Напоминание

Программа по физике в 1 классе


Автор: Цогоева Алла Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Гор.Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: Программа по физике
Тема: Программа по физике в 1 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое бюджетное учреждение СОШ №3
гор. Алагир

«ЭВРИКА »

авторская программа курса по физике

для учащихся 1 классе

(кружок)
Автор программы: Цогоева Алла Владимировна учитель физики МКОУ СОШ №3 г. Алагир.
Алагир 2012 г

Пояснительная записка.

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность. Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека. Курс «ЭВРИКА » вводит в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания , счастье открытий. Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту. Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности. Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:  самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;  использование этих знаний для поиска решения;  видение новой проблемы в знакомой ситуации;  самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;  нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса :
 создание условий для развития разносторонних интересов и способностей уч-ся, развитие интереса школьников к миру техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
 Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
 Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно -научного цикла;  Последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной . справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. Кроме того, решаются следующие задачи:  формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;  развитие речи;  развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);  воспитание системы нравственных межличностных отношений. В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах .В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся. Программа рассчитана на 17 занятия( 1 час через неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла; - понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов; - расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.

знать:
- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий; - понимать сходство и различие разных состояний веществ; - понимать смысл используемых физических величин. 
уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр); - уметь определять размер физического тела; - описывать свойства тел по размеру, форме, веществу; - уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости; - выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу - осуществлять самостоятельный поиск информации; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как: - избирательность, - самореализация при достижении целей, - творческое преобразование, - ответственность за собственное решение. И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих. Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Основные формы учета знаний и умений: 1. выполнение практических работ, изготовление простейших приборов; 2. участие в неделе предметов естественно-математического цикла (выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.) 3. участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность; - стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий; - использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания; - проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников
Учебно – тематический план.


№ п/п

Темы

Количество часов
1. Введение 1 2. Звуковые явления 2 3. Световые явления 2 4. Тепловые явления 2 5. Жидкости ,газы и твердые тела 2 6. Пространство и движение 2 7. Инерция и реактивное движение 3 8. Электричество и магнетизм. 2 9. Заключение 1
Программа курса ( 17 часа).


Ведение (1 ч)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость открытий.
Звуковые явления (2 часов)
О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук громче. Как увидеть свой голос. Как аукнется так и откликнется.
Световые явления (2 часов)
Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на солнышке. Первобытный фотоаппарат.
Тепловые явления (2 часов)
Греет ли шуба. Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь.
Жидкости . газы и твердые тела.( 2 часов).
Почему взлетает воздушный шар. Почему дует ветер .Жидкие камни. Твердая вода. Почему идет дождь. Почему идет снег.
Пространство и движение.( 2 часа)
Как в кино делают лилипутов. Как оживить солдатика. Кто куда идет. Солнечные часы.
Инерция и реактивное движение.(3 часов)
Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником. «Реактивная» консервная банка. Игрушка.которая покорила космос. Старая мельница.
Электричество и магнетизм. (2 часа.)
Как добыть немного электричества. Лампочки на елке. Про магниты. Волшебный гвоздик.
Заключение ( 1 час).
Что мы узнали и чему научились за год.
Методическое обеспечение

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм. Мозговая гимнастика состоит из: -упражнений, стимулирующие мыслительные процессы; -упражнений, активизирующие структуры мозга; -упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи; -упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами"). После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов. Продолжительность основной части - 20мин. Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии. Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, физическое лото, аукцион. Главное - творческий подход и внутреннему миру ребёнка. .
Литература:

 Физика для малышей Л.Л.Сикорук изд. Педагогика , 1983г.  Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.  Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.  Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2  Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011г  Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.Рабиза. Москва «Детская литература»  Занимательные опыты и эксперименты. Ф. Ола, Ж.П.Дюпре, Д.А. Овчинникова. Москва «Айрис пресс» 2006г.  Опыты без приборов . Ф.В. Рабиза. Москва «Детская литература» 1988г


В раздел образования