"Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей дошкольников"
Автор: Сударева Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №444 Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство
формирования творческих способностей дошкольников»
Аннотация: статья о необходимости внедрения нетрадиционных техник
рисования в образовательный процесс, для разностороннего развития ребенка
дошкольного возраста.
Рисование
позволяет
детям
выразить
свои
эмоции
об
окружающем
мире.
Творчество развивает фантазию, воображение. В процессе рисования у ребёнка
улучшается
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
эстетические
впечатлении,
художественный
вкус,
умение
доступными
способами
самостоятельно делать прекрасное.
У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и
умения,
что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки
детей
часто
получаются
неузнаваемыми
и
далёкими
от
реальности.
И,
вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ведь ребенку
нравится
рисовать,
когда
у
него
получается.
Педагогу
необходимо
создать
ситуацию
успеха
у воспитанников,
которая
помогла
бы
сформировать
устойчивую
мотивацию
к рисованию.
Использование
на
занятиях
по
изобразительному
искусству
нетрадиционных
техник
рисования
позволяют
ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Нетрадиционные
способы
рисования
позволяет
разнообразить
способности
ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных
возможностей
материалов,
и,
как
следствие,
повышают
интерес
к
изобразительной деятельности в целом. А главное, нетрадиционные техники
рисования дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Важным
условием
развития
детского
творчества
является
создание
эмоционально
–
благополучной
творческой
атмосферы
на
занятиях
по
нетрадиционному рисованию.
Педагогу, в первую очередь, необходимо правильно организовать развивающую
среду.
Разработать
и
систематизировать
комплекс
дидактических
игр
для
развития
воображения
и
фантазии,
создать
условия
для
самостоятельной
деятельности детей (доступный материал для творчества). Организация
образовательного процесса в рамках курса «Нетрадиционное рисование» на
принципах интеграции позволяет творческому педагогу сделать занятия по ИЗО
деятельности более интересными и увлекательными для всех детей, независимо
от уровня их творческих способностей и первоначальной подготовки (в том
числе
и
для
детей
с
ограниченными
возможностями
и/или
особенностями
развития).
Широкое
использование
тематического
литературного,
музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия
доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Основной
формой
представления
результатов
занятий
нетрадиционным
рисованием являются творческие работы детей, которые постоянно в течение
всего периода обучения демонстрируются на выставке в фойе детского сада,
используются при оформлении музыкального (спортивного) зала к праздникам,
а также принимают участие в различных общегородских конкурсах.
При
соответствующем
индивидуальном
(личностном)
подходе
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
действительно
достигаются
интересные
творческие результаты – рисунки, отражающие неповторимый и уникальный
жизненный опыт, эмоции и впечатления каждого ребенка. Работы детей в этом
случае
приобретают
самостоятельную
и
эстетическую
ценность,
служат
украшением детского сада и дома, создавая позитивную энергетически емкую,
насыщенную, живописно организованную цветовую среду.
Наиболее
эффективным
путем
развития
художественно
–
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
является
интеграция
различных
средств
и
видов
изобразительной
деятельности.
Их
разумное
сочетание
и
разнообразная
тематика
заданий,
а
также
вариативность
при
выборе
художественных материалов предоставят детям возможность пополнить свой
багаж
знаний
и
умений
и
ярче
проявить
себя
в
том
или
ином
виде
изобразительно – творческой деятельности.
Кроме того, на занятиях изобразительной деятельностью должны создаваться
благоприятные
условия
для
общения
детей
друг
с
другом
и
педагогом
(индивидуальное
творчество
и
сотворчество).
Дополнительные
занятия
способствуют
развитию
эмоциональной
отзывчивости,
воспитанию
чувства
прекрасного;
развитию
воображения,
самостоятельности,
настойчивости,
аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию
умений и навыков в рисовании доступными и увлекательными способами.
Так же, для лучшего освоения нужно не забывать про системный подход.
Системный подход в образовательном процессе позволяет развивать творческие
способности детей и закреплять их умения и навыки на более высоком уровне.
Программа имеет несколько разделов, которые связаны между собой и в то же
время
имеют
конкретное
содержание
и
задачи
по
формированию
знаний,
умений и навыков.
Таким образом, в результате работы педагога дети могут научиться творчески
всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт
эстетического восприятия, научиться создавать новое, оригинальное, проявлять
творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить
средства для воплощения.
Список используемой литературы
1.
Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в
изобразительной
деятельности
[Текст]/Г.
С.
Альтшуллер//
Работа
с
дошкольниками.- 2007.-№6
2.
Глазкова
Н.Н.
Нетрадиционные
техники
рисования к а к средство
развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с
дошкольниками.- 2009.-№2
3.
Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина //
Дошкольное воспитание.- 2004.-№2
4.
Казакова,
Р.
Г.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраст а.
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г.
Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: Сфера, 2006. – 114 с.
5.
Никольская,
О.А.
Волшебные
краски:
Книга
для
детей
и
родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.
6.
Цквитария,
Т.
Нетрадиционные
техники
рисования. [ Те кс т ] / Т.
Цквитария. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.
7.
Шклярова, М. Рисуйте в нетрадиционной технике. [Текст]/ М. Шклярова
// Дошкольное воспитание. - 1995. - №11. - С 6-8.