Автор: Алексеева Надежда Дмитриевна Должность: методист Учебное заведение: Информационно-методический центр Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Языком Музыки Раздел: среднее профессиональное
Языком Музыки
Музыка окружает нас везде. По сути весь наш мир звучит, он пронизан
и шумом и музыкой. Профессор Н. Киященко в одной из своих статей писал:
«Самое удивительное и поразительное в звукожизни человека состоит в том,
что вошедший в него темперированный, гармонизированный, ладовысотный,
ритмизированный
звук
настраивает
его
чувства,
ум
и
волю,
то
есть
эмоциональную,
интеллектуальную
и
действенную
жизнь,
на
создание
гармонизированного мира – материального и духовного». Значение музыки в
становлении художественной, духовной культуры трудно переоценить.
Я думаю, что со мной согласятся: урок музыки = урок творчества. Все
виды музыкальной деятельности связаны с воображением, индивидуальным
восприятием.
О
значении
творческих
заданий
написано
очень
много.
Выдающиеся
педагоги,
исследователи
разных
стран
занимались
этой
проблемой.
Б.В.Асафьев
считал,
что
воспитывать
музыкально-творческие
навыки следует «во-первых, потому что каждый, кто хоть немного ощутил в
какой-либо
сфере
искусства
радость
творчества,
будет
в
состоянии
воспринимать
всё
хорошее,
что
делается
в
этой
сфере,
и
с
большей
интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».
Работая со студентами в педагогическом колледже, основной целью
деятельности вижу: подготовка специалиста способного к сообразованию, к
мобилизации своих интеллектуальных и творческих способностей в сфере
педагогического труда.
«Творчество – это способность удивляться и познавать, уметь находить
решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и
склонность к глубокому осознанию своего опыта» - Э.Фромм. Л.С.Выгодский
в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» выделил четыре
механизма творческого воображения:
1.
Умение
выделить
отдельные
черты
сложного
целого
имеет
значение для всей решительно творческой работы человека над
впечатлениями.
2.
За процессом диссоциации (деление целого на части) следует
п р о ц е с с
и з м е н е н и я ,
ко т о р о м у
п о д в е р г а ю т с я
э т и
диссоциированные элементы.
3.
Следующим моментом в составе процессов объединения является
ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и изменённых
элементов.
4.
Комбинация
отдельных
образов,
приведение
в
систему,
построение сложной картины».
Большое значение в процессе восприятия музыкального произведения
имеет
степень
развитости
музыкального
мышления
учащихся,
и
потому
важнейшим этапом его развития является изучение темы «Интонация».
Интонация
занимает
в
нашей
жизни
огромное
место:
уже
с
младенчества дети имеют представление об интонации – слушая мать, отца,
постоянно наблюдая за имениями их голосов в зависимости от их настроения
и сути того, что они говорят – радуются, сердятся и т.д. Никогда не выделяя
интонацию
в
отдельную
проблему,
дети
постоянно
сталкиваются
с
ней.
Важно
учить
различать
и
использовать
всевозможные
интонации.
На
занятиях
музыки
необходимо
раскрыть
это
понятие
во
всей
его
многогранности.
Но
раскрыть
эту
многозначность
на
традиционном
занятии
и
рассмотреть её различные значения практически невозможно, а кроме того по
разным
причинам
учитель
часто
выносит
учащимся
для
запоминания
длинные и запутанные определения и без того сложного понятия, и поэтому
запоминание получается механическим, чего быть категорически не должно,
ведь
музыка
–
это
искусство.
А
значит,
принимается
сердцем,
а
не
усваивается разумом.
В.Сухомлинский писал: «Лень души рождает лень
мысли»
Именно
поэтому
для
занятий
по
теме
«Интонация»
была
выбрана
форма педагогической мастерской, где учащимся даётся возможность самим
выйти на многозначность этого понятия.
Вот некоторые высказывания учащихся после таких занятий:
Интонация
–
это
выразительный
язык
музык
жеста,
мимики,
своего национального языка;
Интонация – моя интуиция на тон любой нации, спектр чувств от
нотации до восторга, выраженного в овациях;
Интонация – анатомия музыки;
Интонация – выразительный язык нации, имеющей свой тон,
написанный нотами, преломлённый через моё я и обогативший его.
Интонация – это разнообразие красок мира, убери её из жизни –
всё было бы однообразно и серо.
Итак, целью занятий со студентами в колледже, является то, чтобы они
могли использовать свои знания, полученные на занятиях Музыки, в свои
будущей профессиональной деятельности.
Когда учащиеся понимают ради чего делается то или иное задание, они
смогут осознанно использовать в своей дальнейшей работе.
Конечно,
не
на
всех
предметах
можно
использовать
музыку,
но
наблюдая работу разных учителей, с горечью отмечаю, что музыку на уроках
или
не
используют
совсем,
или
используют
только
как
фон
какой-либо
деятельности.
Почему
учителя
не
используют
музыку
в
своей
работе?
Думается, причин несколько:
Нет «багажа» знаний по музыке;
В школе нет фонотеки;
«Страх» перед такой формой работы;
Не знание методики введения музыки;
Лень затрачивать дополнительное время; и другие.
Ограничиваясь только фоновым введением музыки, учителя забывают о
других важнейших функциях музыки:
Воспитательной.
Е щ ё
д р е в н и е
г р е к и
в и д е л и
в
музыкальном
искусстве
значительное
воспитательное
средство. Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего
проникают в души и захватывают их.;
Развивающей.
Это
развитие
памяти,
м ы ш л ен и я ,
воображения, ритмичности и т.д.
Коммуникативной. Вовлекая всех в единое музыкальное
действие.
Музыка
устанавливает
между
людьми
устойчивую связь (коммуникацию);
Компенсативной . Работа в группах, участвуя в различных видах
деятельности, у детей снижается комплекс страха индивидуального
выступления.
И закончить хотелось бы стихотворением Б.Пастернака «Музыка»
Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
Ани тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
И сот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.
Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы её в руках держа,
Над нею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Раскат импровизаций нёс
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колёс,
Жизнь улиц, участь одиночек.