Повышение эффективности организации подвижных игр в процессе развития физических качеств у старших дошкольников
Автор: Алифиренко Екатерина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Аленка" Населённый пункт: г. Карачев Брянской области Наименование материала: статья Тема: Повышение эффективности организации подвижных игр в процессе развития физических качеств у старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Екатерина Алифиренко,
воспитатель
МБДОУ детский сад №7 «Аленка»
г. Карачев Брянской области
Повышение эффективности организации
подвижных игр
в процессе развития физических качеств у старших дошкольников.
Существует огромное количество ценностей в нашей жизни. Одни мы игнорируем,
другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная
для каждого человека – здоровье! А потому одной из наиболее важных и глобальных
проблем
является
прежде
всего
состояние
здоровья
детей.
Полноценное
физическое
развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Успех и достижения в
любой деятельности определяются физическим состоянием, уровнем работоспособности
детского
организма.
Проблема
формирования
активного,
здорового
человека
как
необходимого
условия
его
гармоничного
развития
рассматривалась
в
исследованиях
многих врачей и педагогов (Н.М. Аксарина, Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Ю.Ф. Змановский, А.В.
Кенеман, Е.Г. Леви-Гориневская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.М. Щелованов и др.)
Вопросы
совершенствования
физическихкачеств
дошкольников
занимают
значительное место и в работах современных исследователей (Э.Я. Степаненкова, Н.А.
Фомин, В.Е. Фолин и др.)
В
дошкольный
период
закладывается
фундамент
здоровья
и
полноценного
физического развития ребенка. Этот процесс включает в себя качественные изменения,
которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил дошкольника, его
здоровья
под
воздействием
благоприятной
природной
среды
и
специально
организованного воспитания во всех видах деятельности, в которые включен малыш
(трудовая, конструирование, изобразительная и т.д.) [12]. Однако для задач физического
развития
особое
значение
приобретает
двигательная,
спортивно-оздоровительная
деятельность.
Физическое
развитие
-
это
развитие
физических
качеств,
изменения
антропометрических и биометрических данных, накопление и обогащение двигательного
опыта, потребности в двигательной активности, совершенствование физических навыков
и
умений,
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной
сфере,
приобретение ценности здорового образа жизни, развитие физических качеств [1, 3, 13].
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
Общеобразовательной
программы
«От
рождения до школы» предполагается развитие таких физических качеств, как быстрота,
ловкость, выносливость, сила, гибкость [2], которые формируются у ребенка комплексно,
развитие одного способствует развитию другого.
Современные
требования
к
физическому
развитию
дошкольников
требуют
пересмотра подходов к использованию подвижной игры, ее места на физкультурных
занятиях в ДОУ, их методической проработки и дидактического оснащения.
Подвижные игры будут эффективным средством развития физических качеств у
старших дошкольников, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- разработан комплекс подвижных игр, в котором оптимально будут объединены
игры
разные
по
динамическим
характеристикам
(малой,
средней
и
большой
подвижности), развивающие разные двигательные качества;
- выбор подвижной игры, ее двигательные характеристики будут в полной мере
соответствовать задаче развития физического качества детей на физкультурном занятии;
-
воспитателем
создается
и
поддерживается
интерес
детей
к
игре
с
целью
придания целенаправленности игровым действиям;
- используется атрибутика, яркий, красочный инвентарь, позволяющий влиять на
зрительные рецепторы и способствующий организации внимания детей.
Развитие дошкольников построено в контексте игры, которая дает возможность
выявлять,
поддерживать
и
развивать
все
потенциальные
возможности
и
склонности
ребенка. Игра ориентирована на собственно процесс, а не на результат (что отличает ее от
продуктивной
деятельности).
Ребенок
испытывает
удовольствие
от
самих
игровых
действий.
Это
обстоятельство
делает
игру
значимым
средством
воспитания
дошкольников.
В
педагогической
истории
России
подвижным
играм
придавалось
большое
значение.
В
работах
Н.И.
Пирогова,
Е.Н.
Водовозова,
П.Ф.
Каптерева
подчеркивается
первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным
потребностям ребенка.
Подвижная
игра
–
это
сознательная,
активная
деятельность
ребенка,
характеризующаяся
точным
и
своевременным
выполнением
заданий,
связанных
с
обязательными для всех играющих правилами [7].
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на
ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а
потому
особенно
привлекательным.
Преимущество
подвижных
игр
перед
строго
дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией,
творчеством,
протекает
эмоционально,
стимулирует
двигательную
активность.
В
игре
используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой
форме.
Игра
—
естественный
спутник
жизни
ребенка
и
поэтому
отвечает
законам,
заложенным
самой
природой
в
развивающемся
организме
ребенка
—
неуемной
потребности его в жизнерадостных движениях [7,9,5,6].
Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие
детей.
Только
при
педагогическом
участии
игра
становится
важнейшим
средством
воспитания.
Воспитатель
должен
осмысленно
выстраивать
свою
игровую
позицию
в
детской игре. Проявления этой игровой позиции могут иметь такие проявления: быстрый
и органичный переход от реального плана к игровому поведению (серьезное подчинение
приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях;
проявление
доброжелательного
отношения
к
детям,
чувство
юмора,
своеобразная
«инфантилизация»
своего
поведения;
скрытое
педагогическое
руководство
игрой,
незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.
Технология
педагогически
организованной
игры
обязывает
«скрывать»
прямое
обучающее начало. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть,
он может только сам захотеть участвовать в игре и испытать от этого удовлетворение.
Поэтому
педагогическая
организация
игры
должна
искать
«скрытые»
способы,
вплетенные в естественную ткань игры. Воспитатель, организуя игру, всегда ставит перед
собой педагогическую цель, задачу (в том числе и развитие физических качеств детей). Но
ребенок
в
игре
прямо
не
реализует
эти
педагогические
цели,
они
должны
быть
преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы
было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы
получить приз» и т.д.
Детская игра должна иметь результативное завершение и это, прежде всего яркое,
эмоциональное переживание итогов игрового действия. В педагогически организованной
детской игре важно отметить всех участников (как за победу «званиями «и «титулами»,
так и «за стремление к победе», «за выручку и взаимопомощь»).
Игра как средство воспитания направлена на то, чтобы воспитательное воздействие
приобрело
опосредованные,
скрытые
для
детей
формы.
Воспитание
в
игре
тем
результативнее,
чем
она
увлекательнее,
и
чем
больше
воспитатель
воспринимается
детьми как желанный участник игры [4].
Учитывая
сущность
подвижной
игры,
ее
технологический
алгоритм,
воспитательные и развивающие возможности, определим ее значимость для развития
физических качеств у старших дошкольников.
Во-первых,
подвижная
игра
имеет
широчайшие
возможности
проявления
играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, что является основой для
физического совершенствования детей.
Во-вторых, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у
детей положительные эмоции. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы
оздоровления
человека.
Результат
подвижной
игры
–
это
радость
и
эмоциональный
подъем. Именно благодаря этому подвижные игры больше, чем другие формы адекватны
потребностям
растущего
организма
в
движении,
способствуют
развитию
морально-
волевых и физических качеств.
В-третьих, игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает
способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в
принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать
выводы о результате деятельности.
В-четвертых,
состязательность,
соперничество
в
подвижных
играх
являются
прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных
качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.
В-пятых, содержание большинства подвижных игр строится на активных темпо-
ритмовых изменениях двигательных действий, на условиях быстрого и даже мгновенного
ответа
на
зрительные,
звуковые,
тактильные
раздражители,
сигналы.
Обусловленные
содержанием игры нетипичные перемещения в пространстве, задержки или остановки
перемещений, другие действия с предметами и без них, ходьба, бег, передвижение
прыжками,
спринтерские
перемещения
на
короткие
дистанции
являются
блестящим
средством развития быстроты.
Для
развития
выносливости
и
ее
силовой,
скоростно-силовой
разновидностей
применяются подвижные игры, в содержание которых вводятся целенаправленные по
характеру упражнения, многократно и активно повторяемые в процессе игры. Большое
значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности,
черт
характера
человека:
целеустремленности,
настойчивости,
упорства,
смелости
и
решительности, уверенности сих силах. Здесь физические движения являются средствами,
которые помогают детям, научится преодолевать возникающие трудности, мобилизовать
себя, доводя начатое дело до конца.
Гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных
играх. Для ее целенаправленного развития необходимо введение в содержание игры
упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах,
определенные
усилия
по
достижению
ее
активного
максимума.
Это,
прежде
всего,
наклоны
вперед,
назад,
в
сторону,
повороты
туловища,
ног
в
различных
исходных
положениях, с отягощениями различного характера и без них, применение различных
снарядов и приспособлений.
Развитию
ловкости
способствует
выполнение
упражнений
в
изменяющихся
условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних
движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать
сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость
развивается
при
выполнении
упражнений,
проводимых
в
усложненных
условиях,
требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы
на
лыжах
на
горку
и
спуски
с
нее
и
др.),
с
использованием
различных
предметов,
физкультурного
инвентаря,
оборудования;
с
дополнительными
заданиями,
при
коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –
стремление
быть
быстрым,
собранным,
ловким,
находчивым,
уметь
четко
выполнять
задания, соблюдать правила игры.
Вышеназванные
воспитательные
возможности
подвижной
игры
для
развития
физических
качеств
у
старших
дошкольников
дают
основание
для
выбора
соответствующих подвижных игр с целью решения задачи развивать каждое из качеств.
Примерные виды игр для развития физических качеств
№П/П
Физическое качество
Подвижные игры, которые можно использовать
1.
Ловкость
«Пескари», «Ниточка-иголочка», «Подними
монету», «Колобок», «Разноцветные мячи»,
«Охотники и утки», «Поймай дракона за хвост» и
др.
2.
Быстрота
«Встречная эстафета с бегом», «День и ночь»,
«Переправа
в
обручах»,
«Эстафета
с
кубиками»,
«Ипподром»,
«Вороны
и
воробьи»,
«Тень»,
«Воевода», «К своим флажкам», «Косари» и др.
3.
Глазомер
«Одинаковые
промежутки!,
«Кто
точнее
покажет»,
«Конфетомер»,
«Набрось
кольцо»,
«Охота на зайцев», «Мяч другому», «Камешки»,
«Охотники и утки», «Подвижная цель» и др.
4.
Гибкость
«Скороходы»,
«Прыгуны
и
ползуны»,
«Мостик
и
кошка»,
«Постройте
мост»,
«Займи
свободный
мат», «Альпинисты» др.
5.
Равновесие
«Посадим рассаду и соберем урожай», «Шагай
через
кочки»,
«Совушка»,
«Бой
петухов»,
«Накорми кролика», «Странные птицы», «Спиной
в п е р е д » ,
« К а н а т о х од ц ы » ,
« К о з л и к и
н а
мосту» ,»Веселые снежинки» и др.
6.
Сила
Перетягивания, сидя на полу, «Лошадки», «Бег
раков»,
«Соревнование
тачек»,
« С ка л ка -
подсекалка», «Белый тополь, зеленый тополь» и
др.
7.
Выносливость
«Прихлопни
комара»,
«Салки
по
кругу»,
«Обезьяньи
салки»,
«Гонки
с
выбыванием»,
«Белые медведи», «Голубки», «Колдун» и др
Таким образом, использование подвижной игры может быть результативнее при
соблюдении таких педагогических условий, как более точный подбор игр в соответствии с
задачами развития тех или иных физических качеств и учетом уровня их
сформированности на каждом возрастном этапе, продуманное дидактическое
оснащение, что обеспечит более эмоциональное переживание хода и итогов игры.
Выполнение этих педагогических условий придает подвижной игре большую
целенаправленность в достижении поставленных задач развития физических качеств у
старших дошкольников.
Литература.
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1967.
2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. / Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. - М.: Мозаика-
синтез, 2010. - 304 с.
3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие
для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКТИ,
2011.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь,
2005.
5. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 18-20.
6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
7. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития
дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 23-25.
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. - М.: Академия, 2009.
9. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.:
Просвещение, 2008.
10. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / Под ред.
С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007
11. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания. - М.:
Физиология и спорт, 2008.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Гардарики,2007.
13. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. –
М., 1990.
14. Яблонская С.В. Циклис С.А. Развитие физических качеств дошкольников. - М.,
2008.
15. Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 2007.