Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО"
Автор: Щеренкова Ольга Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад № 16 "Ладушки" Населённый пункт: мкрн.Львовский Наименование материала: Сообщение Тема: Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
воспитателей подготовительных групп
Сообщение
«Теоретические аспекты интегративного воспитания детей с ОВЗ в условиях
введения ФГОС»
Подготовила старший воспитатель
МДОУ ЦРР – д/с №16 «Ладушки»
Щеренкова Ольга Александровна
2016г.
«Люди вместе могут
совершить то, чего не в силах в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим»
(Джон Уэбстер – англ. драматург)
Отличительной чертой социальной политики Российской Федерации на
современном
этапе
в
отношении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
переосмысление
стратегии
развития
специального
образования
в
сторону
изменения и дополнения ее элементов – интегративного образования.
Законодательство РФ, в соответствии с основополагающими международными
документами
в
области
образования,
предусматривает
принцип
равных
прав
на
образование для лиц с ОВЗ. Эти гарантии закреплены в законодательных актах России:
Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
Законе РФ « О социальной защите инвалидов» и др.
Слово интеграция пришло к нам из латинского( от лат.
Integration – восстановление,
восполнение – объединение каких –либо элементов, частей в целое)
Интегративное образование это «процесс совместного обучения и воспитания детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
не
имеющих
таких
ограничений
–
посредством создания дополнительных специализированных условий». Интегративное
образование необходимо для успешной социализации ребенка.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется
как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность
образования
позволяет
вносить
в
содержание
педагогического
процесса
усвоение
фундаментальных
идей
и
концепций,
которые
являются
основой
формирования
ценностного
отношения
к
окружающему
миру.
Реализацию
процесса
интеграции
невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а так же
родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольных учреждениях разрабатывается
комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции.
Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по
форме
(наличие
партнерского
общения,
понимание
интересов
и
профессиональных
задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации
развития
детей).
Процесс
взаимодействия
должен
быть
основан
на
принципах
партнерства,
диалогичности,
а
так
же
взаимодополняемости
и
преемственности.
Поэтому воспитатели и педагоги (узкие специалисты) должны обмениваться мнениями о
формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе
диалога
с
желанием
понять
и
принять
позиции
другой
стороны.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
с
детьми
работают
сразу
несколько
специалистов,
поэтому
проблема
взаимодействия
всех
участников
педагогического
процесса
дошкольного
образовательного
учреждения
очень
актуальна
в
наше
время.
Суть
интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в
воспитании, коррекции и
развитии детей, в ее межпредметной и междеятельной основе. Наибольший эффект
интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные
занятия,
а
построенная
по
особой
программе
система
взаимодействия
всех
специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
Вернемся к термину «дети с ОВЗ». К этой категории относятся дети с особыми
образовательными потребностями:
В неё входят дети с различными нарушениями:
слуха;
зрения;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
интеллекта;
расстройствами аутистического спектра;
множественными нарушениями развития.
По данным специальной статистики до 80% новорожденных являются
физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию, что является
одной
из
главных
причин
большого
количества
детей
с
отклонениями
в
речевом
развитии. Так, по данным отечественных и зарубежных исследователей недостатки
произношения
имеются
у
25
–
30%
детей
дошкольного
возраста,
а
у
1%
детей
наблюдается алалия и эта цифра к сожалению с каждым годом увеличивается.
Проблема речевого развития и речевого воспитания детей на сегодняшний день
одна из самых значимых
в
дошкольных образовательных учреждениях.
Считается
нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около одного года, а между
тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при
нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут
проявляться
в
нарушении
произношения,
нарушение
грамматического
строя
речи,
бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени
тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием
к
обучению
в
массовой
школе,
и
тяжелые
нарушения,
требующие
специального
обучения.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с
таким
ребенком.
В
процессе
пребывания
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
дошкольном
образовательном
учреждении
работникам
необходимо
знать
следующие положения коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого
из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем
уровне развития.
Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
Педагог
должен
стремиться
к
безоценочному
принятию
ребенка,
пониманию
его
ситуации.
Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз
строить
на
основе
педагогического
оптимизма,
стремясь
в
каждом
ребенке
найти
сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития,
на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз
и
прогноз
должен
быть
предметом
профессиональной
тайны
специалистов.
Это
важное
условие
профессиональной
этики
медицинского
и
педагогического персонала.
Все педагоги должны соблюдать основные принципы методического подхода к
воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
осуществлять коммуникативную направленность обучения;
строго индивидуализировать обучение;
всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование,
ручной труд, аппликации и т.п.;
создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и
обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные
работы
в
сфере
развития
жизненной
компетенции
для
всех
категорий
детей
с
ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях
и
ограничениях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении,
способности
вступать
в
коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация
и
осмысление
картины
мира
и
ее
временно-
пространственной организации.
5. Осмысление
своего
социального
окружения
и
освоение
соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Доступным
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
любое
образовательное
учреждение
делают
педагоги,
способные
реализовать
особые
образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической,
нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким
как
все.
Это
место,
где
ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
может
реализовать
не
только
свое
право
на
образование,
но
и,
будучи
включенным
в
полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.