Автор: Морозов Геннадий Игоревич Должность: учитель химии Учебное заведение: ГБОУ Центр образования №170 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Формы контроля знаний учащихся на уроках химии Раздел: среднее образование
Статья на тему: «Формы контроля знаний учащихся на уроках
химии».
В условиях модернизации образования школы совершенствование качества
обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов
которого является процесс непрерывного профессионального образования
и, как результат, повышение профессионального мастерства,
способствующего повышению качества знаний учащихся.
Контроль результатов обучения учащихся – неотъемлемая часть учебного
процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя и
для учащихся. Контроль знаний стимулирует систематическую работу над
учебным материалом, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике
преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять
дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким
образом, благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется
обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно
регулировать ход учебного процесса.
Задачей работы над статьей является:
1.
Совершенствование теоретических знаний участников
образовательного процесса.
2.
Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и
воспитания учащихся.
Передовой педагогический опыт установил зависимость формы контроля от
способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В
дидактике существует несколько классификаций форм контроля знаний,
умений и навыков учащихся.
По способу организации в учебном процессе форма контроля может быть
индивидуальной, групповой, фронтальной, дифференцированной. По способу
подачи информации формы контроля делятся на устную, письменную,
экспериментальную, компьютерную.
Современные методы преподавания и технические средства обучения
позволяют комбинировать на уроке различные формы проверки знаний
умений и навыков школьников по химии.
Контроль результатов обучения предполагает их учет, а следовательно, и
методику оценивания ответов учащихся, выполнения ими заданий разного
характера. При оценивании бывают очень сильны факторы субъективности и
неопределенности. Чтобы снизить влияние этих факторов учитель
регистрирует следующее:
Полноту ответа
Правильность ответа
Логику изложения материала
Понимание изученного
Терминологическую грамотность
Примером урока контроля знаний с использованием различных форм
контроля является урок проведенный в 9 классе по теме «Положение
элементов металлов периодической системе элементов «ПСХЭ» Д.И.
Менделеева. Общие химические свойства металлов» с использованием
дидактической игры. Дидактическая игра способствует развитию
организационных и коммуникативных умений учащихся, а так же служит для
проверки, коррекции знаний конкретного ученика.
Цель урока
Закрепить знания, умения учащихся, работать самостоятельно с таблицей
Д.И. Менделеева.
Задачи
Образовательная : обобщить сведения о строении атома, общих химических
свойств металлов и причинах изменения металлических свойств в периодах и
группах.
Развивающая : формировать способность к самостоятельному приобретению
знаний.
Воспитательная : воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к
учебникам, интерес к предмету
Тип урока: комбинированный. Урок представлен для учеников 9 класса,
рассчитан на 40 минут.
Метод обучения: использование дидактической игры
Вид деятельности: проверка знаний конкретного ученика.
Метапредметные связи: химия, биология
Оборудование: различные изделия содержащие металл, ПСХЭ Д.И.
Менделеева, чистые «контурные бланки» в виде таблиц Д.И. Менделеева,
цветные карандаши.
1.
Организационный момент – одна минута.
2.
Сообщение темы, цели занятия – одна минута.
3.
Дидактическая игра № 1 – 5 минут. Учитель раздает ученикам чистые
контурные бланки с нанесенными на них атомами и предлагает
отметить синим цветом атомы наиболее активных металлов имеющие
на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона.
4.
Дидактическая игра № 2 – 5 минут. Учитель раздает ученикам второй
вариант чистых контурных бланков с нанесенными на них атомами и
предлагает красным карандашом раскрасить металлы – сильные
восстановители с простыми веществами, а зеленым цветом металлы –
сильные восстановители со сложными веществами.
5.
Дальнейшие действия учителя. Убедившись в том, что учащиеся
справились с заданием поочередно вызывает учеников со своим
дидактическим материалом к доске. Учащиеся докладывают учителю
варианты ответов по теме урока. Опрос учащихся рассчитан на 20
минут.
6.
Рефлексия – 8 минут. Ученики оценивают свою работу и работу других
учащихся.
Данный урок учитывает специфику адаптивного обучения в
образовательном учреждении при ФКУ ИК-5: разный уровень подготовки
обучающихся, большой перерыв в обучении, пробелы в знаниях и умениях,
психологические особенности учащихся.