"Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Автор: Сакульцанова Людмила Николаевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 Населённый пункт: г. Невинномысск Ставропольского края Наименование материала: Доклад Тема: "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку". Раздел: среднее образование
по теме «Организация групповой работы как одна из эффективных форм
деятельностно - компетентностного подхода в обучении иностранному языку».
В современных условиях важной задачей учителя является выбор и проработка таких
педагогических
технологий,
которые
могли
бы
не
только
обеспечить
эффективное
усвоение предметных знаний, но и способствовали бы формированию у обучающихся
умения
и
желания
учиться,
а
следовательно,
обладать
информационной
компетентностью,
обучающиеся
должны
уметь
работать
в
команде,
обладать
способностью
к
самопознанию
и
саморазвитию
на
основе
рефлексивной
самоорганизации. С другой стороны деятельность учителя должна быть направлена на
выявление и развитие талантливости и творчества детей. Поиск эффективных в данном
отношении
педагогических
технологий
обучения
иностранному
языку
приводит
к
популярной
сегодня форме – групповой работе как одной из форм деятельностно-
компетентностного
подхода
в
обучении
иностранному
языку.
Этим
определяется
актуальность исследования: реализация системно-деятельностного подхода в обучении
через
использование
групповой
формы
работы
на
уроках
английского
языка
способствует дальнейшему развитию мотивации к
изучению предмета, максимальной
активизации коммуникативной деятельности обучающихся на уроке под руководством
преподавателя. Групповая работа является одним из путей повышения эффективности
современного урока иностранного языка.
Процесс
обучения
-
это
процесс
деятельности
ученика,
направленный
на
становление его сознания и его личности в целом, его взаимодействие в системе «человек
– мир», «человек-человек». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя.
Несмотря на некоторые трудности, связанные с деятельностью учеников во время
групповой
работы, можно
свести
к
минимуму
нежелательные
последствия
(дополнительный
шум
в
классе
и
ослабление
дисциплины
при
одновременном
высказывании
нескольких
обучающихся),
если
перед
началом
работы
дать
ученикам
четкие указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать. Сами задания не
должны занимать много времени, иначе обучающимся станет скучно или они устанут.
Считаю, что в группедолжно быть не более 5 человек(необходимо следить за тем,
чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный ученик, который сможет
выполнить роль консультанта).
Кратко, ясно и четко объяснять задание.
Обучающимся требуется некоторое времядля того, чтобы научиться работать вместе,
если это группы сменного состава - не торопить их.
Работув группах не следует затягивать.Необходимо определить время для подготовки
задания и четко его соблюдать. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для
подготовки и спустя несколько минут предупредить обучающихся, что им остается, к
примеру, 2 минуты.).
Не вмешиваться в работу после ее начала, не прерывать обучающихся в процессе
общенияи обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения.
Остальные
ошибки
отмечать
для
себя,
чтобы
впоследствии
поработать
над
ними
дополнительно.
Во время подготовки групповых заданий необходимо пройти по классу, слушая то, что
обсуждают участники групп,но не останавливайтесь надолго ,
так как наше присутствие
мешает работе.
1
Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового
общения должны проводиться на иностранном языке.
Для
тех
учащихся,
которые заканчивают
раньше,
следует предусмотреть
дополнительные задания , чтобы они не отвлекали учащихся других групп.
Необходимо выслушать мнение представителей из каждой группы.
Оценить работу учеников или прокомментировать.При этом необходимо делать акцент
на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал
(лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов,
интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Работа в группах завершается работой над ошибками.Считаю, чтодля поддержания
положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки
безадресно. Обучающиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная
составная
часть
процесса
обучения.
Желательно
добиваться
того,
чтобы
ошибки
исправлялись самими учениками.
Планировать групповую работу можно уже в начальной школе. Чтобы научить
младших школьников работать в группах, можно представитьим памятку, раскрывающую
“секреты” плодотворной совместной работы,например:
ПОМНИТЕ:работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям,
основанное на взаимопомощи и взаимовыручке.
БУДЬТЕ:
- взаимно вежливыми,
- доброжелательными,
- организованными,
- дисциплинированными,
- тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;
HE:
- ссорьтесь,
- перебивайте друг друга,
- радуйтесь ошибкам товарищей,
- смотрите раньше времени в “ключи”,
- переговаривайтесь друг сдругом громко (ведь вы в классе не одни);
Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества,
дружелюбия
и
доверия .
Авторитарный
стиль
учителя
вызовет
негативную
реакцию
учащихся.
Очень важным является вопрос о формировании групп,
который предполагает
осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-
2
типологических особенностей (например, тип темперамента, темп овладения учебным
материалом,
глубина
приобретенных
знаний,
способность
самостоятельно
применять
умения или делиться своими знаниями и т. д.)
Хочу перечислить основные способы формирования групп на уроке, разработанные в
проблемно-поисковых
образовательных
технологиях,
которые
в
значительной
степени
определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:
1
.
По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы)
При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии обучающихся,
поэтому
оказавшись
в
некомфортной
психологической
обстановке
некоторые
обучающиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения
вместо решения конкретной учебной задачи.
2. По желанию обучающихся
3. По набору лидеров В этом случае процедура объединения в группы, как правило,
проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому
симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении
задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать
себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых учащихся
не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам
(например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются
все учащиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с
высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее
можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной
задачей.
Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они
по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения
показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен
продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии
отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически
трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Можно
посоветовать организовать “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны
не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды.
Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес.
4.
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей,
аутсайдер)
Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать
индивидуальные особенности учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и
обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный
способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся.
6. Случайным образом
На
младшей
ступени
обучения
впечатляет
такой
способ
формирования
“случайной”
группы, как: жребий , рассчитаться на первый - второй или распределяют чётные номера -
в одну группу, нечётные - в другую и т.п.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей
случая
могут
объединиться
ученики,
которые
вне
учебных
условий
никак
не
3
взаимодействуют
между
собой.
Таким
образом,
работа
в
такой
группе
развивает
у
участников
способность
приспосабливаться
к
различным
условиям
деятельности
и
к
разным партнерам.
Можно
также
чередовать
работу
в
группах
постоянного
и
сменного
состава,
чтобы
ученики не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с
незнакомыми
собеседниками.
Число
групп
(их
может
быть
от
2
до
5)
зависит
от
количества учеников в класс и предлагаемого им задания.
Считаю, что методически оправданно:
- включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в
каждой
группе
были
свои
консультанты,
способные
взять
инициативу
в
речевом
взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся
этой группы;
-
делать
состав
групп
подвижным,
чтобы
учитель
мог
легко
поменять
местами
некоторых учеников;
-
назначать
разных
учащихся
лидерами
групп,
чтобы
не
было
завышенной
/
заниженной самооценки у отдельных учеников; Говоря о приоритетах группового
взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных
технологиях групповая
работа
используются
как
средство
интенсификации
и
оптимизации
учебного
процесса,
при
котором
ярко
выражены
межличностные
процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие,
взаимное
влияние,
поддержка,
эффективное
использование
ресурсов
каждого
учащегося, взаимопомощь (3).
К важным преимуществам групповой работы на уроке ИЯ перед фронтальной и
индивидуальной формами можно отнести следующие:
- в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная,
эмоционально-положительная атмосфера в классе:исчезает страх перед учебной
неудачей (сообща легче найти решение, незнаешь сам – объяснят или помогут
одноклассники), возрастает уверенность учащихся в собственных силах (“Я тоже знаю
и могу это сделать”).
- при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых
учащихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и
взаимоконтроля,
когда
могут
посоветоваться
или
обратиться
за
помощью
к
одноклассникам. Такое взаимодействие
способствует повышению коммуникативной и
познавательной мотивации,появлению желания учиться в целом. Групповое обучение
-
это
модель
лечения
д л я
т е х детей,
которые
эмоционально
подавлены
и
дезорганизованы.
Оно
помогает
обучающемуся
разрушить
изоляцию,
преодолеть
чувство
робости
при
языковом
общении
с
разными
партнерами,
предложить
сотрудничество другим ученикам и почувствовать единение, комфорт и безопасность.
-
в
центре
обучения
находится не
учитель
(он
перестает
быть
единственным
источником
информации
для
обучаемых,
играет
роль
организатора
и
помощника
речевого взаимодействия), а обучающийся(который является равноправным речевым
партнером) -
личностно-ориентированный
подход.
Обучение,
основанное
на
групповом общении, ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ
учащегося - реакция (оценка) учителя. (1) Работа в группе убеждает учащихся на
4
практике
в
том,
что изучение
ИЯ
предполагает
не
только
активное
общение
с
учителем,
но
и
интенсивную
самостоятельную
работу
по
накоплению
знаний,
совершенствованию навыков и умений.
- групповая работа
позволяет вовлечь всех обучающихся группы в учебный процесс
(увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде),
обеспечивает
постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на
уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. Как
показывает практика, обучающиеся глубже и в большем объеме усваивают материал,
тратят меньше временина формирование умений и навыков, чем при индивидуальном
обучении.
В
классе уменьшаются
дисциплинарные
трудности
(сокращается
число
учеников, не работающих на уроке), обучающиеся получают больше удовольствия от
учения, комфортнее чувствуют себя в классе, снижается их тревожность, возрастают
познавательная активность и творческая самостоятельность.
- групповое обучение
способствует развитию когнитивных способностей, которые не
присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных
задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как
умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей
роли.
-
данная
форма
работы учит
самостоятельности
– вся
совместная
деятельность
распределяется среди группы учеников. Одни выполняют только планирующую часть
работы, другие – решают задачу (возможны полярные мнения), т. е. осуществляют
исполнительскую часть деятельности, третьи – контролируют работу первых двух,
четвертые – оценивают (3), т. е. каждый становится ответственным за определенную
часть общего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает. Групповое
общение
развивает
способность
к
кооперации
и
сотрудничеству,
повышает
креативность школьников, способствует развитию
у учащихся критического мышления
и адекватной самооценки.
-
рационально
организованная
групповая
деятельность
обучающихся
на
уроке
не
только
позволяет
решать
познавательные
задачи,
но
и способствует
сплочению
ученического
коллектива.
От
участников
группы
требуется
умение
выслушать
до
конца, поддержать мнение одноклассника или оспорить его, выработать групповое
решение, т. е. воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность
(терпение),
уважение
к
чужой
точке
зрения,
взаимоотношения
между
учащимися
становятся теплее и человечнее.
- в ходе группового взаимодействия у учащихся развиваются общеучебные умения
(умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое
согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное)
и компенсаторные умения
(использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций
на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);
- упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя
(вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему
достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других
групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять,
исправлять ответы одноклассников;
5
Однако к недостаткам группового взаимодействия на уроке можно отнести систему
оценивания, которая, как правило, сводится к двум учебным ситуациям:
1) в одной группе оказываются разные по силам ученики
Если учитель выставляет одинаковую для всех участников группы отметку, то она не
всегда реально отражает вклад каждого ученика, т. е. может быть несправедливой при
оценке знаний и речевых умений отдельных учащихся. Поэтому при организации работы в
мини-группах важно донести до сознания учащихся мысль о том, что они отвечают за
обучение любого члена своей группы, что командный успех может быть получен лишь при
условии,
если
все
члены
группы
задействованы
в
обучении,
лидер
группы
несет
ответственность за всех участников его команды, иными словами, успех в обучении - это
результат коллективной работы.
2) группы в целом оказываются неодинаковыми по силам
Конечно, соблюдая принцип доступности / посильности в обучении, учитель может
скорректировать
создавшуюся
ситуацию,
предложив
задания
разные
по
степени
сложности, но тогда возникает проблема дифференциации оценок, поскольку успешно
выполненное задание повышенной сложности должно оцениваться более высоким баллом,
чем задание, уступающее ему по степени сложности. Хотя для учителя важно личное
продвижение отдельных учащихся в изучении языка и, может быть, чуть завышенная
оценка для учащихся с недостаточно хорошим уровнем языковой подготовки послужит
стимулом для дальнейшей кропотливой работы над языковым материалом, ведь ни для
кого не секрет, что успех окрыляет.
Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ - это:
реализация принципа активности в обучении ,
который был и остается основным в
дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и
коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью;
один
из
факторов
развивающего
обучения ,
центрированного
на
личности,
цель
которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через
сотрудничество с другими членами группы;
интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность
обучаемых,
поддерживает
внимание
учащихся
на
уроке,
развивает
их
речевую
инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом,
взаимное обогащение;
Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке “языковую среду”, т. е.
условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной
6