"Изучение и обобщение передового педагогического опыта, как фактор профессионального роста учителя"
Автор: Гизуллина Альфира Фаттаховна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Красный Ключ Населённый пункт: с.Красный Ключ Нуримановского р-на РБ Наименование материала: Статья Тема: "Изучение и обобщение передового педагогического опыта, как фактор профессионального роста учителя" Раздел: среднее образование
«Изучение и обобщение передового педагогического опыта, как фактор
профессионального роста учителя»
Цель изучения и обобщения передового педагогического опыта
заключается
в
повышении
качества
образования
и
воспитания.
Предполагаемый
результат
—
совершенствование
уровня
профессиональной
компетентности
педагогических
работников,
внедрение
инновационных
технологий
в
воспитательный
и
образовательный процессы.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова
педагогический
опыт
определяется
как
«активное
освоение
и
реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с
учётом
конкретных
условий,
особенностей
детей,
детского
коллектива
и
собственной
личности;
передовой
опыт
характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за
счёт
усовершенствования
имеющихся
средств,
оптимальной
организации педагогического процесса». В широком смысле под
ППО
понимается
мастерство
учителя,
обеспечивающее
высокое
качество
знаний,
высокий
уровень
воспитанности
и
развития
учащихся.
В более узком смысле этого понятия к нему относят только такую
практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска,
новизны, оригинальности, т. е. то, что называется новаторством.
Работа с передовым педагогическим опытом ведется на
различных
уровнях:
1.
на
уровне
учителя.
Она
связана
с
самообразованием,
самоанализом,
самооценкой
учителем
своего
опыта работы. 2. на уровне руководителя школьного методического
объединения;
3.на
уровне
творческой
группы.,4.администрации
школы,
5.на
уровне
районного
методического
кабинета.
Работа с передовым педагогическим опытом ведется в различных
направлениях.
Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения
ППО прослеживается также в организации и проведении работы по
участию
педагогических
работников
в
различных
творческих
конкурсах,
педагогических
чтениях,
конференциях
и
других
мероприятиях.
Памятка «Как обобщать свой опыт»
1. Внимательно следите за научно-методической литературой.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей
работы: планы, конспекты, дидактические пособия, др.
3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе
ваших товарищей.
4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад,
статья и др.
5. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса), затем
составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые
будут использованы как основные для ваших выводов.
6. Работая над текстом доклада, материал старайтесь излагать
кратко, просто, логично.
7. Оценивайте критически свой опыт. Главный критерий хорошего
опыта — результаты.
8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения
(схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете
важную общественную обязанность, способствующую
дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
Совершенствование профессионального роста учителя достигается
за счет непрерывного и систематического повышения его
профессионального уровня, при этом задачей первостепенной
важности является развитие профессионального самосознания
учителя, а на этой основе — определение путей и средств его
профессионального саморазвития. «Образование через всю жизнь»
- правило, по которому должны действовать педагоги.
Точки
профессионального
роста:
участие
в
планировании
деятельности,
работа
над
темой
самообразования,
участие
в
методических
семинарах,
обобщение
педагогического
опыта,
открытые
уроки,
участие
в
профессиональных
конкурсах,
фестивалях, обучение на курсах повышения квалификации и др.
Опыт педагогической работы за последний 2015-2016 учебный год
Тема самообразования: «Формирование познавательных УУД обучающихся
на уроках обществознания в 6-8 классах».
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для
формирования познавательных УУД
у обучающихся, развитие личности
учеников, активного умственного роста, нравственного совершенствования
Задачи
-основываться на современных теориях и системно-деятельном подходе в
обучении;
-
использовать
разнообразные
средства,
методы,
формы
и
технологии
обучения; разработать методические рекомендации по совершенствованию
процесса формирования познавательных УУД на уроках обществознания в
среднем звене.
-усиливать развитие критического мышления у обучающихся при поиске и
обработке информации;
-вовлекать учащихся в активную внеурочную деятельность;
-осуществлять
регулярное
отслеживание(мониторинг)
результативности
формирования
познавательных
УУД
обучающихся
на
уроках
обществознания в 5-7классах.
Научная новизна предполагает, что будет
- определён и обоснован комплекс учебной деятельности, обеспечивающей
успешность
формирования
познавательных
универсальных
учебных
действий
обучающихся
на
уроках
обществознания
в
6-8
классах
общеобразовательных организаций;
- уточнены средства, методы, формы, приёмы формирования познавательных
универсальных
учебных
действий,
позволяющие
повысить
качество
образовательного процесса.
В
течение
учебного
года
на
уроках
обществознания
в
6
классах
использовались различные технологии, разнообразные упражнения, приемы,
формы работы.
Проведены открытые уроки.
Открытый
урок
занятия
кружка
«Краеведение»
«Моя
малая
родина
–
Красный
Ключ»,
26
ноября
2015г.в
рамках
семинара
директоров
школ
Нуримановского
района.
На
занятии
использовалась
проектная,
информационная, исследовательская технологии. Ребята осуществляли поиск
информации в интернетресурсах, краеведческих книгах, изготовили проекты
«Родник Красный Ключ», «Моя малая Родина – село Красный Ключ» и
презентовали, защитили их. Работали в групповой и индивидуальной форме.
В рамках школьной методической недели открытый урок обществознания в 6
классе проведен в марте 2016г. на тему «Что значит быть гражданином», на
уроке
были
использованы
различные
технологии,
много
познавательных
заданий,
ребята
высказывали
свое
мнение,
работали
с
документами,
оформляли групповой проект памятки «Как стать достойным гражданином
России».
Открытые
занятия
были
проанализированы
коллегами,
отмечены
достоинства и недостатки.
Система
заданий
и
упражнений
для
формирования
познавательных
УУД
представлена
в
материалах
Всероссийской
НПК
«Современный
урок
–
проблемы,
подходы,
решения».
«Методические
рекомендации
по
формированию
познавательных
УУД
обучающихся
на
у р о ка х
обществознания в 6 классе» размещены
на сайте Всероссийской научно-
технической
конференции
с
международным
участием,
2016г.
(Научно-
производственный центр. Вестник образования, науки и техники, 19 февраля
2016). Работа над темой «Формирование познавательных УУД обучающихся
на уроках обществознания в 6-8 классах», будет продолжена и в следующем
году.
В 2016г. дистанционно обучалась на
курсах повышения квалификации ИРО РБ по программе: «Пути повышения
качества
школьного
исторического
образования
и
организация
учебно-
исследовательской
деятельности
обучающихся
в
условиях
реализации
ФГОС». Программа курса была насыщена теоретическим материалом, была
дана
возможность
общения
с
коллегами,
ознакомления
с
проектами,
авторскими
программами
учителей,
продемонстрированы
видеоуроки
с
всероссийского этапа конкурса Учитель года.
Достижения учащихся
Обучающиеся 6-8 классов принимают активное участие в семейном конкурсе
«Золотое РУНО». Учащийся 10 класса Платонов Егор стал призером на
школьном конкурсе исследовательских работ по истории в 2015г., принимал
участие
в
работе
Школьной
Всероссийской
дистанционной
конференции
«РОССИЯ. МИР. МЫ», где была опубликована его исследовательская работа
«История семейных фото».
Учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по
истории, обществознанию, МХК, добиваются успехов на муниципальном
уровне.
Платонов
Егор
в
2016г.
стал
призером
регионального
этапа
Всероссийской олимпиады школьников по истории.
В марте 2016г. Егор принимал участие в конкурсе исследовательских работ
«Дорогами
Отечества»
и
был
признан
лауреатом
конкурса.
Тема
исследовательской работы «Страницы истории родного края».
В 2016г. 26% выпускников выбрали экзамен по обществознанию, успешно
сдали его.
Участие в профессиональных конкурсах способствует изучению передового
опыта педагогов, распространению своего опыта. Это конкурсы Учитель
года,
Педагог-исследователь
и
др.
Полезно
участвовать
в
конкурсах
методических разработок, авторских программ, видеоуроков. Такие конкурсы
организуются
в ИРО РБ. В 2016г. принимала участие во Всероссийском
дистанционном
конкурсе
для
педагогов
с
международным
участием,
представила на конкурс разработку классного часа, стала победителем в
номинации «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога» (Диплом
I степени).
Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а
главное, творческого труда.
Литература
• Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. //
Управление школой,2007,№13. – с.24-26.
• Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций
системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,№5. – с.39-44.
• Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. //
Завуч,2006,№6. – с.113-116.
• Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных
технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. //
Методист,2007,№3. – с.26-27.
• Сиденко А.С. Педагогические изюминки. // Папка. Интернет-журнал
«Эйдос». Рубрика: Методика в школе.
• Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы.
– 2006,№6. – с.34-43
• Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта . //
Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с.6-9.