Напоминание

Повышение эффективности организации подвижных игр в процессе развития физических качеств у старших дошкольников


Автор: Алифиренко Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Аленка"
Населённый пункт: г. Карачев Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности организации подвижных игр в процессе развития физических качеств у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Екатерина Алифиренко, воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Аленка» г. Карачев Брянской области
Повышение эффективности организации

подвижных игр

в процессе развития физических качеств у старших дошкольников.
Существует огромное количество ценностей в нашей жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого человека – здоровье! А потому одной из наиболее важных и глобальных проблем является прежде всего состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Успех и достижения в любой деятельности определяются физическим состоянием, уровнем работоспособности детского организма. Проблема формирования активного, здорового человека как необходимого условия его гармоничного развития рассматривалась в исследованиях многих врачей и педагогов (Н.М. Аксарина, Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Ю.Ф. Змановский, А.В. Кенеман, Е.Г. Леви-Гориневская, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.М. Щелованов и др.) Вопросы совершенствования физическихкачеств дошкольников занимают значительное место и в работах современных исследователей (Э.Я. Степаненкова, Н.А. Фомин, В.Е. Фолин и др.) В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития ребенка. Этот процесс включает в себя качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил дошкольника, его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания во всех видах деятельности, в которые включен малыш (трудовая, конструирование, изобразительная и т.д.) [12]. Однако для задач физического развития особое значение приобретает двигательная, спортивно-оздоровительная деятельность. Физическое развитие - это развитие физических качеств, изменения антропометрических и биометрических данных, накопление и обогащение двигательного опыта, потребности в двигательной активности, совершенствование физических навыков и умений, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, приобретение ценности здорового образа жизни, развитие физических качеств [1, 3, 13]. В соответствии с требованиями ФГОС Общеобразовательной программы «От рождения до школы» предполагается развитие таких физических качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость [2], которые формируются у ребенка комплексно, развитие одного способствует развитию другого. Современные требования к физическому развитию дошкольников требуют пересмотра подходов к использованию подвижной игры, ее места на физкультурных занятиях в ДОУ, их методической проработки и дидактического оснащения. Подвижные игры будут эффективным средством развития физических качеств у старших дошкольников, если будут соблюдены следующие педагогические условия: - разработан комплекс подвижных игр, в котором оптимально будут объединены игры разные по динамическим характеристикам (малой, средней и большой подвижности), развивающие разные двигательные качества;
- выбор подвижной игры, ее двигательные характеристики будут в полной мере соответствовать задаче развития физического качества детей на физкультурном занятии; - воспитателем создается и поддерживается интерес детей к игре с целью придания целенаправленности игровым действиям; - используется атрибутика, яркий, красочный инвентарь, позволяющий влиять на зрительные рецепторы и способствующий организации внимания детей. Развитие дошкольников построено в контексте игры, которая дает возможность выявлять, поддерживать и развивать все потенциальные возможности и склонности ребенка. Игра ориентирована на собственно процесс, а не на результат (что отличает ее от продуктивной деятельности). Ребенок испытывает удовольствие от самих игровых действий. Это обстоятельство делает игру значимым средством воспитания дошкольников. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. В работах Н.И. Пирогова, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [7]. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях [7,9,5,6]. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей. Только при педагогическом участии игра становится важнейшим средством воспитания. Воспитатель должен осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Проявления этой игровой позиции могут иметь такие проявления: быстрый и органичный переход от реального плана к игровому поведению (серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях; проявление доброжелательного отношения к детям, чувство юмора, своеобразная «инфантилизация» своего поведения; скрытое педагогическое руководство игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли. Технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытать от этого удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры должна искать «скрытые» способы, вплетенные в естественную ткань игры. Воспитатель, организуя игру, всегда ставит перед собой педагогическую цель, задачу (в том числе и развитие физических качеств детей). Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы получить приз» и т.д. Детская игра должна иметь результативное завершение и это, прежде всего яркое, эмоциональное переживание итогов игрового действия. В педагогически организованной
детской игре важно отметить всех участников (как за победу «званиями «и «титулами», так и «за стремление к победе», «за выручку и взаимопомощь»). Игра как средство воспитания направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее, и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник игры [4]. Учитывая сущность подвижной игры, ее технологический алгоритм, воспитательные и развивающие возможности, определим ее значимость для развития физических качеств у старших дошкольников. Во-первых, подвижная игра имеет широчайшие возможности проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, что является основой для физического совершенствования детей. Во-вторых, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления человека. Результат подвижной игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому подвижные игры больше, чем другие формы адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют развитию морально- волевых и физических качеств. В-третьих, игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности. В-четвертых, состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка. В-пятых, содержание большинства подвижных игр строится на активных темпо- ритмовых изменениях двигательных действий, на условиях быстрого и даже мгновенного ответа на зрительные, звуковые, тактильные раздражители, сигналы. Обусловленные содержанием игры нетипичные перемещения в пространстве, задержки или остановки перемещений, другие действия с предметами и без них, ходьба, бег, передвижение прыжками, спринтерские перемещения на короткие дистанции являются блестящим средством развития быстроты. Для развития выносливости и ее силовой, скоростно-силовой разновидностей применяются подвижные игры, в содержание которых вводятся целенаправленные по характеру упражнения, многократно и активно повторяемые в процессе игры. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности сих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям, научится преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца. Гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных играх. Для ее целенаправленного развития необходимо введение в содержание игры упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах, определенные усилия по достижению ее активного максимума. Это, прежде всего, наклоны вперед, назад, в сторону, повороты туловища, ног в различных исходных положениях, с отягощениями различного характера и без них, применение различных снарядов и приспособлений. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних
движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур). Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Вышеназванные воспитательные возможности подвижной игры для развития физических качеств у старших дошкольников дают основание для выбора соответствующих подвижных игр с целью решения задачи развивать каждое из качеств.
Примерные виды игр для развития физических качеств
№П/П
Физическое качество

Подвижные игры, которые можно использовать
1. Ловкость «Пескари», «Ниточка-иголочка», «Подними монету», «Колобок», «Разноцветные мячи», «Охотники и утки», «Поймай дракона за хвост» и др. 2. Быстрота «Встречная эстафета с бегом», «День и ночь», «Переправа в обручах», «Эстафета с кубиками», «Ипподром», «Вороны и воробьи», «Тень», «Воевода», «К своим флажкам», «Косари» и др. 3. Глазомер «Одинаковые промежутки!, «Кто точнее покажет», «Конфетомер», «Набрось кольцо», «Охота на зайцев», «Мяч другому», «Камешки», «Охотники и утки», «Подвижная цель» и др. 4. Гибкость «Скороходы», «Прыгуны и ползуны», «Мостик и кошка», «Постройте мост», «Займи свободный мат», «Альпинисты» др. 5. Равновесие «Посадим рассаду и соберем урожай», «Шагай через кочки», «Совушка», «Бой петухов», «Накорми кролика», «Странные птицы», «Спиной в п е р е д » , « К а н а т о х од ц ы » , « К о з л и к и н а мосту» ,»Веселые снежинки» и др. 6. Сила Перетягивания, сидя на полу, «Лошадки», «Бег раков», «Соревнование тачек», « С ка л ка - подсекалка», «Белый тополь, зеленый тополь» и др. 7. Выносливость «Прихлопни комара», «Салки по кругу», «Обезьяньи салки», «Гонки с выбыванием», «Белые медведи», «Голубки», «Колдун» и др Таким образом, использование подвижной игры может быть результативнее при соблюдении таких педагогических условий, как более точный подбор игр в соответствии с задачами развития тех или иных физических качеств и учетом уровня их сформированности на каждом возрастном этапе, продуманное дидактическое оснащение, что обеспечит более эмоциональное переживание хода и итогов игры.
Выполнение этих педагогических условий придает подвижной игре большую целенаправленность в достижении поставленных задач развития физических качеств у старших дошкольников.
Литература.
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1967. 2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. - М.: Мозаика- синтез, 2010. - 304 с. 3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКТИ, 2011. 4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005. 5. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 18-20. 6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975 7. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 23-25. 8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2009. 9. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2008. 10. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / Под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007 11. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физиология и спорт, 2008. 12. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Гардарики,2007. 13. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1990. 14. Яблонская С.В. Циклис С.А. Развитие физических качеств дошкольников. - М., 2008. 15. Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 2007.


В раздел образования