"Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста"
Автор: Фоткина Ольга Петровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 230" Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: статья Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в
свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Пальчиковые игры
предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно
до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырех
летние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся
различные предметы — шарики, кубики и т.п.
Пальчиковые
игры
представляют
собой
инсценировку
стихов
и
потешек,
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев.
Польза
пальчиковых игр действительно впечатляющая. Между речевой функцией и
общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же
тесная
связь
установлена
между
рукой
и
речевым
центром
мозга.
Упражнения и игры для пальчиков являются эффективным средством для
развития
правильной
речи
малышей, что особенно важно в дошкольном
возрасте. Немаловажным фактором, имеющим значение для развития речи,
является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых
играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма
легче
всего
запоминается
маленькими
детьми. Разучивание
текстов
с
использованием
пальчиковой
гимнастики
стимулирует
развитие
речи,
пространственного
мышления,
внимания,
воображения,
воспитывает
быстроту
реакции. Пальчиковые
игры дают
малышу
возможность
легче
запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной.
Также
необходимо
отметить,
что
игры
с
пальчиками
не
только
эффективно
развивают
мелкую
моторику
и
речь,
но
и
способствуют
радостному общению малыша со взрослыми. Ведь проведение таких игр
подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения,
поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое
близкое
общение
обязательно
доставит
малышу
море
положительных
эмоций,
а
также
создаст
почву
для
его
гармоничного
развития,
как
интеллектуального, так и эмоционального.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика.
Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж
которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Разучивать пальчиковые игры с детьми следует поэтапно:
1.
Сначала взрослый должен сам продемонстрировать предстоящую игру
малышу.
2.
Затем взрослый показывает ребенку игру, манипулируя уже пальчиками
и ручками ребёнка.
3.
На
третьем
этапе
взрослый
и
ребёнок
выполняют
движения
игры
одновременно, взрослый проговаривает текст.
4.
На
этом
этапе
разучивания
пальчиковой
игры
ребенок
выполняет
движения
самостоятельно,
а
взрослый
проговаривает
текст,
оказывая
помощь ребенку в случае необходимости.
5.
В
результате
ребёнок
самостоятельно
выполняет
движения
игры
и
проговаривает текст, а взрослый лишь подсказывает и помогает малышу.
В
заключение
хотелось
бы
отметить,
что степень
увлечения
малыша
пальчиковыми
играми
целиком
и
полностью
зависит
от
взрослого.
Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического
образования, а польза от них существенная. Играйте с детьми и получайте
удовольствие от этих игр!