Напоминание

Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО"


Автор: Щеренкова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад № 16 "Ладушки"
Населённый пункт: мкрн.Львовский
Наименование материала: Сообщение
Тема: Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию Городское методическое объединение воспитателей подготовительных групп Сообщение
«Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях

введения ФГОС»
Подготовила старший воспитатель МДОУ ЦРР – д/с №16 «Ладушки» Щеренкова Ольга Александровна 2016г.

«Люди вместе могут

совершить то, чего не в силах в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение их сил

может стать почти всемогущим»

(Джон Уэбстер – англ. драматург)
Отличительной чертой социальной политики Российской Федерации на современном этапе в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья является переосмысление стратегии развития специального образования в сторону изменения и дополнения ее элементов – интегративного образования. Законодательство РФ, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ. Эти гарантии закреплены в законодательных актах России: Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ « О социальной защите инвалидов» и др. Слово интеграция пришло к нам из латинского( от лат. Integration – восстановление, восполнение – объединение каких –либо элементов, частей в целое) Интегративное образование это «процесс совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий». Интегративное образование необходимо для успешной социализации ребенка. В педагогической науке понятие
«интеграция в сфере образования»
определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание педагогического процесса усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру. Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а так же родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольных учреждениях разрабатывается комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по
форме
(наличие партнерского общения, понимание интересов и профессиональных задач сторон), так и по
содержанию
(создание совместных программ для оптимизации развития детей). Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а так же взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги (узкие специалисты) должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны. В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работают сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения очень актуальна в наше время. Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельной основе. Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей. Вернемся к термину «дети с ОВЗ». К этой категории относятся дети с особыми образовательными потребностями:
В неё входят дети с различными нарушениями:  слуха;  зрения;  речи;  опорно-двигательного аппарата;  задержкой психического развития;  интеллекта;  расстройствами аутистического спектра;  множественными нарушениями развития. По данным специальной статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом развитии. Так, по данным отечественных и зарубежных исследователей недостатки произношения имеются у 25 – 30% детей дошкольного возраста, а у 1% детей наблюдается алалия и эта цифра к сожалению с каждым годом увеличивается. Проблема речевого развития и речевого воспитания детей на сегодняшний день одна из самых значимых в дошкольных образовательных учреждениях. Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около одного года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, нарушение грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:  Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.  При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.  Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.  Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала. Все педагоги должны соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:  создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
 осуществлять коммуникативную направленность обучения;  строго индивидуализировать обучение;  всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;  создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей. Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи. 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 3. Овладение навыками коммуникации. 4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации. 5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.


В раздел образования