Напоминание

"Внеурочные мероприятия при изучении творчества Ф. М. Достоевского"


Автор: Ферапонтова Наталья Степановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж - Межрегиональный центр компетенций
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Внеурочные мероприятия при изучении творчества Ф. М. Достоевского"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Внеурочная работа при изучении творчества Ф.М. Достоевского.
Доклад Ферапонтовой Натальи Степановны преподавателя русского языка и литературы, ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций. В современном обществе резко возрос спрос на самостоятельного, компетентного, творческого человека, готового к поиску, генерированию новых идей, принятию нетрадиционных решений, способного не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями. Обратиться к методу проектов подтолкнули проблемы, с которыми сталкивается каждый преподаватель русского языка и литературы. Одна из важнейших проблем – необходимость совершенствовать навыки устной и письменной речи студентов. На практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что речь обучающихся недостаточно развита, не отличается образностью, беден словарный запас…Вторая, не менее важная проблема, связана с тем, что ребята очень мало читают. При этом чтение часто поверхностное. Не умеют самостоятельно анализировать художественные произведения, размышлять над прочитанным, нередко сталкиваются с затруднениями при пересказе текста, не умеют выявить авторскую позицию, выразить свое мнение. Затруднения возникают при необходимости сократить текст… В форме ролевой игры было проведено внеурочное мероприятие по роману «Преступление и наказание», посвященное 190-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского, подготовленное студентами, обучающимися по специальности «Право и организация социального обеспечения» - «Мы все глядим в Наполеоны…». Здесь использовался метод проектов. Метод проектов как педагогическая технология – это с о во ку п н о с т ь исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. С точки зрения студента, проект – это возможность:  делать что-то интересное самостоятельно;  проявить себя, максимально используя свои возможности;  показать практический результат. С точки зрения преподавателя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы. Создавая проект, студенты учатся находить информацию в различных источниках, анализировать ее и творчески перерабатывать. Особую значимость для преподавателя русского языка и литературы имеет работа с текстом, так как стандарты основного общего образования предполагают умение создавать тексты, различные по типу, стилю, жанру, производить информационную переработку текста. Цели и задачи проекта:  обобщение творчества Ф.М.Достоевского;  популяризация духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего;  погружение в мир общечеловеческих ценностей;
 развитие аналитического мышления, необходимого для будущих юристов;  развитие умения ясно, понятно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;  соблюдение норм литературного языка;  формирование разумного социального поведения в обществе;  осознание ценности каждого человека независимо от его социального и материального положения;  выработка навыков коллективной работы. Существует ряд определенных условий, которые необходимо учитывать при осуществлении проектной деятельности:  наличие значимой проблемы, требующей интегрированных знаний;  поисково-исследовательский характер деятельности;  самостоятельная (в данном случае, групповая) деятельность студентов;  практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов. Работа над проектом включает следующие этапы: 1. Определение целей и задач, позволяющих продуктивно решить выявленную проблему. 2. Выдвижение гипотезы решения проблемы и обсуждение методов исследования. 3. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей ( при групповой работе), постановка задач внутри каждой группы. 4. Поиск и изучение информации, необходимой для решения обозначенной проблемы. 5. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов и так далее), систематизация полученных результатов. 6. Реализация проекта. 7. Анализ результатов работы. На начальном этапе, уточнив цели и задачи проектной деятельности, формулируем проблему: «Почему суд приговорил Родиона Раскольникова за злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы всего к восьми годам каторги? На чем основывался суд, вынося столь мягкий приговор?» Чтобы дать аргументированный ответ на вопрос, студенты решили представить проект в виде судебного заседания, на котором рассматривается дело об убийстве старухи-чиновницы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Так возникла идея создания творческого проекта, в котором участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Необходимость сбора и систематизации материалов в соответствии с основной идеей заставила ребят вновь обратиться к тексту романа. И это уже было не просто усвоение содержания, а вдумчивое, целенаправленное чтение. Далее было сформировано две группы: сторона защиты и сторона обвинения. Перед каждой группой определена задача: подготовить выступление на судебном заседании в качестве свидетелей. На данном этапе деятельности консультативная помощь
была оказана не только преподавателем литературы, но и преподавателями специальных дисциплин по праву. Таким образом, осуществлялась в процессе работы над проектом интеграция между предметами различных образовательных областей. Здесь очень важно координировать процесс, поощрять студентов, поддерживать непрерывную обратную связь. Ценным является и то, что в работу над проектом включаются и родители некоторых студентов. На следующей стадии были оформлены результаты деятельности:  подготовлена презентация о творчестве Ф.М. Достоевского;  тщательно спланирован весь ход судебного заседания;  еще раз проанализированы выступления студентов, выступающих в роли свидетелей, обвиняемого;  подчеркнута особая роль студентов, выступающих в роли обвинителя, адвоката, судьи; Результат получился, что называется, «осязаемым»: в аудитории в качестве присяжных заседателей присутствовали преподаватели правовых дисциплин и студенты-юристы старших курсов. При подведении итогов и анализе деятельности была отмечена значимость и актуальность выдвинутой проблемы. Убедительно прозвучала мысль, что за каждым преступлением неизбежно следует наказание, и самое страшное наказание-суд человеческой совести. Участники проекта смогли передать «адские терзания трагически заблудшей души человеческой, для которого явка с повинной – это только маленький шажок к воскресению погубленной души…»

Организация и проведение внеаудиторных мероприятий по литературе подобного рода помогает реализовать познавательные, воспитательные и развивающие цели: воспитывать у студентов чувство гордости достижениями русской классической литературы, совершенствовать речевые навыки, воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимовыручку, взаимопомощь при выполнении групповых заданий, ответственность. Из вышесказанного следует, что внеурочная работа по литературе способствует развитию творческого потенциала личности, способной адаптироваться в современном мире, опираясь на важнейшие общечеловеческие нравственные ценности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М.:Научное творчество, 1969. -Антонова, Е.Е. Проблема развития способностей и одарённости в педагогической теории Я.А. Коменского/ Е.Е. Антонова // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №1(4). – С. 17-20. -Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. -Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999. -Насонова, Т.Г. Творческие способности учащихся как психолого- педагогическая проблема / Т.Г. Насонова // Образование и общество. – 2005. - №4. - С.20-27.


В раздел образования