Автор: Васильева Рита Соломоновна Должность: воспитатель Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" детский сад № 48 "Айболит" Населённый пункт: Удачный Наименование материала: конспект НОД Тема: В город математических задач Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе
«В город Математических Загадок»
З а д а ч и : Продолжать
формирование
у
детей
приёмов
умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения
внимания
к
количественным
отношениям
предметов
и
явлений
окружающего мира.
Развивать умения чётко и последовательно излагать свои мысли, общаться
друг
с
другом.
Включаться
в
разнообразную
игровую
и
предметно-
практическую
деятельность
для
решения
различных
математических
проблем.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Демонстрационный
материал: плакаты
с
изображением
геометрических
фигур и геометрических тел, плакат – схема на соотношение фигур, плакат с
изображением множества (треугольник, круг, прямоугольник), 2 кувшина с
водой,
детские
ведёрки,
верёвка,
кружка,
символы:
«Пчела»
и
«Сова»,
персонажи: 2 медвежонка и Незнайка, мяч, собачка.
Раздаточный материал: рабочие листы в клетку, простые карандаши.
Предварительная работа: игры детей на логическое мышление: «Танграм»,
«Пифагор», «Калумбово яйцо», «Монгольская игра», КВН «В гостях у Логика»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости (приветствие гостей).
- Сегодня я хочу пригласить вас в город Математических Загадок. Но прежде,
чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним всё, что мы знаем о
математике.
А
для
этого
мы
разделимся
с
вами
на
две
команды.
Одна
команда – СОВ, а вторая – ПЧЁЛ.
- Ребята, сова она какая? (ответы детей)
- А пчела какая? (ответы детей)
-
Правильно,
сова
–
символ
знаний,
а
пчела
–
символ
трудолюбия.
Выберите, кто будет в какой команде, и садитесь на свои места. Та команда,
которая ответит правильно, получит фишку. Вот и посмотрим, кто победит:
трудолюбие или знания?
Воспитатель задаёт детям вопросы:
1.
Сколько дней в неделе? Назовите эти дни? Если сегодня среда, то
вчера, какой был день? Завтра наступит…?
2.
Какое
сейчас
время
года?
Сколько
месяцев
в
году?
Назовите
эти
месяцы.
3.
Назовите эти геометрические фигуры (плакат).
4.
Назовите эти геометрические тела (плакат).
5.
Какая разница между геометрическими фигурами и геометрическими
телами?
6.
Дано множество (плакат). Нарисуйте точку, которая была бы только в
треугольнике,
круге,
прямоугольнике,
и
в
т р е у гол ь н и ке ,
прямоугольнике
и
круге,
в
треугольнике
и
круге,
в
круге
и
прямоугольнике.
7.
Подумайте и закончите предложение:
Если брат старше сестры, то сестра…
Если стол выше стула, то стул…
Если ручей уже реки, то река…
Если поезд едет быстрее машины, то машина…
Если шнурок короче ленты, то лента…
Если камень твёрже ваты, то вата…
8.
Из каких частей состоят задачи? (условие, вопрос, решение)
а) Во дворе поровну жёлтых и красных скамеек. Жёлтых – 3. Сколько
всего скамеек?
б) В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего
детей в семье?
А
теперь
мы
попросим
наших
гостей
подсчитать
фишки.
Пока
гости
подсчитывают результат, мы поиграем в игру. С помощью «Монгольской
игры» выложите любую фигуру (дети выкладывают фигуру).
Молодцы,
хорошо
справились
с
заданием.
А
теперь
мы
узнаем,
кто
победитель в соревновании (слово предоставляется гостям).
Победила
дружба,
только
через
трудолюбие
можно
получить
знания.
А
знания у вас есть. Ну что ж, пора в путь-дорогу собираться. В дорогу мы
возьмём предметы, без которых в дороге не обойтись.
ВЕРЁВКА – Как вы думаете, пригодится ли нам верёвка? (ответы детей)
ВЕДЁРКИ – Стоит ли нам брать ведёрки? (ответы детей)
КРУЖКА – Для чего нам кружка? (ответы детей)
Ребята, вы готовы? Давайте вместе с нашими гостями отправимся в Город
Математических Загадок.
Дети идут в город с речёвкой
Воспитатель: Раз, два,
Дети: Три, четыре,
Воспитатель: Три, четыре,
Дети: Раз, два!
Воспитатель: Вы решили счёт усвоить?
Дети: Мы его хотим удвоить!
Воспитатель: Для чего, скажите дружно?
Дети: Очень уж нам это нужно» В город надо нам попасть.
Воспитатель: Что за город?
Дети: Математических задач.
Воспитатель: Цель хорошая у вас, в добрый путь и добрый час!
(Звучит музыка)
Ребята, посмотрите какой красивый Город Математических Загадок. Мы с
вами стоим у ворот Волшебного города. Я превращаюсь в Волшебника и
приглашаю вас в сказочный город (воспитатель надевает шляпу Волшебника)
Выходят 2 медвежонка с бревном.
Воспитатель: Куда вы несёте такое тяжёлое бревно?
1 медвежонок: Мы решили смастерить качели.
2 медвежонок: Несём мы и думаем, чтобы получились качели, бревно это
надо распилить на две равные части. Воспитатель: Разве у вас нет пилы?
1 медвежонок : Пила-то у нас есть, а вот как распилить, чтобы части были
одинаковые?
2 медвежонок: Да, трудная задача.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем медвежатам. Поделим бревно
пополам? С помощью чего можно поделить бревно? (ответы детей)
Медвежата: Спасибо, ребята (медвежата уходят).
Воспитатель обращает внимание детей на спящего Незнайку.
Ребята, посмотрите, кто это спит? (ответы детей)
Интересно, какие ему сны снятся? Представляете, он даже во сне решает
задачи, а решить не может, давайте ему поможем.
Дети решают задачи на «Соотношение фигур» по методу Береславского.
Незнайка проснулся.
Ура! Я во сне научился решать задачи! (Незнайка убегает)
Молодцы, ребята, хорошо справились с задачей и Незнайке помогли. Но
чтобы не уснуть как Незнайка, давайте немного поиграем.
Игра с мячом
А теперь я расскажу вам одну печальную историю:
Много-много
лет
назад
послал
Иван-Царевич
волка,
который
верой
и
правдой служил ему вот уже много сотен лет, за живой и мёртвой водой.
Воду эту он достал у Старого Ворона. Но забыл, в каком кувшине какая
вода. Ворон предупреждал волка о том, что живой воды больше. Но как
видите кувшины непрозрачные, в каком кувшине больше воды – не видно
Как же можно помочь волку? Как можно определить в каком кувшине воды
больше, а в каком меньше?(ответы детей)
Дети меряют воду с помощью кружки и ведра.
Ну что ж, ребята, я думаю, что трудолюбие, дружба и смекалка никогда вас не
подводила.
А теперь я приглашаю вас сесть за рабочие столы. У всех у вас рабочие
листочки в клеточку и карандаш. Мы с вами напишем диктант. Нашли
исходную точку.
Диктант «Рисуем собачку по клеточкам»
(дети выполняют команды воспитателя)
Какой рисунок у вас получился? (ответы детей)
Правильно, это собака. Поэтому, я как Волшебница Города Математических
Загадок дарю вам игрушку собачку за хорошие знания, за трудолюбие и за
смекалку. Но собачка решила с вами поиграть и где-то спряталась. Давайте
поищем её.
Дети ищут собачку. Находят её, показывают гостям.
Ну что ж, я ещё раз убедилась в том, что вы любите математику и дружите с
ней. А теперь мы возьмём собачку и покажем ей нашу группу.
Литература:
Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова «Дети у истоков математики»
Л. Береславский «Соотношение фигур»