятельности

- Хорошее
настроение взрослых
Старший

дошкольный

- Чувства
ребенка более устойчивые
- Эмоции
более контролируемые -
Ребенок
осваивает социальные формы выражения чувств; -
Изменяется
роль эмоций в деятельности
Важны
не только узколичные, улитарные цели, но и общественные мотивы

возраст
ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение -
Формируются
высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические -
Появляется
способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности; -
Дошкольник
превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
Хотелось бы отметить, что
эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль
являются целью и продуктом воспитания.

Таким образом, что важно знать

взрослым

при воспитании через эмоциональное

воздействие

1.

Прежде всего
, что это очень тонкий процесс.
2.

Основная задача заключается
не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Рекомендации:

-
Невозможно
, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. -
Важной
здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. -
Взрослый
должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. -
С

другой
стороны, ориентировать дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. -
Ребенку
(как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности. -
Эмоции
и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. -
Чувства
ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. -
Нельзя
требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; -
Можно
ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
3.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Если

со стороны
близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха.
Это свидетельствует о

том
,
что его потребность не удовлетворена
.

И тогда

можно говорить
об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Источником
гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На всех этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый закладывает мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Если в раннем детстве
ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого,
то дошкольник

превращается в

субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей
Пример:
(Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть). То старшие – обобщенную
Пример:

- (
Маленьких нельзя обижать, потому что, они слабее). - (Им надо помогать, мы же старше). и.т.п.
4.

Для более конструктивного взаимодействия с детьми существуют

психологические техники общения:

Рассмотрим предпочтительные способы сообщения информации ребенку

Как правило такие сообщения начинаются с «Я высказывания»



Общение в модели
«Я – высказывание»
или «Я - сообщение» начинается с местоимений «Я» или «Мне», далее идет описание эмоционального состояния, описание ситуации, что вызвало эти эмоции. Если переживания негативные, то необходимо дать идеальный вариант, который начинается со слов «я бы хотела…».
Пример:
«Я огорчаюсь, когда вижу разбросанные по группе игрушки, я бы хотела, чтобы по окончанию игры, игрушки сразу убирались на места. У каждой игрушки есть свое место».
Вместо:
«Ты никогда не можешь быстро одеться!» - «Когда ты одеваешься быстро, мне это нравитсябольше»
.

5.

В отличие от - «Я высказывания» существуют сообщения - «Ты высказывания», которые несут в себе

негативный и даже агрессивный посыл

«Ты–высказывания»
- это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и т. д., при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека.
Они отражают
отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь.


Способ,
которым обычно произносят
«Ты–высказывание»,
легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены. Его может рассердить то, что собеседник считает себя правым настолько, что может позволить «Ты–высказывание». Часто в этих случаях может возникнуть конфликт, который связан не столько с какой-то проблемой, сколько с отношением к ней человека, допускающего «Ты–высказывание».

Пример
: «Ты всегда оставляешь разбросанные игрушки» - теперь конфликт не связан с игрушками. После сказанного конфликтная ситуация возникает в связи с тем, что и почему делает ребенок, а также с тем, всегда или только иногда он делает это.
В результате
ребенок чувствует, что он плохой и обижается. Вспомните ситуации, когда с помощью «Ты–высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности.
Например,
вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и т.д. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою влияет на его самооценку и уровень притязаний.
6.

Очень важны положительные подкрепления

- В виде
ласкового слова, похвалы, поощрения. В отличие от отрицательного подкрепления - окрик, нахмуривание бровей, выговоры и.т.д.
Часто мы считаем
само собой разумеющимся правильное поведение ребенка и забываем отметить его. Иногда это верно. Ведь повседневное, привычное поведение ребенка и не надо подкреплять.
Но если
вы хотите закрепить понравившееся поведение, которое ребенок проявляет нечасто, то лучше всего его отметить положительным подкреплением.
7.

Тактика взрослых, которая приводит к нежелательным последствиям в поведении детей

Взрослые, как правило, стараются отмечать отрицательным подкреплением нежелательное поведение детей и
забывают отметить положительным подкреплением хорошие его поступки.
Получается, что они обращают внимание на своего ребенка только тогда, когда он делает что-то не так.


Многие дети
, таким образом, приучаются получать хоть какое-то внимание взрослых и сверстников, пусть даже основанное на отрицательном подкреплении. Уж лучше так, чем совсем ничего.
Таким образом
, у ребенка вырабатывается система негативного поведения для получения внимания.
Естественно,
если нужное вам поведение у ребенка не встречается, то его нельзя подкреплять.
Но если вы
отрицательно подкрепляете поведение ребенка, которое вас не устраивает, то
не обязательно
после этого в ы в ы з о в и т е , т о п о в е д е н и е , к о т о р о е в а м б ы х о т е л о с ь п о л у ч и т ь .
Ребенок
с помощью отрицательного подкрепления будет знать, чего делать нельзя, но
не научится
вести себя так, как бы вам хотелось.
Если же вы
замечаете хотя бы очень малые проявления нужного вам поведения у ребенка и сразу же положительно подкрепляете их, то это
может выработать у ребенка желаемое вами поведение.

8.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка : по (Захарову А.И. )

Факторы

Основные причины
Факторы социально- культурного характера - Ускорение темпа современной жизни, - Дефицит времени, - Недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления - Загруженность родителей,
- Невротизация взрослых, - Недостаточная осведомленность о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Социально- экономические факторы - Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, - Занятость родителей, - Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли в раннем возрасте (до 3 лет) Социально- психологические факторы - Дисгармония семейных отношений, - Дисгармония семейного воспитания, - Нарушения в сфере детско-родительских отношений
9.

(В каких ситуациях ребенок испытывает яркие эмоции

)
-
Сопереживание к сверстнику
во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов относящихся к сверстнику, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если неуверен, то испытывает зависть.




-

Когда дети соревнуются друг с другом,
реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и качество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

- Наиболее яркие положительные
эмоции ребенок испытывает
в ситуации сравнения себя с положительным

литературным героем,
активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. - Ребенок
переживает радость,
удовлетворение при совершении им достойных поступков
-

Он

огорчен
, возмущен, недоволен, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки.


Переживаемые чувства
вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ:

Таким образом
, для эмоционального развития ребенка важна модель, которая становится главным источником информации о различных эмоциях человека.
Не менее важна возможность реализации
(практики) увиденных моделей в ситуации реального общения или во время игры.
Важную роль играет его окружение
прежде всего близких ему людей, которые становятся инициатором ситуаций, приводящих


В раздел образования