"Внеурочные мероприятия при изучении творчества Ф. М. Достоевского"
Автор: Ферапонтова Наталья Степановна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж - Межрегиональный центр компетенций Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Статья Тема: "Внеурочные мероприятия при изучении творчества Ф. М. Достоевского" Раздел: среднее профессиональное
Внеурочная работа при изучении творчества Ф.М. Достоевского.
Доклад
Ферапонтовой
Натальи
Степановны
преподавателя
русского
языка
и
литературы,
ОГАПОУ
Ульяновский
авиационный
колледж
–
Межрегиональный центр компетенций.
В
современном
обществе
резко
возрос
спрос
на
самостоятельного,
компетентного,
творческого
человека,
готового
к
поиску,
генерированию
новых
идей,
принятию
нетрадиционных
решений,
способного
не
только
освоить
опыт
старших
поколений,
но
и
обогатить
его
собственными
свершениями.
Обратиться
к
методу
проектов
подтолкнули
проблемы,
с
которыми
сталкивается каждый преподаватель русского языка и литературы. Одна из
важнейших проблем – необходимость совершенствовать навыки устной и
письменной речи студентов. На практике мы постоянно сталкиваемся с тем,
что речь обучающихся недостаточно развита, не отличается образностью,
беден словарный запас…Вторая, не менее важная проблема, связана с тем,
что ребята очень мало читают. При этом чтение часто поверхностное. Не
умеют
самостоятельно
анализировать
художественные
произведения,
размышлять над прочитанным, нередко сталкиваются с затруднениями при
пересказе
текста,
не
умеют
выявить
авторскую
позицию,
выразить
свое
мнение. Затруднения возникают при необходимости сократить текст…
В форме ролевой игры было проведено внеурочное мероприятие по
роману
«Преступление
и
наказание»,
посвященное
190-летию
со
дня
рождения Ф.М.Достоевского, подготовленное студентами, обучающимися по
специальности «Право и организация социального обеспечения» - «Мы все
глядим
в
Наполеоны…».
Здесь
использовался
метод
проектов.
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
–
это
с о во ку п н о с т ь
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей
сути. С точки зрения студента, проект – это возможность:
делать что-то интересное самостоятельно;
проявить себя, максимально используя свои возможности;
показать практический результат.
С
точки
зрения
преподавателя
–
это
дидактическое
средство,
позволяющее
обучать
целенаправленной
деятельности
по
нахождению
способа
решения
проблемы.
Создавая
проект,
студенты
учатся
находить
информацию
в
различных
источниках,
анализировать
ее
и
творчески
перерабатывать. Особую значимость для преподавателя русского языка и
литературы имеет работа с текстом, так как стандарты основного общего
образования
предполагают
умение
создавать
тексты,
различные
по
типу,
стилю, жанру, производить информационную переработку текста.
Цели и задачи проекта:
обобщение творчества Ф.М.Достоевского;
популяризация
духовно-нравственных
ценностей
прошлого
и
настоящего;
погружение в мир общечеловеческих ценностей;
развитие
аналитического
мышления,
необходимого
для
будущих
юристов;
развитие умения ясно, понятно и аргументированно отстаивать свою
точку зрения;
соблюдение норм литературного языка;
формирование разумного социального поведения в обществе;
осознание ценности каждого человека независимо от его социального и
материального положения;
выработка навыков коллективной работы.
Существует ряд определенных условий, которые необходимо учитывать
при осуществлении проектной деятельности:
наличие значимой проблемы, требующей интегрированных знаний;
поисково-исследовательский характер деятельности;
самостоятельная (в данном случае, групповая) деятельность студентов;
практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1. Определение
целей
и
задач,
позволяющих
продуктивно
решить
выявленную проблему.
2. Выдвижение
гипотезы
решения
проблемы
и
обсуждение
методов
исследования.
3. Продумывание
хода
деятельности,
распределение
обязанностей
(
при
групповой работе), постановка задач внутри каждой группы.
4. Поиск и изучение информации, необходимой для решения обозначенной
проблемы.
5. Обсуждение
способов
оформления
конечных
результатов
(презентаций,
творческих отчетов и так далее), систематизация полученных результатов.
6. Реализация проекта.
7. Анализ результатов работы.
На начальном этапе, уточнив цели и задачи проектной деятельности,
формулируем проблему: «Почему суд приговорил Родиона Раскольникова за
злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы всего к
восьми
годам
каторги?
На
чем
основывался
суд,
вынося
столь
мягкий
приговор?»
Чтобы
дать
аргументированный
ответ
на
вопрос,
студенты
решили
представить проект в виде судебного заседания, на котором рассматривается
дело
об
убийстве
старухи-чиновницы
Алены
Ивановны
и
ее
сестры
Лизаветы.
Так
возникла
идея
создания
творческого
проекта,
в
котором
участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером и содержанием проекта. Необходимость сбора и систематизации
материалов
в
соответствии
с
основной
идеей
заставила
ребят
вновь
обратиться к тексту романа. И это уже было не просто усвоение содержания,
а
вдумчивое,
целенаправленное
чтение.
Далее
было
сформировано
две
группы:
сторона
защиты
и
сторона
обвинения.
Перед
каждой
группой
определена
задача:
подготовить
выступление
на
судебном
заседании
в
качестве свидетелей. На данном этапе деятельности консультативная помощь
была оказана не только преподавателем литературы, но и преподавателями
специальных
дисциплин
по
праву.
Таким
образом,
осуществлялась
в
процессе работы над проектом интеграция между предметами различных
образовательных
областей.
Здесь
очень
важно
координировать
процесс,
поощрять студентов, поддерживать непрерывную обратную связь. Ценным
является и то, что в работу над проектом включаются и родители некоторых
студентов. На следующей стадии были оформлены результаты деятельности:
подготовлена презентация о творчестве Ф.М. Достоевского;
тщательно спланирован весь ход судебного заседания;
еще раз проанализированы выступления студентов, выступающих в
роли свидетелей, обвиняемого;
подчеркнута
особая
роль
студентов,
выступающих
в
роли
обвинителя, адвоката, судьи;
Результат
получился,
что
называется,
«осязаемым»:
в
аудитории
в
качестве присяжных заседателей присутствовали преподаватели правовых
дисциплин и студенты-юристы старших курсов. При подведении итогов и
анализе деятельности была отмечена значимость и актуальность выдвинутой
проблемы. Убедительно прозвучала мысль, что за каждым преступлением
неизбежно следует наказание, и самое страшное наказание-суд человеческой
совести. Участники проекта смогли передать «адские терзания трагически
заблудшей души человеческой, для которого явка с повинной – это только
маленький шажок к воскресению
погубленной души…»
Организация и проведение внеаудиторных мероприятий по литературе
подобного
рода
помогает
реализовать
познавательные,
воспитательные
и
развивающие цели: воспитывать у студентов чувство гордости достижениями
русской
классической
литературы,
совершенствовать
речевые
навыки,
воспитывать
умение
работать
в
коллективе,
развивать
взаимовыручку,
взаимопомощь при выполнении групповых заданий, ответственность.
Из
вышесказанного
следует,
что
внеурочная
работа
по
литературе
способствует
развитию
творческого
потенциала
личности,
способной
адаптироваться
в
современном
мире,
опираясь
на
важнейшие
общечеловеческие нравственные ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение
творчеству. М.:Научное творчество, 1969.
-Антонова, Е.Е. Проблема развития способностей и одарённости в
педагогической теории Я.А. Коменского/ Е.Е. Антонова // Вектор науки ТГУ.
Серия: педагогика, психология. – 2011. - №1(4). – С. 17-20.
-Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
-Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М:
Педагогический поиск, 1999.
-Насонова, Т.Г. Творческие способности учащихся как психолого-
педагогическая проблема / Т.Г. Насонова // Образование и общество. – 2005. -
№4. - С.20-27.