Напоминание

Внеклассные формы физкультурно-оздоровительной работы


Автор: Новикова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Ленинск-Кузнецкое УОР"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Внеклассные формы физкультурно-оздоровительной работы
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Внеклассные формы физкультурно-оздоровительной работы
Потребность в движениях, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Недостаток движения является одной из причин нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы и других нарушений в физическом развитии. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. По заключению специалистов объём двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю. В этом случае у учащихся наблюдаются высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастают адаптационные возможности организма. Уроки физической культуры лишь частично выполняют эту задачу, поэтому необходимо максимально использовать различные формы физического воспитания для повышения двигательной активности школьников. С этой целью в школе проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, массовая внеклассная и спортивная работа, широко применяются самостоятельные занятия, в том числе и домашние задания. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дают возможность увеличить продолжительность двигательной активности школьников как минимум на 1,5 часа в неделю. В школе для всех классов введена гимнастика до начала учебных занятий и проводится перед первым уроком. Гимнастические упражнения, проводимые до начала учебных занятий, дополняют утреннюю гигиеническую гимнастику, которые школьники выполняют дома. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, повышению работоспособности учащихся. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Занятия в 1-4 классах проводят учителя. В 5-11 классах гимнастику проводят подготовленные учащиеся под наблюдением учителя, ведущего первый урок. Гимнастика состоит из комплекса, в который включается 6-8 общеразвивающих упражнений. Подбор упражнений производится с учётом возрастных возможностей учащихся. Продолжительность комплекса – 5 минут. Для всех педагогов школы, применение физкультурных минут и физкультурных пауз является обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья учащихся. В целях увеличения двигательного режима и поддержания интереса школьников к занятиям в школе проводятся физические упражнения и подвижные игры на переменах. Они организуются после второго-третьего урока для учащихся начальных и средних классов. Подбор физических упражнений и подвижных игр осуществляется с учётом возрастных особенностей школьников. Для учащихся младших классов в содержание подвижных перемен включаются игры с использованием материала учебной программ по физической культуре «Море волнуется», «Пустое место», «Космонавты» и др.
Однако суммарная двигательная активность, полученная учащимися на уроках физической культуры, переменах и в ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий, недостаточна для покрытия биологической потребности детей в движении. В связи с этим в школе создаются условия для работы кружков и секций спортивной направленности в свободное от учебных занятий время. В школе создана спортивная секция по волейболу и группа ОФП. В секции волейбола занимаются две группы, сформированные с учётом физической подготовленности и возраста учащихся. Наполняемость до 15 человек в каждой. Работа первой группы имеет физкультурно-оздоровительную направленность: применяются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, ознакомление с приёмами игры в волейбол. В группе, где занимаются учащиеся среднего и старшего звена, решаются задачи спортивно-образовательной направленности, подготовки к соревнованиям. В учебном плане секции также планируется подготовка спортивного актива, инструкторская и судейская практика. К занятиям в группе по общей физической подготовке привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы, а также школьники, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Основное содержание занятий в группе – разносторонняя физическая подготовка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. В последнее время в группе ведётся работа по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. В работе с обучающимися используются различные внеурочные формы физультурно-оздоровительной, спортивной и туристской работы. В школе проводятся спортивные соревнования по видам спорта, физкультурные праздники и выступления. Они создают предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, ещё не охваченных ими, содействуют воспитанию высоких моральных качеств, становятся эффективным средством активного отдыха, живой формой подведения итогов физкультурно- спортивной работы. В сентябре и мае физкультурные праздники проводятся на пришкольной площадке, в ноябре-декабре или марте-апреле – в спортивном зале, в феврале с использованием лыж и коньков. На физкультурные праздники привлекаются педагоги, родители, дедушки и бабушки. В школе сложилась добрая традиция проведения спортивных праздников «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Семейный марафон», «За здоровьем всей семьёй», танцевально- развлекательное шоу, «Спортивная гордость школы», «Зимние забавы». На них дети не только показывают, как они умеют красиво двигаться, чётко и ловко выполнять физические упражнения, но и вместе с родителями принимают участие в эстафетах и игровых заданиях. Совместные занятия родителей с детьми физкультурой и спортом необходимы и способствуют привитию здорового образа жизни и созданию благоприятного микроклимата в семье, формированию психологической установки на ежедневные занятия физкультурой. Внутришкольные соревнования носят спортивный и спортивно- оздоровительный характер. Все соревнования проводятся во внеурочное время.
Одним из важнейших звеньев систематической и целенаправленной работы по сохранению здоровья школьников являются дни здоровья, проводимые один раз в четверть. Для подготовки и проведения дней здоровья привлекается весь педагогический коллектив, а также родительский комитет. Одним из обязательных условий является обеспечение в ходе проведения этого мероприятия медицинского обслуживания. Основным показателем результативности дня здоровья и спорта является массовость. Поэтому при его проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные от занятий физической культуры учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения мероприятий и оказывают посильную помощь организаторам и классным руководителям в их проведении. Вот несколько примеров проведения дней здоровья. «Тропа туриста». Соревнования по прохождению усложнённой полосы препятствий с целью закрепления практических навыков и применения их в экстремальной ситуации. Полоса препятствий включает в себя 15 этапов общей протяжённостью 300м («преодоление условного болота при помощи жердей», «кочки», «тарзанка», «бабочка», «навесная переправа», «паутина», «ромб», «рукоход», переноска пострадавшего и т.п.). В качестве опор для натяжения верёвок используются деревья. Команда состоит из 12 человек, половина из которых девушки. Здесь же проводится конкурс оформления «туристских столов» и приветствий команд. «День здоровья по-русски». В программу соревнований включены бег в мешках, «петушиные бои», перетягивание каната, бой «стенка – на стенку, бросание валенка на дальность, эстафеты в калошах и т.п. Каждый класс был представлен в русском народном стиле: здесь присутствовали и юноши в косоворотках, и девушки с русыми косами в сарафанах. На столах – самовары, чай с лечебными травами, мёд, баранки, пироги. Проводятся конкурсы по изготовлению венков из полевых цветов, русских подвижных игр, пословиц, поговорок, частушек, русских народных песен и загадок. «День здоровья по спортивным и подвижным играм». День укрепления здоровья и спортивных достижений посвящён летним Олимпийским играм. Соревнования проводятся по спортивным играм, которые включены в программу Олимпийских игр. Начинаются соревнования с поднятия флага и клятвы юных спортсменов. Естественно, все мероприятия выстраиваются с учётом возрастных и психологических особенностей детей, подростков. Учащиеся старших классов соревнуются с командой родителей и учителей. Таким образом, внеклассные формы физкультурно-оздоровительной работы являются важной составляющей системы работы, направленной на развитие полноценной личности. Накопленный опыт применяемых эффективных, апробированных игр и игровых заданий был использован при составлении методических рекомендаций: «Вспомогательные и подводящие игры на уроках физической культуры по основным разделам школьной программы», «Сборник внеклассных мероприятий по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе».


В раздел образования