Эколого-развивающая среда в детском саду и её компоненты
Автор: Приписнова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Радуга" Населённый пункт: Амурская обл. Благовещенский район с. Марково Наименование материала: презинтация Тема: Эколого-развивающая среда в детском саду и её компоненты Раздел: дошкольное образование
•
Разумное отношение к природе, окружающему миру один
из критериев оценки нравственности каждого человека.
•
Наиболее благоприятным периодом для решения задач
экологического образования является дошкольный
возраст. Поскольку в этот период происходит
становление качеств человеческой личности,
закладываются основы экологической культуры.
•
Для организации работы по экологическому воспитанию
в детском саду необходимы определенные условия.
Одно из главных - соответствующая эколого-
развивающая среда.
Определение эколого - развивающей
среды
•
Важнейшим фактором становления человеческой личности
является окружающая среда. Нельзя не согласиться с А.И.
Арнольдовым, который утверждает, что «...сегодня с особой
очевидностью необходима для нормального существования
общества полноценная, многообразная, самоорганизующаяся
среда. Именно она является важнейшим фактором духовного
становления и совершенствования личности, ее идеалов,
интересов, потребностей».
•
Экологически развивающая среда – совокупность объектов
живой и неживой природы, открывающих ребенку пространство
для ориентировки и природоохранных действий и
отличающихся вариативностью и возможностью действовать
самим детям, что будет способствовать формированию основ
экологической культуры.
Задачи экологизации
развивающей
предметной среды предполагают создание
условий для:
Специфической чертой методики экологического
воспитания дошкольников являются
непосредственный контакт ребенка с объектами
природы, «живое» общение с природой и
животными, наблюдение и практическая
деятельность по уходу за ними, осмысление
увиденного в процессе обсуждения.
Насыщенная многообразием живых объектов
среда позволяет дошкольникам
не только
наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но
и принимать непосредственное участие в уходе за
ними под руководством педагогов.
Компоненты эколого – развивающей среды
Характеристика эколого – разваривающей
среды МДОАУ детский сад «Радуга»
с. Марково
•
Одним из важных условий реализации системы
экологического образования в дошкольном
учреждении является правильная организация и
экологизация развивающей среды.
•
Главной задачей является создание условий
для формирования у ребенка элементов
экологической культуры, экологически
грамотного поведения, реализации новых идей
об универсальности и самоценности природы.
Элементы эколого-развивающей среды
МДОАУ
детский сад «Радуга»
с. Марково
•
Эколого-развивающая среда МДОАУ включает в себя
следующие компоненты:
•
Экологическая полочка (книги, дидактические игры,
пособия)
•
Функциональная роль
•
Обучающая, познавательная, формирование интереса к
чтению
•
Формы и методы работы
•
Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о
•
природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного,
самостоятельные игры, занятия.
Живой уголок.
Функциональная роль
Релаксационная, познавательная, развитие
эмоциональной сферы, приобретение
навыков
ухода за живыми организмами, воспитание,
бережного отношения к живым существам
Формы и методы работы
Наблюдение, уход за растениями,
животными
• Огород, сад.
Функциональная роль
Воспитание трудовых навыков, эстетическая,
познавательная, оздоровительная, развитие
эмоциональной сферы, выработка навыков
экологически безопасного поведения
Формы и методы работы
Уход за растениями, наблюдения, сбор и
использование экологически
чистого урожая,
знакомство с правилами экологической
безопасности.
• Уголки в группах (экспериментальные, природные,
выставочные)
Функциональная роль
Познавательная, эстетическая, эмоциональное
развитие,
интеллектуальное развитие, развитие
воображения, приобретение навыков
самостоятельной работы, воспитание трудолюбия,
развитие фантазии
Формы и методы работы
Самостоятельные исследования, игры, общение с
живыми организмами и уход за ними, тематические
выставки детских работ, изготовление поделок из
природного и бросового материала
• Экологическая тропа
Функциональная роль
Познавательная, развитие эмоциональной сферы,
общение с природой
Формы и методы работы
Проведение комплексных занятий, учитывающих
сенсорное развитие ребенка, закрепление материала,
знакомство с природными объектами,
•
Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском
саду - это непрерывный педагогический процесс, который
включает в себя организацию групповых пространств,
ежедневное поддержание условий, необходимых для
полноценной жизни всех живых существ.
•
Такая постоянная деятельность приучает думать и
систематически и реально заботиться о «братьях меньших»,
находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
•
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие
видов деятельности, интегрированный подход в обучении,
способствующий формированию не только экологически
грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это
невозможно без создания в детском саду единого эколого-
развивающего пространства.