Автор: Цогоева Алла Владимировна Должность: учитель физики Учебное заведение: МКБОУ СОШ №3 Населённый пункт: Гор.Алагир, РСО-Алания Наименование материала: Программа по физике Тема: Программа по физике в 1 классе Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое бюджетное учреждение СОШ №3
гор. Алагир
«ЭВРИКА »
авторская программа курса по физике
для учащихся 1 классе
(кружок)
Автор программы:
Цогоева Алла Владимировна
учитель физики
МКОУ СОШ №3
г. Алагир.
Алагир 2012 г
Пояснительная записка.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является
развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен
овладеть
определенным
минимумом
логических
знаний
и
умений,
т.
е.
приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов
дают
предметы
естественно-математического
цикла.
Ребенок
учится
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать,
рассуждать,
доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью
физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы
развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний
физической науки в практики человека.
Курс «ЭВРИКА » вводит в волнующий мир разгаданных и
неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих
воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для
данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и
эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей
романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий.
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством
подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации,
а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития,
поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы
для жизнерадостной деятельности.
Элективный курс создает благоприятные возможности для развития
творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может
воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в
новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов
деятельности в новой ситуации;
нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса :
создание условий для развития разносторонних интересов
и способностей уч-ся, развитие интереса школьников к миру
техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и
эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным
предметам естественно -научного цикла;
Последовательное приобщение учащихся к детской научно –
художественной . справочной, энциклопедической литературе и
развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование
и
развитие
различных
видов
памяти,
внимания,
мышления, воображения;
развитие речи;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей
рук);
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более
благоприятные условия для продолжения естественно – научного
образования в последующих классах .В содержание курса включены
различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для
данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 17 занятия( 1 час через неделю). В ней
выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось.
организация работы с различного рода детской литературой должна быть
постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на
занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление
простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
знать:
- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- понимать смысл используемых физических величин.
уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами
(линейка, мензурка, термометр);
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на
природу
- осуществлять самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности,
как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности:
мыслительных, коммуникативных, творческих.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском
коллективе.
Чтобы
добиться
ожидаемого
конечного
результата,
необходим
промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1.
выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
2.
участие
в
неделе
предметов
естественно-математического
цикла
(выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)
3.
участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных
способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала,
позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и
формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ,
значительно усиливает интерес учеников
Учебно – тематический план.
№ п/п
Темы
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Звуковые явления
2
3.
Световые явления
2
4.
Тепловые явления
2
5.
Жидкости ,газы и твердые тела
2
6.
Пространство и движение
2
7.
Инерция и реактивное движение
3
8.
Электричество и магнетизм.
2
9.
Заключение
1
Программа курса ( 17 часа).
Ведение (1 ч)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость
открытий.
Звуковые явления (2 часов)
О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук
громче. Как увидеть свой голос. Как аукнется так и откликнется.
Световые явления (2 часов)
Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на
солнышке. Первобытный фотоаппарат.
Тепловые явления (2 часов)
Греет ли шуба. Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь.
Жидкости . газы и твердые тела.( 2 часов).
Почему взлетает воздушный шар. Почему дует ветер .Жидкие камни.
Твердая вода. Почему идет дождь. Почему идет снег.
Пространство и движение.( 2 часа)
Как в кино делают лилипутов. Как оживить солдатика. Кто куда идет.
Солнечные часы.
Инерция и реактивное движение.(3 часов)
Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником. «Реактивная» консервная
банка. Игрушка.которая покорила космос. Старая мельница.
Электричество и магнетизм. (2 часа.)
Как добыть немного электричества. Лампочки на елке. Про магниты.
Волшебный гвоздик.
Заключение ( 1 час).
Что мы узнали и чему научились за год.
Методическое обеспечение
Для
успешного
обучения
учащихся
необходимы
различные
формы
проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое
занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие
состоит
из
трех
частей:
подготовительной,
основной
и
заключительной.
Подготовительная
часть
включает
в
себя
мозговую
гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы;
-упражнений, активизирующие структуры мозга;
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи;
-упражнений
для
профилактики
нарушений
зрения
(
"зоркие
глаза",
"стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы,
рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
В
основной
части
занятия
учащиеся
знакомятся
с
определенным
теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых
занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов.
Продолжительность основной части - 20мин.
Заключительная
часть
занятия
используется
для
подведения
итогов,
рефлексии.
Наряду
с
традиционными
занятиями
используются
нетрадиционные
формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие,
занятие-турнир, занятие-конкурс, физическое лото, аукцион.
Главное - творческий подход и внутреннему миру ребёнка.
.
Литература:
Физика для малышей Л.Л.Сикорук
изд. Педагогика , 1983г.
Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2
Примерные программы внеурочной деятельности. Москва
«Просвещение» 2011г
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.Рабиза. Москва
«Детская литература»
Занимательные опыты и эксперименты. Ф. Ола, Ж.П.Дюпре, Д.А.
Овчинникова. Москва «Айрис пресс» 2006г.
Опыты без приборов . Ф.В. Рабиза. Москва «Детская литература»
1988г