Напоминание

Формы контроля знаний учащихся на уроках химии


Автор: Морозов Геннадий Игоревич
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ Центр образования №170
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формы контроля знаний учащихся на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад





Статья на тему: «Формы контроля знаний учащихся на уроках

химии».
В условиях модернизации образования школы совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования и, как результат, повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся. Контроль результатов обучения учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя и для учащихся. Контроль знаний стимулирует систематическую работу над учебным материалом, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким образом, благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса. Задачей работы над статьей является: 1. Совершенствование теоретических знаний участников образовательного процесса. 2. Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся. Передовой педагогический опыт установил зависимость формы контроля от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике существует несколько классификаций форм контроля знаний, умений и навыков учащихся. По способу организации в учебном процессе форма контроля может быть индивидуальной, групповой, фронтальной, дифференцированной. По способу подачи информации формы контроля делятся на устную, письменную, экспериментальную, компьютерную.
Современные методы преподавания и технические средства обучения позволяют комбинировать на уроке различные формы проверки знаний умений и навыков школьников по химии. Контроль результатов обучения предполагает их учет, а следовательно, и методику оценивания ответов учащихся, выполнения ими заданий разного характера. При оценивании бывают очень сильны факторы субъективности и неопределенности. Чтобы снизить влияние этих факторов учитель регистрирует следующее:  Полноту ответа  Правильность ответа  Логику изложения материала  Понимание изученного  Терминологическую грамотность Примером урока контроля знаний с использованием различных форм контроля является урок проведенный в 9 классе по теме «Положение элементов металлов периодической системе элементов «ПСХЭ» Д.И. Менделеева. Общие химические свойства металлов» с использованием дидактической игры. Дидактическая игра способствует развитию организационных и коммуникативных умений учащихся, а так же служит для проверки, коррекции знаний конкретного ученика.
Цель урока
Закрепить знания, умения учащихся, работать самостоятельно с таблицей Д.И. Менделеева.
Задачи

Образовательная
: обобщить сведения о строении атома, общих химических свойств металлов и причинах изменения металлических свойств в периодах и группах.
Развивающая
: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний.
Воспитательная
: воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к учебникам, интерес к предмету
Тип урока:
комбинированный. Урок представлен для учеников 9 класса, рассчитан на 40 минут.
Метод обучения:
использование дидактической игры
Вид деятельности:
проверка знаний конкретного ученика.

Метапредметные связи:
химия, биология
Оборудование:
различные изделия содержащие металл, ПСХЭ Д.И. Менделеева, чистые «контурные бланки» в виде таблиц Д.И. Менделеева, цветные карандаши. 1. Организационный момент – одна минута. 2. Сообщение темы, цели занятия – одна минута. 3. Дидактическая игра № 1 – 5 минут. Учитель раздает ученикам чистые контурные бланки с нанесенными на них атомами и предлагает отметить синим цветом атомы наиболее активных металлов имеющие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона. 4. Дидактическая игра № 2 – 5 минут. Учитель раздает ученикам второй вариант чистых контурных бланков с нанесенными на них атомами и предлагает красным карандашом раскрасить металлы – сильные восстановители с простыми веществами, а зеленым цветом металлы – сильные восстановители со сложными веществами. 5. Дальнейшие действия учителя. Убедившись в том, что учащиеся справились с заданием поочередно вызывает учеников со своим дидактическим материалом к доске. Учащиеся докладывают учителю варианты ответов по теме урока. Опрос учащихся рассчитан на 20 минут. 6. Рефлексия – 8 минут. Ученики оценивают свою работу и работу других учащихся. Данный урок учитывает специфику адаптивного обучения в образовательном учреждении при ФКУ ИК-5: разный уровень подготовки обучающихся, большой перерыв в обучении, пробелы в знаниях и умениях, психологические особенности учащихся.


В раздел образования