Автор: Суворова Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Малютка" д/с №9 Населённый пункт: х.Маркин Ростовская область Наименование материала: Статья Тема: Инклюзивное образование Раздел: дошкольное образование
Организация процесса обучения дошкольников с РДА».
Суворова Наталья Анатольевна
Воспитатель МБДОУ Д/С №9 «Малютка»
х. Маркин Ростовская область
2016
Инклюзивное образование. Организация процесса обучения дошкольника с РДА.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором
ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства
вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных
школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают
необходимую специальную поддержку .
Восемь принципов инклюзивного образования :
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, что бы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего,
профессионального и высшего образования. Ее целью является создание комфортной
среды в обучении людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер
подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений, разработку
специальных программ для педагогов и учеников , направленных на развитие и
взаимодействие с инвалидами. Кроме того необходимы специальные программы,
направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями
в общеобразовательном учреждении.
Одной из сложнейших форм проявления нарушения развития является – аутизм . Аутизм –
это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с
другими людьми, а так же на восприятие и понимание окружающего мира.
Причины возникновения аутизма:
- Влияние резидуально – органического фактора ( последствия патологии беременности,
родов, черепно-мозговых травм, инфекций) ;
- Результат врожденной дисфункции мозга;
-Следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки
информации.
Особенности проявления аутизма зависят от конкретного человека, но основные
проблемы можно разделить на три базовые группы:
- трудности с социальной коммуникацией
- трудности с социальным взаимодействием
- трудности с социальным воображением.
Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом в каждой семье,
воспитывающей ребенка с нарушением психического развития. Безусловно, для таких
детей необходимо создать здоровую нравственную атмосферу в образовательном
учреждении. Провести педагогическое обследование; как организовать его жизнь в
коллективе, определить задачи, методы, содержание обучения; наладить специальную
работу по социализации, усложнению и активизации его контактов с миром, организации
взаимодействия с другими детьми.
Особенности организации процесса обучения аутичного ребенка.
Исследования ученых и практический педагогический опыт показывают, что для
успешного включения ребенка с особенностями развития в педагогический процесс
общеобразовательного учреждения необходимы некоторые условия. Одно из условий,
которое обеспечивает возможность интеграции дошкольника с отклонениями в развитии,
это реализация принципа раннего вмешательства, т. е. максимально раннего выявления
нарушения в развитии и оказании адекватной разноплановой коррекционной помощи.
Только в этом случае можно достичь и принципиально иных результатов в развитии
ребенка, и того уровня развития, который позволит ему обучаться в массовом
учреждении.
Дети с ранним детским аутизмом с первых дней жизни испытывают ряд трудностей при
взаимодействии с окружающим миром, не могут развивать и поддерживать отношения
при непосредственном общении, как с взрослыми, так и с детьми. Для организации
учебного процесса с дошкольниками с РДА требуется особая среда, в которой ребенок
будет чувствовать себя комфортно. Педагогический опыт показывает, что большинство
детей с РДА не готовы к инклюзивному образованию, поскольку социальные контакты
специфичны: дети не обращают внимания на реакцию собеседника, не способны
использовать не вербальные средства коммуникации.
Психологические особенности детей - аутистов обусловливают необходимость
коррекционно – педагогической работы, предваряющих их инклюзию. Организация и
содержание такой работы предполагает решение следующих задач:
- установление контакта с взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
- стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и
сверстниками;
- формирование целенаправленного поведения;
- преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма,
расторможенности влечений и др.
Результат коррекционно – педагогической деятельности обеспечивается тем, что все
окружающие воспринимают ребенка таким, какой он есть, и тем, что окружение
приспосабливается к нему. Этот эффект достигается благодаря не только работе
профессионалов, но и соответствующей атмосферой в семье.
Определяя содержание помощи семье, работа специалистов должна быть направленна
на снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребенка; сохранение
адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.
Таким образом, при создании определенных условий дети с РДА могут быть подготовлены
к инклюзивном образованию уже на этапе дошкольного детства, что обеспечивает
дальнейшее обучение в общеобразовательной школе и последующую интеграцию в
обществе .
Методики диагностики.
Постановка диагноза РДА основывается на трех основных качественных нарушениях:
- недостаток социального взаимодействия;
- недостаток взаимной коммуникации;
- наличие стереотипных форм поведения.
Формой организации обследования аутичных детей может быть лонгитюдное,
динамическое, диагностическое обследование. Комплексное обследование
целесообразно проводить одному специалисту (психологу или педагогу). Такой подход
позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность хотя бы немного
адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок привыкает к
новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно знакомить
ребенка с собой – тихонько входить в кабинет, предъявлять себя ребенку. Однако это
требует особого искусства и осторожности, иначе поставленные цели диагностики будут
недостижимы.
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает
выделение трех этапов:
1- сбор психологического анамнеза;
2- определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферой;
3- изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей.
Оценивая особенности эмоционально-волевой сферы аутичных детей, следует иметь в
виду, что дети первых двух групп ( по классификации О.С.Никольской) могут быть
диагностированы только в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах
обследования ребенка может быть установлен лишь тип аутистического дозонтогенеза.
Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них
особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их
коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.
Психологическая диагностика аутичных детей ни в коем случае не должна сводиться к
оценке умственных способностей. Данные об интеллектуальном развитии должны быть
рассмотрены только в контексте особенностей его общего психического развития.
Преподаватель должен отметить для себя, что тестирование аутичных детей проводить
сложно, а с некоторыми, просто невозможно. Так можно получить коэффициент
интеллекта в диапазоне между 30 и 140 баллов.
Игры для становления контакта с аутичным ребенком.
Игра на развитие речевого общения:
Ход игры: дети стоят в кругу, педагог кидает мяч любому, называя при этом имя этого
ребенка. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему участнику игры, так же
назвав его по имени, и так далее.
Игра на развитие памяти:
Ход игры: детям предлагаются две картинки , отличающиеся некоторыми деталями.
Детям нужно найти отличия.
Становление контакта с ребенком:
Педагог тихонечко похлопывает, поглаживает рядом сидящих детей по рукам,
приговаривая:
«Ручки наши ручки, поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас,
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить».
Развитие контактности:
Педагог вместе с детьми подбирают нежные и ласковые слова для игрушки. При этом
дети гладят ее, обнимают, прижимают к себе.
Развитие активности:
Педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог тихонько
обнимает его, пытается заглянуть в глаза, предлагает ему вместе догнать других детей.