Напоминание

"Особенности методики проведения подвижных игр средней группы"


Автор: Гутченко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка -детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Нижегородская обл., р.п.Красные Баки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности методики проведения подвижных игр средней группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация «Особенности методики проведения

подвижных игр средней группы».
В результате воспитательной работы,проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней группы,увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости,выдержке. Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезать повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по- прежнему любят сюжетные игры:«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолёт» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка,пчёлы-прогнать медведя, кошка-поймать мышку). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Так,в игре «Мышки в кладовой» Дети бегают в одном направлении, а в таких, как «Карусель»,-по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром беге и ловле, а в игре «Медведи и пчелы» - в быстром лазанье и т. д. Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье,если дети не научились хорошо этого делать:обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение.Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре привлекаются только те дети, которые прыгают свободно,с остальными надо предварительно п о у п р а ж н я т ь с я в п р ы ж к а х ч е р е з в е р е в о ч к у . В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребёнка. Так на развертывание всех видов детской деятельности,их усложнение начинает оказывать сильное влияние собственного замысла ребенка. Но полная реализации пока еще возможна, лишь с помощью взрослого. Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. Теперь уже они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения собственных целей. Создаются условия для формирования дружеских отношений между детьми, проявления взаимопомощи и т.п. Ребенок 5-ого жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать
свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнения любой двигательной задачи, но они еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей р а з н о о б р а з н ы м и с п о с о б а м и д е й с т в и й . Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретают все более устойчивый характер: совершенствуется зрительное, слухово е восприятие.Развиваются преднамеренные запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевает умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Все это обусловливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образу. Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно, эффективно. Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом, не могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также способность сохранять у с то й ч и в о е п ол оже н и е т е л а в с а м ы х р а з л и ч н ы х у с л о в и я х . Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы движений, повышения работоспособности и физической п о д г о т о в л е н н о с т и . При проведение игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомились, чтобы не было из лишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают п р а в и л а и г р ы , т е р я ю т и н т е р е с к н е й .
Перегрузка может произойти в том случае, если игра продолжается длительное время, например: ловящий не может долго никого поймать. Тогда надо приостановить игру, сделать небольшую паузу и выделить другого ловящего. Многократное повторение подвижной игры или слишком большое расстояние для бега, например, в игре «Перебежки», так же могут привести к п е р е у т о м л е н и ю д е т е й . Средняя продолжительность игры 6-8 минут. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались на игру, и воспитатель н а ч а л е ё о б ъ я с н е н и е . Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом- ходьбой, произнесением текста,например, в игре «Хитрая лиса». При правильной нагрузке учащённое дыхание приходит в норму через 1-2 минуты. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчёркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например, поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать флажки и д е р ж а т ь о б р у ч и , в к о т о р ы е п р о л е з а ю т д е т и , и т . д . Не следует за один раз давать больше двух игр, при том, они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной. На год в «Руководстве воспитателя» рекомендуется в средней группе – 12 игр, при условии и что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей- младшей и средней групп. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили, и полюбили проводимые с ними игры. Повторность и усложнение игр, навыки и привычки формируются при условии многократных упражнений. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают. Поэтому одни и те же игры необходимо систематически повторять: только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки. При систематическом повторении одних и тех же раздражителей в коре головного мозга закрепляется определённое соотношение возбуждённых и заторможенных очагов. Таким образом, систематическим повторением игр, постепенным их усложнением мы помогаем выработке у детей нужных навыков и качеств.В средней и старшей группах новую игру можно
проводить в течении 2-3 занятий, затем повторить ранее проведенные игры и с н о в а в е р н у т ь с я к т о й ж е и г р е . При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретённые ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику»- по доске и т.д.) Можно увеличить расстояние для бега, прыжков,увеличить число ловишек (двоих вместо одного).
Подготовка к игре.
Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование. Собирать детей необходимо в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия. Поэтому важно продумать приёмы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре. Подбирая игру воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения для соответствующего возраста. В начале года воспитатель привлекает внимание детей, демонстративно играя с мячом, сопровождая движения стихами «Мой, веселый звонкий мяч…». А затем в дальнейшем в течение года – детей можно собрать при помощи зазывалочки. «1,2,3, - играть скорей беги или «1,2,3,4,5 – зову играть». Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание подвижных игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль – не имеют эффекта в помещении. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.
Выбор игры её место в режиме дня.
Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но учитывая усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Организация детей.
Приёмы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно вызвать его в начале игры, чтобы принять целенаправленность игровым действиям. В данном случае приёмы совпадают с приёмами сбора детей. Например, хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску – шапку: Смотрите, какой большой косолапый мишка пришёл к вам играть! Или сейчас я кому – нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик «Ловите его!» В средней группе такими приёмами выступают стихи, песенки, загадки.
Объяснение игры.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитации, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игр. Предварительное объяснение игры происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать своидействия. Принципиально важной является последовательность объяснения аналогичная арифметической задаче. Сначала условие - потом вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает – отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичная ситуация возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты.
Последовательность объяснения.
1. Назвать игру и её замысел 2. Предельно кратко изложить содержание 3. Подчеркнуть правила 4. Напомнить движения (если нужно) 5. Распределить роли
6. Раздать атрибуты 7. Разместить играющих на площадке 8. Начать игровые действия Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети, естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действия воспитателя сохраняется.
Распределение ролей в игре.
Важным моментом в распределении игры является выбор водящего. Роли определяют поведение детей в игре. Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Назначение на главную роль наиболее распространенный приём. В начале года воспитатель распределяет сам, кто кем будет, при этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся. Иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. Ведущая роль- всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны принимать, как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например, «Дети, пусть первым будет Серёжа! У него сегодня день рождения, это наш ему подарок! Согласны?» Или «Ника первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница». Или Леночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначает лису. Распределить роли можно припомощи волшебной палочки, всевозможных вертушек (юла, обруч, кегли и др.). В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку, вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем – при самостоятельной организации игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявление несправедливости и других отрицательных качеств. Можно назначить водящего с помощью короткой считалки. «1,2,3,4,5 (Раз, два…) вышел зайчик погулять» или «Мы веселые ребята». Тот, на кого выпадет последнее слово считалки становиться водящим.
Делить на слоги слова считалки не надо. Все названные приёмы используются,как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например, «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить! Или «Какая Оля молодчина и от волка легко увернулась, и Свету выручила. Теперь она будет волком».
Раздача атрибутов.
Если это игра с одним водящим – воспитатель надевает маску водящему. Если играют все дети – инструктор и воспитатель раздают атрибуты детям. После объяснения и показа.
Руководство процессом игры.
В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение её программного содержания. Это обуславливает выбор конкретных методов и приёмов. Педагогу необходимо следить за движениями детей, поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме. Тоже самое касается правил. Охваченные радостным настроением, или войдя в образ, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила, не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях особенно нуждаются ослабленные дети. Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Игровой деятельностью руководит воспитатель. Вначале воспитатель сам выполняет главную роль, а затем передает её детям. В средней группе руководство опосредованное. Воспитатель участвует в игре тогда, когда не хватает пары «Найди себе пару». Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает её эмоциональнее. Каждая подвижная игра начинается по условному сигналу. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места. В соревновательных играх желательно даватькоманды, состоящие из двух частей. Внимание! Марш!Всё это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.
Игры сюжетного характера, где отсутствует соревновательный момент, не требуют чётких команд для их начала. Можно спокойно сказать «Игру начнем!» или предупредить детей, игра начинается после слов: «Раз, два, три»! И внимательно следить за ходом игры и поведением детей.
Подведение итогов.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. В средней группе после окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее активным и достиг определённых успехов. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях. Надо обязательно похвалить всех детей. Таким образом в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов кол л е кти вн о й ответственности за выполнение правил, исход игры.

Воспитатель: Гутченко Татьяна Васильевна МАДОУ ЦРР-д/с «Сказка»


В раздел образования