Информационно-коммуникационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
Автор: Поникарова Юлия Вадимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 302" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
в развитии речи детей дошкольного возраста
Высокая потребность решения задач развития речи у воспитанников
дошкольных образовательных организаций обусловлена некоторыми
причинами. Среди которых первое место занимает резкое снижение темпов
речевого развития ребенка, что проявляется в нарушениях
звукопроизношения, а так же уменьшении объема словаря, сложностях
овладения грамматическими формами родного языка, и многим другим.
Особое внимание вызывает проблема снижения речевой активности детей в
целом, уменьшение объема речевой продукции детей, наличие большого
количества детей с задержкой речевого развития.
Современное развитие общества невозможно представить без
информационных ресурсов, поэтому можно говорить о том, что владения
компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве
является важной составляющей на сегодняшний день.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют
возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.
Информатизация
всех
ступеней
образования,
в
том
числе
и
дошкольного
образования,
выступает
государственной
стратегической
политикой
в
сфере
образования,
что
подчеркивается
в
Законе
РФ
«Об
образовании в Российской Федерации»
Создание
информационно-образовательной
среды
дошкольного
образования, эффективное использование ресурсов цифровых технологий в
педагогическом процессе детского сада является современным требованием
ФГОС
дошкольного
образования,
президентских
инициатив,
стратегий
построения информационного общества в России.
Изучением процессов информатизации образования в нашей стране
занимались такие ученые, как А.А. Андреев [3], В.П. Беспалько [6], И.Г.
Захарова [20], И.Д. Коган [30], И.А. Морев [41], Е.В. Ширшов [77] и др.
« Информатизация
( а н г л . informatization)
–
организационный,
социально-экономический
и
научно-технический
процесс
создания
оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления,
организаций,
общественных
объединений
на
основе
формирования и использования информационных ресурсов» [77; с. 65].
« Информатизация
образования
– 1).
Массовое
внедрение
в
педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и
хранения
информации
на
базе
микропроцессорной
техники
и
средств
передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на
этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной
деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся; 2).
Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и
использования современных информационных технологий, ориентированных
на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [77;
с. 65]
Как
отмечают
исследователи
информатизации
дошкольного
образования
Э.Ф.
Алиева
[29],
К.Ю.
Белая
[4],
О.А.
Бизикова
[7],
Н.Н. Булгакова [11], Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевская [25], Е.В.
Зворыгина [16, 21], О.А. Карабанова [29], Т.С. Комарова [31], И.И.
Комарова [31], Л.А. Леонова [26], Е.М. Марич [29], В.В. Моторин [42, 43, 44,
45], С.Л. Новоселова [50], Г.П. Петку [50], П.Д. Рабинович [29], О.Р.
Радионова [29], А.В. Туликова [31], Л.Д. Чайнова [17] и др.
,
информатизация
дошкольного
образования
требует
комплексного,
многоаспектного и ресурсоемкого подхода. Участниками информатизации
являются и администрация детского сада, и педагоги, и дети, и родители.
Данный процесс включает:
1)
создание
информационного
образовательного
пространства
дошкольной образовательной организации;
2)
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательном процессе;
3)
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
проектной деятельности;
4) активное использование сети Интернет.
Информатизация
образования
предполагает
включение
во
все
направления
работы
дошкольной
образовательной
организации
информационно-коммуникационных технологий.
« Информационная
технология
обучения
–
п ед а го г и ч е с ка я
технология,
использующая
специальные
способы,
программные
и
технические
средства
(кино,
аудио-
и
видеосредства,
компьютеры,
телекоммуникационные сети) для работы с информацией» [77; с. 68]
Таким
образом,
на
основании
анализа
определения
понятий
информатизации
образования
можно
сделать
вывод
о
том,
что
информационно-коммуникативная
технология
(далее
ИКТ)
(от
англ.
Information
technology)
представляет
собой
совокупность
методов,
производственных
процессов
и
программно-технических
средств,
интегрированных
с
целью
сбора,
обработки,
хранения,
распространения,
отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Это
технологии, связанные с телекоммуникацией, т.е. «общением на расстоянии»
посредством
всемирной
сети
Интернет,
направленные
на
интеграцию
субъектов
в
единое
информационное
пространство
с
целью
получения
максимального объема информации для саморазвития.
В публикациях К.Ю. Белой [4], О.А. Бизиковой [7], Н.Н. Булгаковой [11],
Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевской [25], В.В. Моторина [42, 43, 44,45],
А.В. Туликовой [31], и др. выделяет три основных задачи информатизации
дошкольной образовательной организации :
1) обеспечение повышения эффективности воспитания и обучения детей
дошкольного возраста;
2)
создание
условий
для
развития
информационной
культуры,
которая
в
дальнейшем будет развиваться на следующих ступенях образования;
3)
оптимизация
управления
дошкольной
образовательной
организации
с
использованием информационных технологий.
Процесс
информатизации
в
детском
саду
включает
в
себя
ряд
показателей:
1) сформированность ИКТ-компетентности педагогов, т.е. способность
использовать
ИКТ
в
своей
педагогической
деятельности,
в
повышении
педагогической квалификации, в работе с родителями;
2) изменения педагогического процесса за счет внедрения ИКТ в работу
с детьми;
3)
создание
информационного
про странства
дошкольной
образовательной организации в сети Интернет.
Наиболее трудоемким и творческим является процесс использования
ИКТ в работе с детьми. С.Г. Вершловский отмечает, что информационные
технологии в образовательном процессе содействуют:
- более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;
- индивидуализации процесса обучения;
-
диагностике
и
самодиагностике
профессиональных
качеств
на
основе
использования тестирующих программ;
- широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим
материалам;
-
использованию
в
процессе
обучения
виртуального
социального
и
профессионального пространства;
-
концептуальному
мониторингу
профессионального
состояния
с
использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;
- коммуникативности в профессиональной среде на микро и макроуровнях,
включая телеконференции и публикации в сетях.
Использование ИКТ позволяет внедрять в работу новые методические
идеи,
инновационные
технологии
в
воспитании,
обучении,
развитии
и
коррекции развития детей дошкольного возраста. Результатом становится
обогащение и качественное изменение образовательного процесса в детском
саду.
Отличительной
особенностью
внедрения
ИКТ
в
работу
с
дошкольниками
является
тот
факт,
что
детей
не
обучают
основам
информатики и вычислительной техники. Использование ИКТ идет через
преобразование
развивающей
предметно-пространственной
среды,
применение новых средств обучения, воспитания и развития.
В исследованиях К.Ю. Белой [4], О.А. Бизиковой [7], Н.Н. Булгаковой
[11], Ю.М. Горвиц [16, 17], Г.С. Гушлевской [25], Е.В. Зворыгиной [16, 21],
Т.С. Комаровой [31], И.И. Комаровой [31], Л.А. Леоновой [26], В.В. Моторина
[42, 43, 44, 45], С.Л. Новоселовой [50], Г.П. Петку [50], А.В. Туликовой [31],
Л.Д. Чайновой [17] и др. установлено, что при соответствующем подходе
многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной
работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными
играми.
Таким
образом,
информатизация
дошкольного
образования
осуществляется через внедрение ИКТ в педагогический процесс, что вносит
преобразования в методы, приемы, средства и формы работы с детьми, меняя
сам познавательный процесс ребенка, через использование ИКТ в системе
управления
дошкольной
образовательной
организацией
и
в
повышении
педагогической квалификации работников детского сада.
Учитывая
цель
нашего
исследования,
нас
будет
в
дальнейшем
интересовать вопросы, связанные с использованием ИКТ в процесс обучения,
воспитания и развития детей.