Напоминание

Инклюзивное образование


Автор: Суворова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Малютка" д/с №9
Населённый пункт: х.Маркин Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «
Инклюзивное образование.

Организация процесса обучения дошкольников с РДА».
Суворова Наталья Анатольевна Воспитатель МБДОУ Д/С №9 «Малютка» х. Маркин Ростовская область 2016

Инклюзивное образование. Организация процесса обучения дошкольника с РДА.

Инклюзивное образование –
это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку .
Восемь принципов инклюзивного образования
: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, что бы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание комфортной среды в обучении людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных программ для педагогов и учеников , направленных на развитие и взаимодействие с инвалидами. Кроме того необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Одной из сложнейших форм проявления нарушения развития является – аутизм
. Аутизм
– это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а так же на восприятие и понимание окружающего мира. Причины возникновения аутизма: - Влияние резидуально – органического фактора ( последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм, инфекций) ; - Результат врожденной дисфункции мозга; -Следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации. Особенности проявления аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы: - трудности с социальной коммуникацией - трудности с социальным взаимодействием - трудности с социальным воображением. Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом в каждой семье, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития. Безусловно, для таких детей необходимо создать здоровую нравственную атмосферу в образовательном учреждении. Провести педагогическое обследование; как организовать его жизнь в коллективе, определить задачи, методы, содержание обучения; наладить специальную работу по социализации, усложнению и активизации его контактов с миром, организации взаимодействия с другими детьми.

Особенности организации процесса обучения аутичного ребенка.
Исследования ученых и практический педагогический опыт показывают, что для успешного включения ребенка с особенностями развития в педагогический процесс общеобразовательного учреждения необходимы некоторые условия. Одно из условий, которое обеспечивает возможность интеграции дошкольника с отклонениями в развитии, это реализация принципа раннего вмешательства, т. е. максимально раннего выявления нарушения в развитии и оказании адекватной разноплановой коррекционной помощи. Только в этом случае можно достичь и принципиально иных результатов в развитии ребенка, и того уровня развития, который позволит ему обучаться в массовом учреждении. Дети с ранним детским аутизмом с первых дней жизни испытывают ряд трудностей при взаимодействии с окружающим миром, не могут развивать и поддерживать отношения при непосредственном общении, как с взрослыми, так и с детьми. Для организации учебного процесса с дошкольниками с РДА требуется особая среда, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно. Педагогический опыт показывает, что большинство детей с РДА не готовы к инклюзивному образованию, поскольку социальные контакты специфичны: дети не обращают внимания на реакцию собеседника, не способны использовать не вербальные средства коммуникации. Психологические особенности детей - аутистов обусловливают необходимость коррекционно – педагогической работы, предваряющих их инклюзию. Организация и содержание такой работы предполагает решение следующих задач: - установление контакта с взрослыми; - смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; - стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками; - формирование целенаправленного поведения; - преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений и др. Результат коррекционно – педагогической деятельности обеспечивается тем, что все окружающие воспринимают ребенка таким, какой он есть, и тем, что окружение приспосабливается к нему. Этот эффект достигается благодаря не только работе профессионалов, но и соответствующей атмосферой в семье. Определяя содержание помощи семье, работа специалистов должна быть направленна на снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребенка; сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. Таким образом, при создании определенных условий дети с РДА могут быть подготовлены к инклюзивном образованию уже на этапе дошкольного детства, что обеспечивает дальнейшее обучение в общеобразовательной школе и последующую интеграцию в обществе .
Методики диагностики.
Постановка диагноза РДА основывается на трех основных качественных нарушениях: - недостаток социального взаимодействия; - недостаток взаимной коммуникации; - наличие стереотипных форм поведения. Формой организации обследования аутичных детей может быть лонгитюдное, динамическое, диагностическое обследование. Комплексное обследование целесообразно проводить одному специалисту (психологу или педагогу). Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок привыкает к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно знакомить
ребенка с собой – тихонько входить в кабинет, предъявлять себя ребенку. Однако это требует особого искусства и осторожности, иначе поставленные цели диагностики будут недостижимы. В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов: 1- сбор психологического анамнеза; 2- определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферой; 3- изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей. Оценивая особенности эмоционально-волевой сферы аутичных детей, следует иметь в виду, что дети первых двух групп ( по классификации О.С.Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах обследования ребенка может быть установлен лишь тип аутистического дозонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования. Психологическая диагностика аутичных детей ни в коем случае не должна сводиться к оценке умственных способностей. Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены только в контексте особенностей его общего психического развития. Преподаватель должен отметить для себя, что тестирование аутичных детей проводить сложно, а с некоторыми, просто невозможно. Так можно получить коэффициент интеллекта в диапазоне между 30 и 140 баллов.
Игры для становления контакта с аутичным ребенком.
Игра на развитие речевого общения: Ход игры: дети стоят в кругу, педагог кидает мяч любому, называя при этом имя этого ребенка. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему участнику игры, так же назвав его по имени, и так далее. Игра на развитие памяти: Ход игры: детям предлагаются две картинки , отличающиеся некоторыми деталями. Детям нужно найти отличия. Становление контакта с ребенком: Педагог тихонечко похлопывает, поглаживает рядом сидящих детей по рукам, приговаривая: «Ручки наши ручки, поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас, Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить». Развитие контактности: Педагог вместе с детьми подбирают нежные и ласковые слова для игрушки. При этом дети гладят ее, обнимают, прижимают к себе. Развитие активности: Педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог тихонько обнимает его, пытается заглянуть в глаза, предлагает ему вместе догнать других детей.


В раздел образования