ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Тюленёва Наталья Павловна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 33 г. Липецка имени П.Н. Шубина Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Раздел: среднее образование
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Р е ж и м
у п р а в л е н и я
ш ко л о й
м о ж н о
п р е д с т а в и т ь
к а к
целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем
по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более
высокий
уровень. Значительно повысить эффективность управления
к ач е с т в о м
о б р а з о в а н и я
п о з в о л я е т
п р и м е н е н и е
н о в ы х
информационных технологий.
Одна из главных задач в работе МБОУ СОШ № 33 города Липецка –
способствовать
развитию
личности,
обладающей
коммуникативными
навыками,
умеющей
вести
самостоятельно
активную
познавательную
деятельность,
которая
не
ограничена
только
овладением
знаниями,
а
предусматривает
их
применение
на
разных
уровнях
(проекты,
исследования, выставки и др.), владеющей компьютерными технологиями.
ИКТ в совокупности с другими активными методами обучения являются
базой
образования
в
школе,
гарантирующей
необходимый
уровень
качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации учебного и
воспитательного процессов.
Администрация МБОУ СОШ № 33 начала целенаправленную работу
по
внедрению
информационно
–
коммуникационных
технологий
в
образовательный процесс с 2009 года. Были определены приоритетные
задачи внедрения ИКТ в образовательное пространство школы:
- создание необходимых условий для внедрения ИКТ в образовательное
пространство школы;
- повышение профессиональной компетентности современного учителя,
уровня
теоретических
знаний
педагогов
по
внедрению
ИКТ
в
образовательное пространство школы;
-
организация
работы
по
осуществлению
непрерывного
образования
педагогов;
-
совершенствование
методики
использования
ИКТ,
повышение
эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий с целью
повышения эффективности образовательного процесса в целом;
- организация доступа учеников и учителей к образовательным Интернет-
ресурсам и ресурсам школьной сети;
-формирование активной позиции педагога по отношению к обобщению и
презентации
своего
педагогического
опыта
по
использованию
ИКТ
на
различных уровнях.
Управленческие шаги для решения данных задач:
1) Нормативное обеспечение инновационных процессов.
2)
Создание
материально-технических
условий
для
внедрения
ИКТ
в
образовательный процесс.
3) Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации
педагогических
кадров
в
сфере
внедрения
информационно-
коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
4)
Формирование
активной
позиции
педагога
по
отношению
к
презентации
своего
педагогического
опыта
на
уровне
школы,
города,
региона.
Информационную
структуру
образовательного
учреждения
определяют следующие составляющие:
1.
Образовательная среда школы (управляемая система) - пространство,
окружение
учащегося,
совокупность
возможностей
для
реализации
его
образовательных
потребностей,
становления
его
образованности.
Для
целенаправленного формирования образовательной среды в ОУ создана
медиатечная служба на базе библиотеки.
2.
Организационная
структура
управления
школой
(управляющая
система)
-
совокупность
всех
элементов,
входящих
в
состав
субъекта
управления,
и
связей
между
ними.
Обеспечивает
информационно-
аналитическую
поддержку
организационной
структуры
управления
общеобразовательным
учреждением
информационно
–
аналитическая
служба МБОУ СОШ № 33, деятельность которой направлена на сбор,
систематизацию, обработку информации, её хранение. Использование этой
информации позволяет оперативно вносить коррективы в образовательный
процесс,
анализировать
показатели,
характеризующие
качество
образования.
Имеющаяся
инфраструктура
позволяет
выстраивать
на
технологической
основе
процесс
управления
образовательным
учреждением.
Области использования ИКТ как ресурса управления:
-
участие
в
электронных
мониторингах
комплексных
проектов
модернизации образования и ИКТ - проектов в образовании;
-
автоматизация процесса делопроизводства; автоматизированный учет
кадров и контингента обучающихся образовательного учреждения;
-
автоматизация школьной системы оценки качества образования;
-
внедрен и систематически используется продукт автоматизации учета
посещаемости «1С: Посещаемость» средствами «1С: Хронограф Школа
2.5
ПРОФ»;
автоматизация
работы
психологической
службы
ОУ
с
помощью комплектов программного комплекса "Effecton" и др.
С
2015
года
МБОУ
СОШ
№
33
предоставляет муниципальные
услуги в электронном виде:
1. Зачисление в общеобразовательное учреждение города Липецка.
2.
Предоставление
информации
о
текущей
успеваемости
учащегося,
ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.
3.
Предоставление
информации
о
реализации
в
образовательных
муниципальных
учреждениях
города
Липецка
программ
дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования, а
также дополнительных общеобразовательных программ.
4.
Предоставление
информации
об
образовательных
программах
и
учебных
планах,
рабочих
программах
учебных
курсов,
предметов,
дисциплин (модулей), календарных учебных графиках образовательных
учреждений города Липецка.
5. Предоставление информации о порядке проведения государственной
и т о г о в о й
а т т е с т а ц и и
у ч а щ и х с я ,
о с в о и в ш и х
о с н о в н ы е
общеобразовательные программы.
6.
Предоставление
информации
из
федеральной
базы
данных
о
результатах единого государственного экзамена.
Развитие
информационной
компетентности
педагогов
является
одним
из
условий
внедрения
в
образовательную
практику
учреждения
современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной
технологии,
которые
способствуют:
развитию
информационной
компетентности
учащихся;
реализации
межпредметных
связей
как
при
изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при
использовании ИКТ на предметных уроках; развитию учебной мотивации;
активизации
познавательной
деятельности
учащихся;
развитию
способности
к
самостоятельной
работе;
развитию
навыков
работы
в
коллективе;
развитию
коммуникативных
навыков;
корректировке
самооценки учащихся; укреплению веры ученика в свои силы; развитию
оценочных умений и др.
Администрация и сотрудники МБОУ СОШ № 33 активно используют
технические
средства
и
электронные
материалы
при
проведении
педсоветов,
семинаров,
при
участии
в
конкурсах,
проектах
различных
уровней, сдачи отчетов.
Более
активно
используются
возможности
сетевого
общения,
участия в дистанционных конкурсах, вебинарах, викторинах, олимпиадах.
В
2015-2016
учебном
году
10
педагогов
МБОУ
СОШ
№
33
приняли
участие
в
общественных
консультациях
по
обсуждению
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования.
Преподаватели
МБОУ
СОШ
№
33 награждены
дипломами
«Учитель
цифрового
века»
за
активное
применение
в
работе
информационных
технологий,
эффективное
использование
цифровых
предметно-
методических материалов, предоставленных в рамках проекта.
Результатами
применения
ИКТ
являются
всестороннее
развитие
учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком
методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Список используемой литературы:
1.
Концепция
информатизации
образования:
//
Информатика
и
образование. М., - 2002. №1.
2.
Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Обучение:
Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета,
2004.
3.
Муратов
А.Ю.,
Основы
управления
информатизацией
современной
школы, Барнаул, 2009.
4.
Татьянченко
Д.В.
Приоритеты
образования
в
муниципальных
средних общеобразовательных школах.: // – Завуч, № 2, 2003.