Напоминание

Будь здоров малышь


Автор: Ильянкова Инна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Демьяновский д/с "Сказка" № 14
Населённый пункт: Кемеровская обл., пос. Демьяновка
Наименование материала: программа
Тема: Будь здоров малышь
Раздел: дошкольное образование





Назад





Оглавление Введение………………………………………………………………………….3 Законодательно-нормативное обеспечение программы………………...……8 Сроки ре а лизации программы…….……………………………….9 Организация двигательного режима по возрастным группам ……………...12 Здоровьесберегающие мероприятия ………………………………………..14 Этапы реализации……………………………………………………………...16 Основные направления…………………………………………………………17 Ожидаемые конечные результаты.…………………………………………...21 Заключение… …………………………………….…………………………….22 Список использованной литературы …………………………………………23 Приложение 1. Гимнастика……………………………………………….…...24 Приложение 2. Подвижная игра………………………………………………29 Приложение 3. Дидактическая игра………………………………………….31 Приложение 4. Беседы…………………………………………………………34 Приложение 5. Физкультурные досуги и развлечения……………………..36
Введение
2
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, 3
гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением Одним из приоритетных направлений работы детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно- ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Программа «Будь здоров, малыш» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:  анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);  научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);  материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);  финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);  комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);  анализ результатов физической подготовленности детей;  характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий). 4

Цель программы:
повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи программы:
1. Для детей:  укрепление и охрана здоровья детей;  формирование потребности в соблюдении навыков гигиены;  дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;  дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека. 2. для педагогов:  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;  создать атмо сферу общно сти интере сов, эм о ц и о н а л ь н о й взаимоподдержки в проблемы друг друга;  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 3. для родителей:  дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т.д.;  способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;  заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Продолжительность программы:
учебный год. 5

Тип программы:
познавательно – игровая.
Участники программы:
1. Воспитатели; 2. Дети второй младшей группы с родителями; 3. Физический инструктор.
Возраст детей:
3-4 года
Проблема программы:
1. уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; 2. создавать воспитательное условие для детей , которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка. Разрабатывая программу «Будь здоров, малыш», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий. Программа «Будь здоров, малыш», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Наша программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом 6
образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Будь здоров, малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
7
Основные нормативно-правовые документы обеспечения программы следующие: 1. Закон «Об Образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 3. Конвенция ООН «О правах ребёнка». 4. «Семейный кодекс РФ». 5. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43. 6. Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.); 7. Законом РФ от 10.07.1992 «Об образовании» (с изм. и доп.); 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. 9. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564). 10.Устав ДОУ. 8

Сроки реализации программы:

Месяц

Вид образовательной

деятельности

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Работа с родителями

Интеграция
Сентябрь - октябрь 1.Познавательное занятие: 2.Цикл бесед о здоровье: 3.Дидактические игры: 4.Разучивание стихотворений 5.Занятия 6. Игры 7.Ежедневная профилактическая работа «Где прячется здоровье» «Как заботиться о своем здоровье», «Откуда берутся болезни» и др. «Полезные привычки», «Кому что нужно?» «Чтобы нам не болеть», «Чтобы быть зд о р о в ом у » ( « Ка к о б е с п е ч и т ь безоласность дошкольников»/ Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др., с. Физкультурные праздники, м физ занятия Подвижные и малоподвижные. П р о ф . Ги м н а с т и к а ( у т р е н н я я гимнастика, физминутка и т.д.); 1. Совместно с родителями оформление стенгазет «Здоровый образ жизни» 2 . П р е д л о ж и т ь р о д и т е л я м приобрести маленькие массажеры для рук (шарики) Беседы с родителями: «Как беречь здоровье ребенка» Образовательные области: «Здоровье»; «Безопасность»; «Физическая культура»; «Социализация»; «Познание»; «Коммуникация»; « Ч т е н и е х у д . Литературы»
Ноябрь - декабрь 1.Познавательное занятие: 2. Цикл бесед о личной гигиене: 3. Дидактические игры: 4. Разучивание стихотворений: 5. Инсценировка 6.Занятия 7. Игры 5.Ежедневная профилактическая работа «Глазки, ушки и носы быть здоровыми должны» «Ухаживай за своими руками», «Ухаживай за своими н о г а м и » , « Ч т о б ы з у б ы б ы л и крепкими», «Как нужно ухаживать за собой» и др. Здоровые зубы, Вымоем куклу Селенок Л. «Мойдодыр», Е. Чарушин., Е . Ш у м с к а я « О н о г т я х » , «Торжественное обещание» «Ровным кругом» по стих-ю А. Л. Барто «Девочка чумазая» Физкультурные праздники, м физ занятия Подвижные и малоподвижные. П р о ф . Ги м н а с т и к а ( у т р е н н я я гимнастика, физминутка и т.д.); 1. Оформление в приемной папки «Правила чистоты» 2. Коллективная аппликация «Надо, надо умываться» 3. Оформление выставки рисунков «Мойдодыр» 4 . П р е д л о ж и т ь р о д и т е л я м изготовить массажный коврик 10
Ноябрь - декабрь 1.Познавательное занятие: 2. Цикл бесед о здоровой пище: 3. Дидактические игры: 3.Чтение: 4.Заучивание стихотворений 6.Занятия 7. Игры 8.Ежедневная профилактическая работа «Здоровое питание – здоровая жизнь» «Здоровая пища», «Что надо кушать, чтобы не болеть» и др. Узнай и назови овощи, Пищевое лото, Пирамида здоровья, Полезные и неполезные продукты Г. Зайцев «Приятного аппетита» «Утренняя зарядка», «Вода, закалка, здоровье», Е. Кан «Кто спит в постели сладко» Физкультурные праздники, м физ занятия Подвижные и м а л о п од в и ж н ы е - «Муравьи», «Силачи» П р о ф . Ги м н а с т и к а ( у т р е н н я я гимнастика, физминутка и т.д.); 1.Оформление в приемной уголка д л я р од и т е л е й « П о л е з н ы е рецепты» (предложить родителям обменяться полезными рецептами, советами) 2. Оформить консультации для родителей «Правильное питание детей» 3.Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» 4.О ф ормление совме стно с родителями фотовыставки «Мои спортивные достижения», «Мама, папа, я – спортивная семья» 11
Январь - февраль . Познавательное занятие: 2. Цикл бесед о пользе витаминов: 3. Дидактические игры: 4. Разучивание стихотворений: 5. Кукольный спектакль 6.Занятия 7. Игры 8.Ежедневная профилактическая работа «Витаминная семья» «Полезное – не полезное», «Где прячутся витамины», и др. «Угадай на вкус», «Лесные дары», «Назови правильно», «Здоровые зубки» «Витамины» Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека», «От п р о с туд ы и а н г и н ы п о м о г а ю т апельсины» «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей Физкультурные праздники, м физ занятия Подвижные и малоподвижные- П р о ф . Ги м н а с т и к а ( у т р е н н я я гимнастика, физминутка и т.д.); 1 . О ф о р м л е н и е к о л л а ж а : «Витаминные продукты» 2. Оформление консультаций для родителей: «Витамины укрепляют организм», «Витамины и нитраты» 3.Беседы с родителями: «Значение сна в режиме дня ребенка», «Режим дня ребенка в выходные» Март - апрель 1. Познавательное занятие: 2. Цикл бесед о гигиене полости рта: 3. Дидактические игры: 4.Занятия 5. Игры 6.Ежедневная профилактическая работа «Здоровые зубы – здоровью любы» «Как правильно чистить зубы», «Чтобы зубы были крепкими», «Как беречь зубы» «Полезно - неполезно», «Зуб. Неболей - ка» Физкультурные праздники, м физ занятия Подвижные и малоподвижные- П р о ф . Ги м н а с т и к а ( у т р е н н я я гимнастика, физминутка и т.д.); 1.Беседы с родителями: «Гигиена полости рта и зубов», «Как сохранить здоровые зубы без лекарств» 2 . О ф о р м и т ь п а м я т к у д л я родителей «Последовательность чистки зубов» 12
М а й - июнь 1. Познавательное занятие: 2. Дидактические игры: 3.Цикл бесед: 4. Чтение детям: 5. Творческие игры: « 6. Беседы с родителями: 7. Досуг «Откуда берутся болезни» Правильно – неправильно, Что лишнее «Какие бывают врачи» (стоматолог, хирург, терапевт, окулист и др.) Огден Нэш «Микроб», Либерман Л. Корман Р. «Микробы и мыло» Поликлиника», «Аптека» «Осторожно - лекарство», «Врачи – наши помощники», «Болезни грязных рук» «Советы доктора Айболита» 1 . О ф о р м и т ь п а м я т к и д л я родителей: «Лекарства-друзья, лекарства-враги» 2. Выставка рисунков «Врачи - наши помощники» Беседы с родителями: «Осторожно - лекарство», «Врачи – наши помощники», «Болезни грязных рук»
Организация двигательного режима по возрастным группам (сентябрь-май).

Формы организации

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Поготов. к

школе группа

Организованная

деятельность

6 час/нед

6-8 час/нед

6-8 час/нед

6-8 час и

более/нед
Утренняя гимнастика 6-8 минут 6-8 минут 8-10 минут 10-12 мин Хороводная игра или игра средней подвижности 2-3 мин 2-3 мин 3-5 мин 3-5 мин Физминутки 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин Динамическая пауза между НОД 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 13
Под вижная игра на прогулке 6-10 мин 10-15 мин 15-20 мин 15-20 мин Индивид. работа по развитию движений на прогулке 8-10 мин 10-12 мин 10-15 мин 10-15 мин Динамический час на прогулке 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин НОД физическая культура 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин НОД музыка 15-20 мин 20-25 мин 25-30 мин 30-35 мин Гимнастика после дневного сна 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин 5-10 мин Физкультурные досуги и развлечения 20мин 1 раз/мес 30 мин 1 раз/мес 30 мин 1 раз/мес 30 мин 1 раз/мес Спортивные праздники 20 мин 2 раза/год 40 мин 2/год 60-90 мин 2/год 60-90 мин 2/год День здоровья 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Недели здоровья 2 раза в год ( ноябрь, февраль) Подвижные игры во 2 половине дня 6-10 мин 10-15 мин 15-20 мин 15-20 мин Спортивные упражнения ---------------- ---------------- 7-10мин 8-10мин Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 14

Здоровьесберегающие мероприятия
Формы работы Время проведения Возраст детей Методики проведения Ответственны е Оздоровительная гимнастика После сна в постели Дошкольни ки Л.Г. Обухова Л.А. Горькова воспитатели Динамические паузы Во время занятий 2 -5 мин Со 2 младшей группы Комплекс физкультминуток воспитатели Спортивные и подвижные игры На прогулке, в группе, в непоср. Деят. Все группы Игры в соответствии с возрастом Воспитатели Инструктор физкультуры Пальчиковая гимнастика ежедневно Все группы Методическая литература воспитатели 15
Гимнастика для глаз Ежедневно в течении дня С 1 младшей группы Комплекс упражнений воспитатели Дыхательная гимнастика В течении дня Все группы И.М. Воротилкина Воспитатели Инстр.физк. Дорожки здоровья После сна в непоср. Деят. Все группы Профилак.плоскост опия. Реком. врача воспитатели С - витаминизация Третье блюдо Все группы Согласно рекомендаций врача Старшая медсестра 16

Этапы реализации программы:
1. Проблемный анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 2. Разработка нормативно-правовой базы по созданию в ДОУ физкультурно-оздоровительного пространства. 3. Совершенствование модели предметно-развивающей среды в ДОУ. 4. Поиск, изучение эффективных технологий и методик оздоровления. 5. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 6. Анализ по программе реализации и разработки перспектив на будущее. 7. Создание учебно-методического комплекта. 8. Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.

Основные направления программы:

Направлени

я

программы

Содержание деятельности

Профилакти

ческое:
 обеспечение благоприятного течения адаптации;  выполнение санитарно-гигиенического режима;  решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;  проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний;
1.

Организаци

онное
 изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий;  разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в образовательную деятельность;  создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-социальных условий по внедрению Программы по здоровьесбережению;  разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников;  обеспечение комплексного подхода в реализации Программы по здоровьесбережению;  разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы по здоровьесбережению;  наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения и реализации Программы по здоровьесбережению;  корректировка Программы по здоровьесбережению на 18
всех этапах реализации;
2.Просв

етитель

ское

(образо

вательн

ое)
 организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ;  составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни;  создание средств визуальной информации по вопросам формирования здорового образа жизни.  включение родителей в деятельность ДОУ как значимых участников оздоровительного процесса;  консультативная поддержка педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
3. Правовое
 нормативно-правовое обеспечение разработки Программы по здоровьесбережению:  ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья.
4.

Аналитико -

экспертное
 проведение мониторинга по состоянию здоровья детей, получение оперативной информации;  изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей;  Анализ результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике;  своевременное выявление изменений, происходящих в коррекционно-оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций;  осуществление краткосрочного прогнозирования здоровьесберегающего процесса;  изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии 19
психофизического здоровья;
5.Информац

ионно-

методическо

е
 научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы по здоровьесбережению;  повышение информационной культуры педагогических и медицинских работников, обусловленной общими задачами Программы по здоровьесбережению;  мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ;  информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни;  информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы по здоровьесбережению;  распространение опыта оздоровительной работы;
6.Диагности

ческое
 измерение промежуточных результатов реализации Программы по здоровьесбережению;  диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков;  изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни;  анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ;  выявление групп детей, требующих внимания специалистов;  выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей, составление индивидуальных маршрутов;
7. Социально
 обеспечение и организация благоприятного и 20

педагогическ

ой

адаптации
безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ;  повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
8.Координаци

онное
 Обмен опытом работы между дошкольными образовательными учреждениями МО.  Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам укрепления здоровья детей.  Использование в оздоровительной работе ДОУ перспективных форм социального партнерства.
Ожидаемые конечные результаты программы:
1. Для детей:  По результатам программы «Будь здоров малыш» у детей второй младшей группы сформированы основы гигиенических навыков; 21
 дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пище для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик). 2. Для родителей:  Родители в результате участия в программе поучаствовали в спортивных развлечениях игры «Неболейка»;  По результатам мероприятия решили приобрести массажные дорожки для группы и дома;  приняли участие в оформлении фотогазеты «Первые шаги ребенка к здоровью». 3. Для педагогов:  установлены партнерские отношения с семьями детей группы;  создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Заключение
Мы считаем, что созданная программа, позволит нам качественно достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей 22
ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико- социальных условий пребывания ребенка в детском саду. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей уже наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. В результате внедрения и реализации основной оздоровительной программы «Будь здоров, малыш!», дети ДОУ должны показать высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости и достаточный уровень развития основных движений.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва 2003 г. 23
2. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд.: Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г. 3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г. 4. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г. 5. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г. 6. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Приложение №1
24

Гимнастика

Утренняя гимнастика
Комплекс 1 «Прилетели воробьи» I. Вводная часть: (1 мин.) - ходьба друг за другом; - ходьба на носках, руки в стороны; - медленный бег; 25
- ходьба, построение свободное. II. Основная часть: (3 мин.) 1. «Воробышки машут крыльями» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. 1- руки в стороны; 2- и. п. (4-5раз) 2. «Спрятались воробышки» И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены. 1- присесть, обхватить руками колени; (3-4раза) 2- и. п. 3. «Воробышки радуются» И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-8 прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой. (2-3раза) III. Заключительная часть: (1 мин.) - Ходьба в колонне по одному. -Упражнение на дыхание: «Дуем на крылышки» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- вдох; 2- медленный выдох на руки. -Спокойная ходьба. Усложнение: 2. «Спрятались воробышки» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- присесть, обхватить руками голову; 2- и. п. Общая продолжительность: 5 мин. Комплекс № 2 Форма проведения: ОРУ с погремушками «Веселые погремушки» I. Вводная часть: (1 мин.) - ходьба друг за другом; - ходьба на носках, руки в стороны; - легкий бег; - ходьба, берут погремушки, построение в круг. I. Основанная часть: (3 мин.) 1- поднять руки вверх, позвенеть погремушкой; 2- и. п. (4-6раз) 2. «Покажи соседу» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с погремушкой у груди. 1- поворот вправо, позвенеть погремушкой; 2- и. п. 3- поворот влево, позвенеть погремушкой; 4- и. п. (3-4раза) 26
3. «Поиграй-ка погремушка» И. п.: стоя, ноги вместе, руки с погремушкой на уровне груди. 1-8 прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой. (2- 3раза) 1. Заключительная часть: (1 мин.) - Ходьба в колонне по одному, кладут погремушки. -Упражнение на дыхание: «Хлопушки» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- руки вверх (вдох); 2- наклониться, хлопок по коленям (выдох). Спокойная ходьба. Усложнение: 1. «Погремушка» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с погремушкой перед грудью. 1- поворот вправо, позвенеть погремушкой; 2- и. п. 3- поворот влево, позвенеть погремушкой; 4- и. п. Общая продолжительность: 5 мин.
Гимнастика после сна

Комплекс № 1

«Мы проснулись»
1.
«Веселые ручки»
- и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза) 27
2.
«Резвые ножки»
- и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза) 3.
«Жучки»
- и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз) 4.
«Кошечки»
- и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза) Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
Комплекс № 2

«Бабочка»

Спал цветок
И.п.: сидя на корточках, вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена.
И вдруг проснулся
И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.
Больше спать
И. п.: стоя. Повороты головы
не захотел
вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Дети выполняют
Взвился вверх и полетел
движения по тексту. (2-3 раза)
Физкультминутки

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ
Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны) Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте) Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши) 28
Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)
ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ
Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши) На лесной опушке, (Разводят руками) Жили-были зайчики (Приседают и показывают над головой крышу дома) В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки) Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук) Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево) Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)
Приложение №2

Подвижная игра
29

Подвижная игра «Сделай фигуру».
30
Ц е л ь . Упражнять детей в умении быстро действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Описание игры. По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились. Игра повторяется 2—3 раза
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Описание игры. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Приложение №3
31

Дидактическая

игра и игры с

песком

Дидактическая игра «Лото»
32
Пособия. 17 картинок из II и III серий: кукла, книга, кастрюля, кисточка, груша, стул, карандаш, бант, апельсин, чулок, блюдце, кресло, одеяло, пальто, платье, колесо, ведро. Описание игры. Воспитатель предлагает маленькой группе детей (от 2 —3 до 6—8 человек), поиграть в лото. Он раздает каждому по 2—3 картинки, дети раскладывают их перед собой на столе. Воспитатель вынимает из коробки, где лежат вторые экземпляры тех же картинок, картинку и спрашивает; «У кого голубой бант?» Ребенок, имеющий такую же картинку, отвечает: «У меня голубой бант». Свою картинку он накрывает картинкой, которую получает от воспитателя. Игра заканчивается, когда все картинки у всех детей будут накрыты.
Дидактическая цель:
а) усвоение родовой принадлежности существительных, 6) усвоение существительных множественного числа в родительном падеже (существительных разных типов склонения). Методические рекомендации. Игра «Лото» проводится в небольшой группе (не более 7 человек). Участникам дидактической игры дается по 3 предметные картинки с таким расчетом, чтобы каждый ребенок имел возможность называть существительные среднего, женского, мужского рода в единственном или множественном числе, сочетать существительные со словомодин (одна, одно) или много.
«Знакомство с песком»

Цель
:  Стабилизировать эмоциональное состояние 33
 Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие.
Дидактический материал
: песочница, фигурки, 30 счетных палочек (10 красных, 10 синих, 10 зеленых).
Описание задания
: Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? (прохладу). Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки. Если песок остался на ладошках, можно сдуть его. «Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь тоже самое на поверхности стола. Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах едем. Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал? Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке. На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось! А что могло быть за этим забором? (дача, лес, животные и другие сюжеты). Давайте придумаем сказку про «Волшебный забор». 34

Приложение №4

Беседа

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
Цель:научить ребенка заботиться о своем здоровье. -Вчера кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины очень полезные. -А вы, ребята, пробовали витамины? 35
-Витамины бывают не только в таблетках. -А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. -В каких продуктах они содержатся и для чего нужны? Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д – солнце, рыбий жир (для костей). Для лучшего запоминания использовать художественное слово. Никогда не унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю витамины А, В, С. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам и не только по утрам. Помни истину простую, лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет. От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
Приложение №5
36

Физкультурные

досуги и развлечения

Познавательное мероприятие «Путешествие в страну здоровья»
Программное содержание:  Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой; закреплять знания о необходимости быть чистыми, а также пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека.  Развивать познавательно — эмоциональный интерес, двигательную активность детей. 37
 Воспитывать желание быть здоровым, интерес к пальчиковой, дыхательной гимнастике, уважительное отношение друг к другу. Оборудование: зубная щетка, расческа, мыло, полотенце, плакаты, картинка с продуктами, муз диск с записью гимнастики.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь. У нас с вами сегодня будет очень интересное занятие Я предлагаю отправиться в путешествие в город здоровья. Хотите? Дети: Да! Воспитатель: Как вы думаете, что значит быть здоровым? Дети: Быть здоровым это значит быть сильным, не болеть, быть крепким, выносливым, не кашлять, не чихать, закаляться, есть больше овощей и фруктов. Воспитатель: Итак, на чем поедем? Давайте на автобусе. Вставайте за мной, я буду вашим водителем, повезу вас в город здоровья. Едем под музыку. У воспитателя в руках руль, дети друг за другом двигаются по группе. Подъезжаем к плакату «Спорт» - Вот и первая остановка. Она называется «Спортивная» «Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно! Только надо знать, как здоровым стать. Приучай себя к порядку, делай каждый день… » Дети: Зарядку! - Ребята, а для чего делают зарядку? Дети: Чтобы проснуться, быть здоровым, зарядиться бодростью. - Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? Давайте сделаем несколько наших любимых упражнений. Включается музыка. Дети делают упражнения. - Молодцы, хорошо размялись, хорошо позанимались. 38
Поехали дальше. Дети друг за другом двигаются дальше по группе и останавливаются возле вывески остановка «Чистота» Воспитатель объявляет остановка «Чистота» Вдруг слышим стук. - Что за шум? Кто, это там? (Появляется Мойдодыр) Мойдодыр: Я великий умывальник, знаменитый мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир. Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пожаловали в наш город Здоровья. На нашей остановке Чистоты – полная чистота и порядок. Вот скажите — вы, сегодня все умывались, чистили зубы? Воспитатель: Уважаемый, Мойдодыр! Наши детки все аккуратные, чистые, все знают о гигиене, о чистоте. Мойдодыр: А вот мы сейчас и проверим. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и скажите для чего надо мыть руки, лицо, вообще мыться? Как нужно мыть руки — покажите А зубы нужно чистить? Сколько раз? (утром и вечером) А что будет, если мы не будем чистить зубы? Ну, молодцы, все знаете! А вот я сейчас вам загадаю загадки про предметы, которые помогают нам быть чистыми и опрятными. Загадки загадывает и показывает отгадки Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло) Костяная спинка, Жестяная щетинка, С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка) Оказались на макушке Два вихра и завитушки. Чтобы сделать нам причёску, Надо что иметь? (Расческа) . 39
Вафельное и полосатое, Ворсистое и мохнатое, Всегда под рукою - Что это такое? (полотенце) Воспитатель: Мойдодыр, а наши ребята знают интересную пальчиковую гимнастику, хочешь посмотреть. Показ «Две лягушки-хохотушки…» Воспитатель: Ну, Мойдодыр, до свидания, мы поедем дальше. (Мойдодыр уходит) Ой, ребята, что –то наши колеса в автобусе сдулись. Дыхательная гимнастика «Насосы» Воспитатель: Ну вот, автобус в порядке, пора дальше в путь. (едем) Следующая остановка «Витаминная» Здесь мы видим различные витамины – А, В, С. Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эту картинку. - Как вы думаете, что из этих продуктов полезное, а что вредное. (Дети называют продукты полезные и вредные). - Итак, дети, вот и проехали мы по городу здоровья, пора нам возвращаться в детский сад. (дети едут на автобусе назад) -Что же вы запомнили сегодня. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Делать зарядку, быть всегда чистыми, кушать только полезные продукты, богатые витаминами. Давайте дадим маленькие советы нашим гостям. Каждый твердо должен знать: Здоровье надо сохранять. 40
Нужно правильно питаться, Нужно спортом заниматься, Руки мыть перед едой, Зубы чистить, закаляться И всегда дружить с водой. И тогда все люди в мире Долго-долго будут жить. И запомним, что здоровье В магазине не купить! Воспитатель: Будьте здоровы! 41


В раздел образования