Напоминание

Работа учителя-логопеда по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи


Автор: Ефименко Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - д/с № 15
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: Работа учителя-логопеда по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Работа учителя-логопеда по развитие речевого дыхания у детей

с нарушениями речи
Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Помимо речи с функцией дыхания, с процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма Как отмечают исследователи, навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребёнка уже в первые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться в ответ на звуковой, мыслительный или речевой стимул. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Развитие дыхания – важнейший этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у них отмечаются сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, так как у детей- логопатов отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Поэтому педагоги, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, должны особое внимание уделять развитию дыхания у воспитанников. Работа по формированию правильного дыхания проводится в определённой последовательности:  формирование правильного нижнерёберного дыхания по подражанию;  дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);  развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Начиная работу по формированию (воспитанию) правильного дыхания, необходимо обращать внимание на положение корпуса ребёнка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Осанка зависит от тонуса мышц спины, поэтому начинать выработку речевого дыхания следует с формирования правильной осанки и тренировки мышц спины.
Первые дыхательные упражнения должны выполняться лёжа, т.к. в этом положении легче дышать правильнее, чувствовать паузы, а затем – в положении сидя и стоя. В дальнейшем дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо – влево, наклонами и поворотами головы. Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:  вдох и выдох через нос;  вдох через нос, выдох через рот;  вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;  вдох через рот, выдох через нос;  вдох и выдох через рот. Как только первоначальные упражнения по развитию речи и коррекции физиологического дыхания освоены, следует перейти к работе над фонационным дыханием. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ кратким пояснением, затем предлагает повторить упражнения вместе с ним, контролируя движения каждого ребёнка и направляя движения рук, головы, туловища. Осуществляя работу по формированию речевого дыхания необходимо соблюдать следующие условия:  не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;  не заниматься после еды;  занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;  дозировать количество и темп проведения упражнений.
Принципы подбора и проведения дыхательных упражнений
 Учет возраста и возможностей детей.  Развивающее воздействие упражнений.  Разнообразие методов, приёмов, видов деятельности, их взаимосвязь и обоснованность.  Наличие элементов нового, обеспечивающего некоторые усилия и напряжение мысли ребёнка.  Обеспечение эмоциональности, интереса детей, желание детей выполнять дыхательные упражнения.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
 Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.  Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Выдох естественный, экономный без усилий.  Выдох должен быть длительным, плавным.  Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
 Упражнения можно выполнять как в положении лёжа, сидя на стуле, стоя в движении.  Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.  Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Список используемой литературы:
1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова – М.: Книголюб, 2004 г. – 56 с. – (Логопедические технологии). 2. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Методическое пособие для педагогов ДОУ./М.Ю. Картушина – СПб.; ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2004 г. – 251 с. 3. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво./ И.А. Поварова – СПб.; «Союз», 1999 г. – 127 с.


В раздел образования