Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ
Автор: Лукинова Елизавета Родионовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Зоренька" Населённый пункт: г.Якутск Наименование материала: Статья Тема: Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ
Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация
окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать
себя в различных видах деятельности.
Организация пространства, деление на зоны.
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада.
Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники,
развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны
требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три
зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона.
Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в
контексте интеграции с другими образовательными областями,
прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая
область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна
предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти,
красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону
необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие
столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши,
пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и
интегрированных занятиях.
Активная зона.
В условиях музыкального зала активной зоной можно считать
достаточно большое свободное пространство для музыкального движения:
дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические
упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку
некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на
полу, то наличие ковра на полу размера 17 * 4.5м, позволяет детям
чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от
туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный
руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно
всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения
вне доступа детей.
Спокойная зона.
Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой
важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь
осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как
восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать
основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании
дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки,
насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки,
зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной
деятельности.
Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента
(как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях
или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал,
стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку,
используемую в игровой ситуации.
В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший
принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда
дети располагаются справа от музыкального руководителя.
Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность
ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты,
соответствующие каждой возрастной группе. Можно осуществить
оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и
подгрупповой работы с детьми.
Организуя ПРС во всех этих зонах, руководствуемся принципом
комплексно-тематического планирования и выкладываем тот дидактический
и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако
принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает
интеграции абсолютно всех образовательных областей единовременно
Восприятие музыки.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно
предложить следующую последовательность смены зон: начало – в
спокойной зоне (непосредственное восприятие), затем переход в рабочую
зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем
этапе в активную зону (активное слушание).
Примерное оборудование:
Инструмент (фортепиано, скрипка, аккордеон, на котором исполняется
музыкальное произведение, репродукции картин или иллюстрации –
интеграция в область «Познавательное развитие»;
Набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в
область ««Коммуникативно - личностное развитие»,
Мультимедийное оборудование – интеграция в область «Речевое развитие»
(презентация стихотворения, передающего характер прослушанного
произведения);
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений –
интеграция в область «Физическое развитие» (активное слушание в
движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками,
колокольчиками, платочками).
Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле
инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег,
прыжки, подскоки).
Примерное оборудование и материал: Дидактический материал в виде
карточек со знаками – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное
развитие»;
Легкие предметы (снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, -
интеграция в область «Физическое развитие»;
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в
область ««Коммуникативно - личностное развитие»;
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
Музыкальное движение.
Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности.
Происходит преимущественно в активной зоне.
Примерное оборудование: Игрушки для танца (например, танец с куклами)
– интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие»;
Атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок,
метелки, мишура) – интеграция в область «Художественно - эстетическое
развитие»;
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) –
интеграция в область «Физическое развитие»;
Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле
инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально- ритмическое
упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и
музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.
Примерное оборудование: Наборы музыкальных инструментов,
соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в
область ««Коммуникативно - личностное развитие» (игра в оркестре);
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра»,
«Народные инструменты» - интеграция в область «Познавательное
развитие»;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их
звучания) – интеграция в области «Коммуникативно - личностное развитие»
Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское
творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид
музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с
основными видами музыкальной деятельности.
Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что
никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не
знаешь, что нужно для этого приготовить.
Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и
проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии,
смекалки подвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в
этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности).
Предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в
музыкальном зале дает практически неограниченные возможности в плане
интеграции образовательных областей. И значительно обогащает
музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального
руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического
планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический
материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор,
сформировать целостную картину мира.