Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе


Автор: Митичкина Тамара Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №27"Надежда"
Населённый пункт: г.Октябрьский РБ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Митичкина Тамара Ивановна
, воспитатель, МАДОУ №27, г.Октябрьский Республики Башкортостан
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В современном мире интернет заменяет нам практически все. Не выходя из дома, мы можем совершать покупки, общаться с друзьями и родственниками из разных стран, искать работу, работать, узнавать новости, и также читать различные книги. Современные школьники часто используют электронные книги. Правильно ли это, что мы предпочитаем чаще электронную книгу, чем настоящую? В век компьютеров и видео, обычная книга отошла на задний план. И все чаще слышим от детей: «Зачем читать книги, если все есть в интернете?». С самого раннего возраста мы начинаем развивать личность и мышление наших детей. Но, становясь старше, они обретают свои интересы. Важно не потерять доверие ребенка и правильно направить его развитие. С начала мы читаем малышам, а потом учим их самих читать книги. В это время надо максимально заинтересовать ребенка, ведь читать так трудно, проще отказаться от книги. Большую роль в привитии любви к чтению играют родители. Спрашиваю у ребенка: «Читал, наверное, с мамой эту сказку?» «Не-е-ет. Маме некогда» - отвечает мальчик. Сегодня некогда, завтра некогда. Дети растут и вырастают не такими, какими бы хотелось их видеть. Дети привыкли быть сами по себе. Общения нет. Но детский сад, не сможет заставить детей полюбить книгу, если в этом нет поддержки родителей. Кто из родителей ежедневно читает вместе с детьми? Кто обсуждает с ними прочитанное? Кто хвалит ребенка за сообразительность и старанье? В какой семье есть выставка рисунков по прочитанным книгам? Не секрет, что в последнее время дети и их родители мало читают художественную литературу, а отсюда – незнание детских писателей и их произведений. Поэтому большое внимание следует уделять
знакомству детей с творчеством знаменитых детских писателей. И, к большому сожалению, дети не умеют выразительно рассказывать стихи. А задумывались ли мы над тем, что и как мы читаем? Как мы выбираем книги? Выбор книги не должен быть случайным. Прежде чем читать книгу ребенку, надо прочитать ее самим, определить, подходит ли она ему. Очень важно, чтобы книга была доступна пониманию ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста важно читать книги разных жанров: сказки, стихи, рассказы, басни. В этом возрасте можно учить сравнивать жанры. Пусть ребенок скажет вам, чем похожи сказка и басня, чем отличается стихотворение от рассказа. Не забывайте рассказывать детям об авторе произведения. Дети в этом возрасте должны понимать, кто есть поэты и писатели, знать их имена и фамилии. Дошкольников надо знакомить с книгами о природе и их авторами, чтобы вырастить и воспитать защитников природы. В этом могут помочь произведения таких писателей, как: Г.Снегирев, В.Бианки, М.Пришвин, Е.Чарушин, Н.Сладков и др. Детей, независимо от возраста, всегда привлекали сказки. Они не столько познавательны, сколько поэтичны, интересны и полезны в нравственном отношении. Знакомить детей нужно не только с русскими народными сказками, но и со сказками других народов. Не забывайте знакомить детей с книгами о людях труда. Такие книги пробуждают в детском сознании гордость за профессии пап и мам. Ребенок и не подозревает что в мире так много интересного. Хорошая книга вводит детей в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. И вот, книга выбрана. Теперь следует подготовиться к выразительному чтению. Ведь от того, как будет прочитана книга, как будут преподнесены истории, тайны, зависит многое. Книга детям должна быть преподнесена интересно, увлеченно, взволнованно, с душой. Выстраивая систему работы по ознакомлению с художественной литературой, определила основные направления деятельности:

1.Создание

предметно-развивающей

среды.
В группе создала предметно- развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновила разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры: "Волшебный сундучок", "Книжки заболели", «Угадай, кто мы», домино «Путешествуем по сказкам», «Логическое лото по мотивам сказок», «Расскажи сказку по опорным картинкам», пазлы и кубики по сюжетам сказок. Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки).
2. Работа с детьми.
В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями. Широко использую в практике речевые игры, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы: - беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; - придумывание однокоренных слов; - использование пословиц и поговорок в речи детей; - пересказ сказки по ролям; - беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким? », «Правильно ли поступил герой» и др.; - игры-драматизации; -трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями).
3.

Работа

с

родителями.
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа.
Среди информационных материалов в уголке для родителей вывешиваю списки произведений, которые читаются детьми на занятиях и рекомендуются для домашнего чтения. Там же помещаю советы и пожелания. Регулярно провожу консультации и беседы с родителями на темы: «Что и как читать детям», «Почему дети не читают», «Почему дети рвут книги», «Как учить стихи с детьми», «Как превратить чтение в удовольствие», «Роль сказки в воспитании ребёнка». Оформлены папки передвижки «Роль книги в развитии ребёнка», «Зачем читать детям книги?», «Почитай мне сказку, мама». Совместно с родителями в группе провожу конкурс чтецов, где родители выступают в роли жюри, а дети читают свои любимые стихи. Такие мероприятия повышают интерес к художественной литературе, вызывают интерес к поэзии. Таким образом, взаимодействие с родителями влияет на повышение знаний, умений и навыков у детей в процессе ознакомления с художественной литературой. В своей работе использую календарь знаменательных дат и событий, который всегда напоминает о книгах и писателях – юбилярах. По произведениям С е р ге я М и х а л ко в а б ы л с о зд а н и р е а л и з о в а н проект«Путешествие в страну стихов С.Михалкова». Основной идеей проекта стало формирование интереса к художественной литературе, желание говорить правильно и красиво, умение выразительно читать стихи, произведения, драматизировать и инсценировать. В рамках проекта оформили книжный уголок, подобрали художественную литературу, иллюстрации. Провели анкетирование родителей на тему: «Книга в нашей жизни». Сходили на экскурсию в детскую библиотеку, где познакомились с устройством библиотеки, книжными новинками. После экскурсии в библиотеку, ребята засыпали своих родителей вопросами, почему у них нет дома детской библиотеки. Пришлось срочно собрать «круглый стол» с родителями на тему «Семейные чтения», на котором мы обсудили организацию книжного уголка дома, какие книги нужно подобрать, как и где ребенку можно читать. В группе организовали библиотеку и выставку книг писателя, внесли портрет в книжный уголок. Беседовали с детьми на тему: «Правила для уголка книг», «Как правильно читать книгу»,
«Первая встреча с поэтом», «Ребенок и книга». Играли в дидактические игры: « Из какого стихотворения картинка», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Угадайте, друзья, где встречали вы меня», «Из какого стихотворения взяты эти строки». Играли в сюжетно – ролевые игры: «Дети пришли на прививку», «Готовим суп», «Кем станет мальчик», «Береги природу, убирай за собой» и др. Разучивали считалочку: «Котята». Читали стихи: « Песенка друзей», «Дядя Степа», «Овощи», «Про мимозу», «Прогулка», «Котята», «А что у вас» и др.. Рассматривали иллюстрации к стихам. Обыгрывали стихотворения: «Песенка друзей», «Овощи», «Как старик корову продавал». Побывали в гостях у старшей группы, в методическом кабинете, где познакомились со стихами С.Михалкова. Занимались художественным творчеством: рисовали по сюжетам произведений С.Михалкова, лепили овощи, изготовили книжки – малышки. На завершающем этапе реализации проекта в рамках «Международной недели детской книги» провели с родителями викторину «Путешествие в страну стихов С.Михалкова». Доброй традицией группы стало то, что дети с удовольствием приносят новые книги, подаренные по случаю, купленные просто так родителями. Просят почитать, рассказывают содержание по иллюстрациям, обмениваются с другими детьми. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать. Подводя итог, можем отметить, что работа над проектом способствовала формированию у воспитанников положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность. Проявилась умственная активность дошкольников в стремлении узнать новое. Работа воображения над рисунком у детей вызвала бодрое, радостное настроение. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяли детям думать, познавать, обогащать словарь, развивали коммуникативные умения. Недавно в газете «Аргументы и факты» известный режиссер Станислав Говорухин сказал: «Любую информацию можно получить из Интернета. Но только книга воспитывает чувства. Поколение, которое не прочтет ни Чехова, Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким, циничным, расчетливым». Я
полностью согласна с этим высказыванием. Ведь что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. Книги отвечают на многие наши вопросы, заставляют думать и сопереживать героям. Вот почему хорошая книга должна занять одно из главных мест при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Я надеюсь, что интерес к книге у наших детей не угаснет. Они будут любить книгу, что именно книга станет приоритетом перед просмотром телепередач, Интернетом и компьютерными играми. Список литературы: 1. Егорова Т.А.«Комплексные занятия по сказкам для детей 4–6 лет» Волгоград:Издательство«Учитель»2013. 2.Гербова В.В. « Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации.–М.:Мозаика-Синтез,2005.–72c 3.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А.Сохина.–М.: Просвещение,2005.–159с. 4.Ушакова О. С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009. – 64 с. 5.Ушакова О.С, Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий .-М.:ТЦ «Сфера»,2005.


В раздел образования