Автор: Мельникова Светлана Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по рисованию для 2 мл.группы Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
РАССМОТРЕНО:
на заседании Педагогического
совета
Протокол № 1
от «__» _____________ 2016 г.
Председатель Педагогического
совета: ____________
СОГЛАСОВАНО :
Заместитель заведующего
по ВМР_______________
от «__» _________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Золотой ключик»
__________________Котельникова Л.И.
от «___» ___________ 2016г.
Рабочая программа
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
вторая младшая группа
образовательный компонент
«Рисование»
(непрерывной образовательной деятельности в месяц – 2,
всего непрерывной образовательной деятельности в год – 19)
Составитель: Мельникова С.Б.
воспитатель МБДОУ «Золотой ключик»
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Рисование»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей второй
младшей группы составлена на основе Основной образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ «Золотой ключик».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»; для занятий
с детьми 3 – 4 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности 19 раз
в год (2 раза в месяц), длительностью - 15 минут.
Рабочая программа имеет цель – приобщение детей к изобразительному искусству,
развитие творческих способностей и познавательной активности детей и способствует
решению следующих задач:
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные
представления, воображение, художественно-творческие способности;
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту
окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные),
вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной
деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые
предметы и явления, передавая их выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету,
охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой
рукой, следя взором за их действием.
Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей,
картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы,
произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов,
предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках,
лепке, аппликации.
Программа является актуальной, так, как предложенные в ней методы и приемы
способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления,
привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Рисование так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во
всем его многообразии.
Новизна данной рабочей программы состоит в применении системы разнообразных
занимательных игр-экспериментов, игр-фантазий, которые позволят в увлекательной
форме развивать подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению
целого ряда математических представлений. Такая организация занятий в виде игры
углубляет у детей интерес к рисованию, расширяет возможность общения с взрослыми и
сверстниками. Кроме этого программой предусмотрено использование красочных
наглядных пособий и дидактических материалов.
В рабочей программе также заложены особенности образовательного процесса,
предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Вся
деятельность проходит в игровой форме.
Реализация национально – регионального компонента представлена следующими
темами: «Деревья на нашем участке», «Елочка», «Мы слепили на прогулке снеговика»,
«Скворечник» - знакомство с особенностями климатических условий на Крайнем Севере.
Особенности образовательного процесса предполагают различные виды и формы работы с
детьми: создание выставок, макетов, коллекций, наблюдения, рассматривания,
применение ИКТ в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе
самостоятельной деятельности, развивающих игр, экспериментирование, сюжетно-
ролевые игры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией
образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития
воспитанников.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Речевое развитие»
развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу
процесса и результатов продуктивной деятельности.
«Социально-
коммуникативное
развитие»
формирование целостной картины мира, расширение кругозора в
части изобразительного искусства, творчества и расширение
кругозора в части представлений о себе, семье, обществе,
государстве, мире.
«Познавательное
развитие»
развитие детского творчества, приобщение к различным видам
искусства:
музыкальных и художественных произведений для обогащения
содержания области «Художественное творчество».
Формы организации образовательного процесса
содержание
работы
Формы работы
Формы
организаци
и детей
Организованная детская деятельность
Рисование
-
Изготовление украшений для группового помещения к
праздникам, предметов для игры, сувениров;
Групповая
-
украшение предметов для личного пользования;
-
рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей,
фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров
и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений
книжной графики, иллюстраций, произведений искусства,
репродукций с произведений живописи и книжной графики;
-
игры;
-
организация выставок работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства.
Возрастные особенности детей от 3 до 4лет
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом
возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в
изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети
уже могут использовать цвет.
Содержание рабочей программы
№
Тема организованной
детской деятельности
Содержание организованной детской деятельности
1
«Знакомство с
карандашом и бумагой»
Учить рисовать карандашами, правильно держать карандаш, вести
им по бумаге, оставляя видимый след.
2
«Привяжем к шарикам
цветные ниточки»
Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии
сверху
вниз;
вести
линии
неотрывно,
слитно.
Развивать
эстетическое восприятие. Учить видеть в линии образ предмета
3
«Разноцветный ковёр из
листьев»
Учить детей правильно держать кисть, опускать её в краску всем
ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать
листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. Развивать
эстетическое восприятие, формировать образные представления.
4
«Цветные клубочки»
Учить
рисовать
линии
круговыми
движениями,
не
отрывая
карандаш от бумаги; менять карандаш в процессе рисования.
5
«Раздувайся пузырь…»
Учить
детей
передавать
в
рисунке
образы
подвижной
игры.
Закреплять
умение
рисовать
предметы
округлой
формы,
разной
величины.
Формировать
умение
рисовать
красками,
правильно
держать кисть. Развивать образные представления, мышление.
6
«Красивые воздушные
шары»
Учить
детей
рисовать
предметы
круглой
формы.
Учить
детей
правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать
карандаши разных цветов. Вызывать положительное эмоциональное
отношение к созданным изображениям.
7
«Разноцветные колёса»
Учить
рисовать
предметы
круглой
формы
слитным
неотрывным
движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать
ворс о тряпочку.
8
«Деревья
На нашем участке»
Учить
создавать
в
рисовании
образ
дерева;
рисовать
предметы,
состоящие
из
прямых
вертикальных
и
наклонных
линий,
располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно,
во весь лист. Продолжать учить рисовать красками.
9
«Елочка»
Учить передавать в рисовании образ елочки; рисовать предметы,
состоящие из линий. Продолжать учить пользоваться красками и
кистью.
10
«Знакомство с
дымковскими
игрушками. Рисование
узоров»
Познакомить с дымковскими игрушками. Обратить внимание детей
на
узоры,
украшающие
игрушки.
Учить
выделять
и
называть
отдельные элементы и цвет.
11
«Мы слепили на
прогулке снеговиков»
Вызывать у детей желание создавать в рисунке образы забавных
снеговиков.
Упражнять
в
рисовании
предметов
круглой
формы.
Продолжать
учить
передавать
в
рисунке
строение
предмета,
состоящего из нескольких частей; закреплять навык закрашивания
круглой формы слитными линиями..
12
«Самолеты летят»
Закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких
частей; проводить прямые линии в разных направлениях. Учить
передавать
в
рисунке
образ
предмета.
Развивать
эстетическое
восприятие.
13
«Деревья в снегу»
(Вариант «Зимний лес» –
коллективная работа)
Учить
детей
передавать
в
рисунке
картину
зимы.
Упражнять
в
рисовании
деревьев.
Учить
располагать
на
листе
несколько
деревьев.
Закреплять
умение
промывать
кисть.
Развивать
эстетическое восприятие.
14
«Красивые флажки на
ниточке» (Вариант
«Лопаточки для кукол»)
Учить детей рисовать предметы прямоугольной формы отдельными
вертикальными
и
горизонтальными
линиями.
Познакомить
с
прямоугольной
формой.
Продолжать
отрабатывать
приемы
рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами.
15
«Разноцветные платочки
сушатся» («Кубики стоят
на столе»)
Упражнять
детей
в
рисовании
знакомых
предметов
квадратной
формы
неотрывным
движением.
Закреплять
умение
аккуратно
закрашивать изображения в одном направлении – сверху вниз, не
заходя за контур; располагать изображения по всему листу бумаги.
16
«Скворечник» (Вариант
«Домик для собачки»)
Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы,
круга,
прямой
крыши;
правильно
передавать
относительную
величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания.
17
«Красивый коврик»
Упражнять детей в рисовании линий разного характера (прямых,
наклонных, волнистых и др.). Учить пересекать линии; украшать
квадратный лист бумаги разноцветными линиями, проведенными в
разных
направлениях.
Вызывать
положительный
эмоциональный
отклик на общий результат.
18
«Картинка о празднике»
Продолжать развивать умение на основе полученных впечатлений
определять
содержание
своего
рисунка.
В о с п и т ы ват ь
самостоятельность,
желание
рисовать
то,
что
понравилось.
Упражнять
в
рисовании
красками.
Воспитывать
положительное
эмоциональное
отношение
к
красивым
изображениям.
Развивать
желание рассказывать о своих рисунках.
19
«Одуванчики в траве»
Вызывать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего
луга,
форму
цветов.
Отрабатывать
приемы
рисования
красками.
Закреплять
умение
аккуратно
промывать
кисть,
осушать
ее
о
тряпочку. Учить радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое
восприятие, творческое воображение.
Тематический план
№
п/п
Тема организованной детской деятельности
Количество
компонентов
организованной
детской
деятельности
В том числе
практической
организованной
детской
деятельности
1
«Знакомство с карандашом и бумагой»
1
1
2
«Привяжем к шарикам цветные ниточки»
1
1
3
«Разноцветный ковёр из листьев»
1
1
4
«Цветные клубочки»
1
1
5
«Раздувайся пузырь…»
1
1
6
«Красивые воздушные шары»
1
1
7
«Разноцветные колёса»
1
1
8
«Деревья на нашем участке»
1
1
9
«Елочка»
1
1
10
«Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование
узоров»
1
1
11
«Мы слепили на прогулке снеговиков»
1
1
12
«Самолеты летят»
1
1
13
«Деревья в снегу» (Вариант «Зимний лес» –
коллективная работа)
1
1
14
«Красивые флажки на ниточке» (Вариант «Лопаточки
для кукол»)
1
1
15
«Разноцветные платочки сушатся» («Кубики стоят на
столе»)
1
1
16
«Скворечник» (Вариант «Домик для собачки»)
1
1
17
«Красивый коврик»
1
1
18
«Картинка о празднике»
1
1
19
«Одуванчики в траве»
1
1
ИТОГО:
19
19
Требования к результатам усвоения образовательного компонента
«Рисование»
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2
раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В
результате обучения в по образовательной области «Художественно – эстетическое
развитие» формируется конечная система знаний.
К концу года дети должны знать:
- названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с
оттенками
(розовый,
голубой,
серый).
Обращать
внимание
детей
на
подбор
цвета,
соответствующего изображаемому предмету.
уметь:
передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с
белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на
землю снежинки и т.п.);
правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая
сильно пальцы;
набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с
краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса,
хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета;
украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и
предметов (блюдечко, рукавички);
ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки;
изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в
разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик,
клетчатый платочек и др.);
создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного
предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая
разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки;
колобок катится по дорожке и др.).
Критерии педагогической диагностики
Педагогическая оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год
(сентябрь, май) с целью дальнейшего планирования работы .
Критерии
Методика проведения
Уровни
Выявление умений
держать кисти и
карандаш; умение
проводить прямые
линии
Материал:
бумага,
карандаши,
силуэты
домашних животных.
Ход:-Ребята!
Где
живут
козы,
коровы,
свиньи? (В деревне, около дома человека)
Где они спят? ( В хлеву)
Скучно
им
стоять,
хочется
на
воле
погулять.
-Хотите,
чтобы
наши
животные
на
лугу
паслись?
-Давайте
нарисуем
зеленую
травку
для
наших
домашних.
Пусть
порадуются.
У
коровы и козы молоко будет вкусней.
Высокий: ребенок умеет правильно
держать кисть и карандаш, проводить
прямые линии.
Средний: ребенок умеет правильно
держать кисть и карандаш, но не
контролирует силу нажатия; умеет
проводить прямую линию, но
прерывистую.
Низкий: ребенок неправильно держит
карандаш, не умеет проводить прямую
линию, линия получается дрожащая.
Выявление умения
рисовать округлые
линии
Материал: бумага, гуашь, кисти.
Ход: Воспитатель говорит о том, что в лесу
звери тоже готовятся к встрече Нового года.
Они уже и елку выбрали, вокруг которой
будут
водить
хоровод.
Но
вот
беда
-
игрушек у них нет. А без них елка не такая
красивая.
Вот
звери
и
позвонили
по
телефону в надежде, что вы поможете. Так
что
нужно
постараться
и
нарядить
елку
красивыми игрушками.
Высокий: ребенок умеет рисовать
округлые линии, закрашивает не выходя
за контуры.
Средний: ребенок умеет рисовать
округлые линии, закрашивает не
аккуратно, выходит за контур.
Низкий: ребенок не умеет рисовать
округлые линии.
Предметное рисование
Выделять главное;
передавать
некоторые
характерные
детали (по форме,
по цвету, размеру)
Материал: карандаши, бумага, карандаши,
трафареты.
Ход:
Воспитатель
говорит
о
том,
что
в
сказочном городе случилась беда- гололед.
Никто не может выйти из дома. А машина,
на которой возят песок, сломалась. Песок
нужен для того, чтобы посыпать лед. Не
смогут
ли
дети
помочь-
сделать
свои
машины. Выделяет основные части (кузов,
кабина,
колеса),
определяет
их
форму,
величину, уточняет характерные признаки,
цвет. В несколько машин можно нагрузить
песок
-
они
поедут
первыми,
за
ними
машины с кирпичами, елками.
Высокий: ребенок умеет рисовать с
натуры, части предмета располагает
верно, выделяет главное, передает
характерные детали.
Средний: ребенок умеет рисовать с
натуры, но строение предмета
искажает, в пропорциях есть
незначительные искажения; не умеет
выделять главное, передавать
характерные детали.
Низкий: ребенок не умеет рисовать с
натуры, части предмета располагает
неверно, пропорции предмета не
соблюдает; не умеет выделять главное и
Когда работа закончена, все рисунки ставят
друг
за
другом,
получается
вереница
машин,
едущая
по
дороге,
посыпанной
песком.
передавать характерные детали.
Декоративное рисование
Выявление умения
видеть предмет
или
геометрическую
форму;
Умение передавать
элементами
декоративного
узора прямые
пересек. линии
точки, круги,
мазки.
Материал:
краски
разных
цветов,
кисти,
салфетки,
силуэты
матрешек
разной
величины, готовый силуэт самой большой
матрешки.
Ход: Воспитатель показывает матрешку и
читает
стихотворение.
Затем
предлагает
рассмотреть
и
описать
ее,
помогая
вопросами:
как
называется
игрушка?
Какими
красками
мастер
разрисовал
платок?
Сарафан?
Передник?
Какими
узорами
украсил?
Нравится
ли
эт а
игрушка? Рассказывает историю матрешки.
Далее предлагает детям стать народными
умельцами и разрисовать своих матрешек
(под
русскую
музыку).
Во спитатель
показывает,
как
с
помощью
пальчиков
можно
провести
прямые
линии,
как
с
помощью трафаретов можно нанести узор.
Напоминает
и
показывает
как
можно
н а р и с о в а т ь
к р у г,
к а к
с п о с о б о м
примакивания
изобразить
цветы.
После
и з г о т о в л е н и я
в с е
м а т р е ш к и
рассматриваются
и
отправляются
на
выставку.
Высокий: ребенок имеет
представление о разнообразных видах
декоративного рисования, умеет
проводить узкие и широкие полосы,
кольца, точки, дуги, мазки.
Средний: ребенок имеет представление
о разнообразных видах декоративного
рисования, но затрудняется в рисовании
его элементов.
Низкий: ребенок имеет частичное
представление о декоративном
рисовании, элементы декоративного
рисования рисует с помощью
воспитателя.
Сюжетное рисование
Выявление умений
располагать
изображений на
листе
Материал:
Краски,
карандаши,
бумага,
штампы грибов.
Ход:
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть
стволы
деревьев,
толстые
и
тонкие
ветки.
Показывает,
как
рисовать
дерево
(путем
постепенного
нажима
на
ворс
нити).
Затем
в
верхней
половине
ствола
изображают
несколько
веток,
направленных
вверх.
Для
изображения
листьев используют пальчики. Воспитатель
предлагает нарисовать карандашом веревку
на дереве. На веревке дети самостоятельно
штампуют грибы, которые насушила белка
на зиму.
Высокий: ребенок изображает
предметы по всему листу.
Средний: ребенок изображает на
полосе листа.
Низкий: ребенок не продумывает
расположение изображения, оно носит
случайный характер.
Выявление умений
подбирать фон и
аккуратности в
рисовании.
Материал: трафареты аквариумных рыбок
на каждого ребенка с изображением рыбок,
нарисованных
цветными
во сковыми
мелками.
Ход:
Воспитатель
обращает
внимание
на
аквариум и говорит:
Аквариум- дом для рыбок твоих…
Позаботьтесь сейчас вы о них!
Предлагает поменять воду в аквариумах -
налить
свежую.
Цвет
краски
д е т и
в ы б и р а ю т
с а м и
(голубовато-зелено-
желтые
тона).
Воспитатель
показывает,
как ворсом кисти нужно гладить бумагу, а
Высокий: ребенок умеет подбирать фон
в соответствии с сюжетом рисунка,
замыслом; аккуратен в рисовании,
рисует штрихами, не выходящими за
пределы контура.
Средний: ребенок выбирает несколько
цветов или оттенков случайно; рисует
размашистыми мазками, иногда
выходящими за пределы контура.
Низкий: ребенок проявляет
безразличие к цвету фона рисунка;
рисует беспорядочными линиями, не
умещающихся в пределах контура.
не тереть ее, как щеткой.
Показатели достижений в рисовании во второй младшей группе
Группа ___________________ Дата проведения диагностики:___________20___г.
№
п/п
Фамилия имя ребенка
Изобразительная деятельность
Уровень
развития
ребенка
Умеет держать
кисти и
карандаш;
умение
проводить
прямые линии
Умеет рисовать
округлые линии
Умеет подбирать
фон и аккуратен
в рисовании.
Выделяет
главное;
передаёт
некоторые
характерные
детали (по
форме, по цвету,
размеру)
Умеет видеть
предмет или
геометрическую
форму;
Умеет
передавать
элементами
декоративного
узора прямые
пересек.линии
точки, круги,
мазки.
Умеет
располагать
изображение на
листе
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
0 баллов
1 балл
2 балла
Кто проводил: воспитатель _____________________ /_________________/, воспитатель _______________________/_______________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства обучения
Учебно-наглядные пособия:
1.
Плакаты
2.
Игрушки;
3.
Муляжи;
4.
Фотографии;
5.
Открытки.
Оборудование и игрушки:
1.
гуашевые краски;
2.
акварель;
3.
графический материал (пастель, сангина, уголь);
4.
карандаши цветные;
5.
фломастеры;
6.
кисти;
7.
салфетки;
8.
баночка-непроливайка.
Литература
Для педагогов
Методическая литература
1.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа – М.:
Мозаика-Синтез, 2015 – 112с.
Художественная литература
1.
Русские
народные
сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое
зернышко»;
2.
Сказки С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»; «Сказка про красные
варежки»; «Сказка про башмачки»;
3.
Рассказы и сказки Л.Н.Толстого;
4.
Рассказы и сказки В.Осеевой;
5.
«Пословицы, поговорки, загадки»;
6.
«Айога» (ненецкая сказка);
7.
Нина Ядне «Я родом из тундры»;
8.
М.Пришвин «Беличья память»;
9.
С.М.Муслимова «Ноябрьск и ноябрьцы».
Познавательная (вспомогательная) литература
1.
Серия: «Хохломская роспись» Л.В.Орлова. М.: Мозаика – Синтез, 1998.
Для воспитанников
Художественная литература
2.
«Айболит»; К.Чуковский. Екатеренбург.: «Издательский Дом Восток», 2007.
3.
«Загадки для маленьких». И. Ищук.; М.: «Проф - Пресс», 2008.
4.
«Серенький козлик». Р.Н.С. Ростов-на-Дону.: М.: «Проф - Пресс», 2009.
5.
«Кошкин дом». М.: «Издательский Дом Восток», 2007.
6.
«Насекомые». С.Смирнова.: Санкт-Петербург, ООО «Балтика», 2007.
7.
«Путаница». К.Чуковский. М.: ООО «ИД РИПОЛ классик»,2002.
8.
«Русские народные сказки». М.: «Омега», 1997.
9.
«Маша и медведь», р.н.с. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
10. «Песенка друзей» (хрестоматия для детей 3-4 лет). М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
Познавательная (вспомогательная) литература
1.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 3-4 лет. М.: Оникс,2005.
Электронные средства обучения, интернет ресурсы
2.
Мультфильмы, видеофильмы.
Календарно-тематическое планирование непрерывной организованной детской деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Сентябрь
1
«Знакомство с
карандашом и
бумагой»
Учить рисовать карандашами,
правильно держать карандаш,
вести им по бумаге, оставляя
видимый след.
Чтение стихотворения.
«Карандаши»
Показ воспитателем, как
правильно держать карандаш
и придерживать лист бумаги.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Рассматривание готовых
рисунков, опрос детей о том,
что они нарисовали.
Карандаши
Бумага
рисунок
Лист бумаги, цветные
карандаши
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.45
Сентябрь
2
«Привяжем к
шарикам цветные
ниточки»
Учить детей правильно держать
карандаш; рисовать прямые
линии сверху вниз; вести линии
неотрывно, слитно. Развивать
эстетическое восприятие. Учить
видеть в линии образ предмета
Рассматривание воздушных
шаров с яркими ниточками.
Дых.упражнение «Надуем
шарик»
Уточнить цвет ниточек.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Обсуждение готовых работ..
Неотрывно
слитно
Воздушные шары с
привязанными к ним
яркими ниточками, ½
альбомного листа с
приклеенными ниточками
(яркими, толстыми).
Альбомные листы, цвет.
карандаши (на каждого
ребенка)
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.48
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Октябрь
3
«Разноцветный ковёр
из листьев»
Учить детей правильно держать
кисть, опускать её в краску всем
ворсом, снимать лишнюю каплю
о край баночки. Учить
изображать листочки способом
прикладывания ворса кисти к
бумаге. Развивать эстетическое
восприятие, формировать
образные представления.
Рассматривание
иллюстраций «Осень»
Беседа с детьми об
изменениях в природе
осенью.
Чтение стихотворения
«Кружатся листочки»
Рассматривание осенних
листьев, отметить цвет,
форму.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка рисунков.
Осень
Листья
Желтые красные
1/2листа бумаги, краски
гуашь (жёлтая, красная),
кисть, вода.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.52
Октябрь
4
«Цветные клубочки»
Учить рисовать линии круговыми
движениями, не отрывая
карандаш от бумаги; менять
карандаш в процессе рисования.
Рассматривание разноцветных
клубков, показ воспитателем
способа наматывания ниточки
в клубок.
Показ способа рисования в
воздухе.
Работа 2-3 детей у доски.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей. Поощрять рисование
нескольких клубочков разного
цвета.
Рассматривание готовых
рисунков.
Клубок
нитки
Лист бумаги, цветные
карандаши, клубок ниток.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.53
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Октябрь
5
«Раздувайся
пузырь…»
. Учить детей передавать в
рисунке образы подвижной игры.
Закреплять умение рисовать
предметы округлой формы,
разной величины. Формировать
умение рисовать красками,
правильно держать кисть.
Развивать образные
представления, мышление
Вспомнить с детьми как они
играли в подвижную игру
«Раздувайся пузырь..»
Спросить: «Что такое
пузырь»
Предложить назвать форму
пузыря.
Рисование пузыря в воздухе.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка работ, обсуждене.
Пузырь
Круглый
Большой
маленький
Краски гуашь (на каждый
стол две разные краски),
альбомные листы, банки с
водой, кисти, салфетки
(на каждого ребёнка).
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.56
Ноябрь
6
«Красивые
воздушные шары»
. Учить детей рисовать предметы
круглой формы. Учить детей
правильно держать карандаш, в
процессе рисования использовать
карандаши разных цветов.
Вызывать положительное
эмоциональное отношение к
созданным изображениям.
Показать детям воздушные
шары, спросить: «Какой они
формы?»
Прочитать стихотворение
«Воздушный шарик»
Рисование шаров в воздухе.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка работ. Предложить
детям рассказать какого цвета
шар они нарисовали.
Шар
разноцветные
Цветные карандаши,
фломастеры, альбомные
листы.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.60
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Ноябрь
7
«Разноцветные
колёса»
Учить рисовать предметы
круглой формы слитным
неотрывным движением кисти.
Закреплять умение промывать
кисть, промакивать ворс о
тряпочку.
. Чтение потешки «Еду - еду
к бабе, к деду»
Рассматривание иллюстр. из
пособия «Разноцветные
машины»
Отметить цвет и форму колес.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Рассматривание готовых
работ.
Колесо
круг
Лист бумаги 1/2, краски
гуашь, кисть, вода,
колечки, обручи.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.61
Декабрь
8
«Деревья
На нашем участке»
Учить создавать в рисовании
образ дерева; рисовать предметы,
состоящие из прямых
вертикальных и наклонных
линий, располагать изображения
по всему листу бумаги, рисовать
крупно, во весь лист. Продолжать
учить рисовать красками.
НРК: Рассматривание
иллюстраций с изображением
деревьев в зимнее время года.
Вспомнить особенности
строения дерева.
Вызвать несколько детей к
доске для показа приемов
изображения.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.(коллективная)
Рассмотреть общую картину.
Ель
Сосна
береза
Лист бумаги, гуашь.
Иллюстрации с
изображением зимних
деревьев.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.68
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Декабрь
9
«Елочка»
Учить передавать в рисовании
образ елочки; рисовать предметы,
состоящие из линий.
Продолжать учить пользоваться
красками и кистью.
Чтение рассказа
«Новогодняя сказка»
Слушание песенки «В лесу
родилась елочка».
Рассматривание иллюстраций
с изображением новогодней
елки.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка рисунков.
НРК : Беседа о бережном
отношении к природе, ели.
Елочка
Праздник
украшение
Лист бумаги, акварельные
краски, кисти, вода,
иллюстрации с
изображением новогодней
елки
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.70
Январь
10
«Знакомство с
дымковскими
игрушками.
Рисование узоров»
Познакомить с дымковскими
игрушками. Обратить внимание
детей на узоры, украшающие
игрушки. Учить выделять и
называть отдельные элементы и
цвет.
Рассмотреть дымковские
игрушки.
Дать возможность провести
по линиям пальчиком.
Предложить подойти к
столам и нарисовать узоры,
кто какие захочет.
Рассматривание готовых
работ.
Дымковская
роспись
узор
3-4 дымковские игрушки.
Альбомные листы гуашь,
кисти вода, салфетки.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.71
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Февраль
11
«Мы слепили на
прогулке снеговиков»
Вызывать у детей желание
создавать в рисунке образы
забавных снеговиков. Упражнять
в рисовании предметов круглой
формы. Продолжать учить
передавать в рисунке строение
предмета, состоящего из
нескольких частей; закреплять
навык закрашивания круглой
формы слитными линиями..
Вспомнить с детьми как они
лепили снеговика.
Прочитать стихотворение.
Показ способов рисования в
воздухе.
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка готовых работ.
НРК: Отметить красоту
природы в зимнее время.
Снеговик
Большой
поменьше
маленький
Голубая бумага, гуашь,
кисти, вода.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.79
Февраль
12
«Самолеты летят»
Закреплять умение рисовать
предметы, состоящие из
нескольких частей; проводить
прямые линии в разных
направлениях. Учить передавать
в рисунке образ предмета.
Развивать эстетическое
восприятие.
Показать детям игрушечный
самолёт, обратить внимание
на его части и направление
крыльев.
Предложить детям жестом в
воздухе показать приемы
рисования самолета.
П/и «Самолеты» - учить детей
действовать по сигналу.
Самостоятельная работа
детей.
Оформление общего коллажа
из рисунков детей.
Самолет
Крыло
хвост
Листы бумаги голубого
тона, гуашь серая.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.82
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Март
13
«Деревья в снегу»
(Вариант «Зимний
лес» – коллективная
работа)
Учить детей передавать в
рисунке картину зимы.
Упражнять в рисовании деревьев.
Учить располагать на листе
несколько деревьев. Закреплять
умение промывать кисть.
Развивать эстетическое
восприятие.
НРК: Вспомнить с детьми
зимние деревья.
Рассматривание иллюстраций
с изображением зимних
деревьев.
Показ изображения деревьев в
воздухе.
Работа детей у доски (2 реб.)
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Рассматривание готовых
работ.
Береза ель
Сосна
иней
Голубая бумага (ватман),
гуашь, кисти, вода.
Иллюстрации с
изображением зимнего
леса.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.83
Март
14
«Красивые флажки
на ниточке»
(Вариант
«Лопаточки для
кукол»)
Учить детей рисовать предметы
прямоугольной формы
отдельными вертикальными и
горизонтальными линиями.
Познакомить с прямоугольной
формой. Продолжать
отрабатывать приемы рисования
и закрашивания рисунков
цветными карандашами.
Рассматривание флажков.
Обследование формы
флажков.
Демонстрация способа
изображения воспитателем.
Рисование флажков детьми.
Физминутка.
Закрашивание флажков.
Рассматривание готовых
работ, отметить красиво
нарисованные и закрашенные.
Разноцветные
флажки
Флажки разного цвета.
Лист голубой или синей
бумаги, гуашь, банки с
водой, кисти, салфетки.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.86
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Апрель
15
«Разноцветные
платочки сушатся»
(«Кубики стоят на
столе»)
Упражнять детей в рисовании
знакомых предметов квадратной
формы неотрывным движением.
Закреплять умение аккуратно
закрашивать изображения в
одном направлении – сверху
вниз, не заходя за контур;
располагать изображения по
всему листу бумаги.
Рассматривание
разноцветных платочков.
Отметить цвет, форму
платочков.
Рисование платочков в
воздухе неотрывным
движением.
Физминутка.
Самостоятельная работа детей
(в случае затруднений
оказывать помощь).
Выставка готовых работ.
Разноцветные
платочки
Белая бумага размером
1\2 альбомного листа
(разрезанного по
горизонтали), цветные
карандаши (на каждого
ребенка). Разноцветные
платочки.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.93
Апрель
16
«Скворечник»
(Вариант «Домик для
собачки»)
Учить детей рисовать предмет,
состоящий из прямоугольной
формы, круга, прямой крыши;
правильно передавать
относительную величину частей
предмета. Закреплять приемы
закрашивания.
Рассматривание
иллюстраций с
изображением скворечника.
Уточнить части скворечника.
Показ приемов рисования у
доски (2-3 ребенка).
Физминутка.
Самостоятельная работа
детей.
Выставка работ.
НРК :Наблюдение за птицами
«Организация птичьей
столовой»
Скворечник
Круглый леток
крыша
Лист бумаги, цветные
карандаши .Иллюстрации
с изображением
скворечника. Скворечник
из бумаги.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.95
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Апрль
17
«Красивый коврик»
Упражнять детей в рисовании
линий разного характера
(прямых, наклонных, волнистых
и др.). Учить пересекать линии;
украшать квадратный лист
бумаги разноцветными линиями,
проведенными в разных
направлениях. Вызывать
положительный эмоциональный
отклик на общий результат.
Предложить детям украсить
коврик для собачки.
Показ воспитателем образцов
украшенных ковриков.
Работа 2-3 детей у доски.
Физминутка.
Самостоятельная работа детей
(в процессе работы
напоминать детям, чтобы
использовали карандаши
разных цветов).
Создание общего коврика из
готовых работ.
Коврик
орнамент
Цветные карандаши
(фломастеры), квадратные
листы бумаги(сторона 10
см. по 2-3 листа на
ребенка.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.95
Май
18
«Картинка о
празднике»
Продолжать развивать умение на
основе полученных впечатлений
определять содержание своего
рисунка. Воспитывать
самостоятельность, желание
рисовать то, что понравилось.
Упражнять в рисовании
красками. Воспитывать
положительное эмоциональное
отношение к красивым
изображениям. Развивать
желание рассказывать о своих
рисунках.
Предложить детям
вспомнить, что они видели на
празднике(шары, флаги,
цветы, разноцветные огни.)
Рассматривание иллюстраций
и фото о празднике.
Напомнить правила работы с
кистью и красками.
Физминутка.
Самостоятельная работа детей
(помощь воспитателя
затрудняющимся детям).
Рассматривание готовых
работ.
День победы
Парад
Вечный огонь
Тонированная бумага
разных цветов, гуашь
разная, кисти, салфетки,
вода.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.100
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.
месяц
№ п/п
Дата
Тема
организованной
детской
деятельности
Целевые ориентиры
Содержание
организованной детской
деятельности
Словарная
работа
Средства
обучения
По
плану
По
факту
Май
19
«Одуванчики в
траве»
Вызывать у детей желание
передавать в рисунке красоту
цветущего луга, форму цветов.
Отрабатывать приемы рисования
красками. Закреплять умение
аккуратно промывать кисть,
осушать ее о тряпочку. Учить
радоваться своим рисункам.
Развивать эстетическое
восприятие, творческое
воображение.
Вспомнить, как на прогулке
любовались цветущими
одуванчиками, уточнить,
какого цвета, рассмотреть
цветок одуванчика,
определить его форму,
показать, как рисовать стебель
и листья. Вызвать кого-нибудь
к доске для показа.
НРК: Разучивание
стихотворения Е. Серовой
«Одуванчик», игра на
прогулке «Найди та кой же
цветок».
Одуванчик
Стебель
листья
Альбомный лист бумаги
светло зеленого тона,
гуашь желтая, зеленая.
Т.С.Комарова
Изобразительная
деятельность в детском
саду с.101