Напоминание

Информационно-коммуникационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста


Автор: Поникарова Юлия Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 302"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Информационно-коммуникационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Информационно-коммуникационные технологии

в развитии речи детей дошкольного возраста
Высокая потребность решения задач развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена некоторыми причинами. Среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, а так же уменьшении объема словаря, сложностях овладения грамматическими формами родного языка, и многим другим. Особое внимание вызывает проблема снижения речевой активности детей в целом, уменьшение объема речевой продукции детей, наличие большого количества детей с задержкой речевого развития. Современное развитие общества невозможно представить без информационных ресурсов, поэтому можно говорить о том, что владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве является важной составляющей на сегодняшний день. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Информатизация всех ступеней образования, в том числе и дошкольного образования, выступает государственной стратегической политикой в сфере образования, что подчеркивается в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» Создание информационно-образовательной среды дошкольного образования, эффективное использование ресурсов цифровых технологий в педагогическом процессе детского сада является современным требованием ФГОС дошкольного образования, президентских инициатив, стратегий построения информационного общества в России.
Изучением процессов информатизации образования в нашей стране занимались такие ученые, как А.А. Андреев [3], В.П. Беспалько [6], И.Г. Захарова [20], И.Д. Коган [30], И.А. Морев [41], Е.В. Ширшов [77] и др. «
Информатизация
( а н г л . informatization) – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [77; с. 65]. «
Информатизация

образования


1). Массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся; 2). Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [77; с. 65] Как отмечают исследователи информатизации дошкольного образования Э.Ф. Алиева [29], К.Ю. Белая [4], О.А. Бизикова [7], Н.Н. Булгакова [11], Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевская [25], Е.В. Зворыгина [16, 21], О.А. Карабанова [29], Т.С. Комарова [31], И.И. Комарова [31], Л.А. Леонова [26], Е.М. Марич [29], В.В. Моторин [42, 43, 44, 45], С.Л. Новоселова [50], Г.П. Петку [50], П.Д. Рабинович [29], О.Р. Радионова [29], А.В. Туликова [31], Л.Д. Чайнова [17] и др. , информатизация дошкольного образования требует комплексного, многоаспектного и ресурсоемкого подхода. Участниками информатизации являются и администрация детского сада, и педагоги, и дети, и родители. Данный процесс включает:
1) создание информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации; 2) использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; 3) использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности; 4) активное использование сети Интернет. Информатизация образования предполагает включение во все направления работы дошкольной образовательной организации информационно-коммуникационных технологий. «
Информационная

технология

обучения
– п ед а го г и ч е с ка я технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией» [77; с. 68] Таким образом, на основании анализа определения понятий информатизации образования можно сделать вывод о том, что
информационно-коммуникативная

технология
(далее ИКТ) (от англ. Information technology) представляет собой совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Это технологии, связанные с телекоммуникацией, т.е. «общением на расстоянии» посредством всемирной сети Интернет, направленные на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации для саморазвития. В публикациях К.Ю. Белой [4], О.А. Бизиковой [7], Н.Н. Булгаковой [11], Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевской [25], В.В. Моторина [42, 43, 44,45], А.В. Туликовой [31], и др. выделяет
три основных задачи информатизации

дошкольной образовательной организации
:
1) обеспечение повышения эффективности воспитания и обучения детей дошкольного возраста; 2) создание условий для развития информационной культуры, которая в дальнейшем будет развиваться на следующих ступенях образования; 3) оптимизация управления дошкольной образовательной организации с использованием информационных технологий. Процесс информатизации в детском саду включает в себя ряд показателей: 1) сформированность ИКТ-компетентности педагогов, т.е. способность использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, в повышении педагогической квалификации, в работе с родителями; 2) изменения педагогического процесса за счет внедрения ИКТ в работу с детьми; 3) создание информационного про странства дошкольной образовательной организации в сети Интернет. Наиболее трудоемким и творческим является процесс использования ИКТ в работе с детьми. С.Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют: - более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности; - индивидуализации процесса обучения; - диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ; - широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам; - использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства; - концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет; - коммуникативности в профессиональной среде на микро и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях.
Использование ИКТ позволяет внедрять в работу новые методические идеи, инновационные технологии в воспитании, обучении, развитии и коррекции развития детей дошкольного возраста. Результатом становится обогащение и качественное изменение образовательного процесса в детском саду. Отличительной особенностью внедрения ИКТ в работу с дошкольниками является тот факт, что детей не обучают основам информатики и вычислительной техники. Использование ИКТ идет через преобразование развивающей предметно-пространственной среды, применение новых средств обучения, воспитания и развития. В исследованиях К.Ю. Белой [4], О.А. Бизиковой [7], Н.Н. Булгаковой [11], Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевской [25], Е.В. Зворыгиной [16, 21], Т.С. Комаровой [31], И.И. Комаровой [31], Л.А. Леоновой [26], В.В. Моторина [42, 43, 44, 45], С.Л. Новоселовой [50], Г.П. Петку [50], А.В. Туликовой [31], Л.Д. Чайновой [17] и др. установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми. Таким образом, информатизация дошкольного образования осуществляется через внедрение ИКТ в педагогический процесс, что вносит преобразования в методы, приемы, средства и формы работы с детьми, меняя сам познавательный процесс ребенка, через использование ИКТ в системе управления дошкольной образовательной организацией и в повышении педагогической квалификации работников детского сада. Учитывая цель нашего исследования, нас будет в дальнейшем интересовать вопросы, связанные с использованием ИКТ в процесс обучения, воспитания и развития детей.


В раздел образования