Автор: Лаптева Вера Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Чэчир" Населённый пункт: Среднеколымский улус, пос. Хатынгнах Наименование материала: статья Тема: Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье Раздел: дошкольное образование
«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с
учетом
их
индивидуальных
и
гендерных
особенностей,
напрямую
зависит
то,
какими
женщинами
и
мужчинами
они
в
дальнейшем
станут,
какими
родителями
будут
для
своих
детей.
Значение
периода
дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности,
задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять
ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение
длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются
исключительно женскому влиянию.
Ни для кого не секрет, что система образования в России феминизирована, как педагогическими кадрами
(99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины), так и в семье - 50% детей
живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Мальчики и девочки того или иного возраста, по мнению ученых различаются:
· в физическом развитии и социальном поведении;
· в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
· в проявлении агрессии.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он
либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей
формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики –
мужчинами,
и
эта
принадлежность
к
полу
не
измениться.
При
обучении
и
воспитании
детей
важно
учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового
восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному
воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем
сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а
мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности,
нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют
постоять
за
себя,
слабы
физически,
лишены
выносливости
и
эмоциональной
устойчивости,
у
них
отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу:
дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре,
распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно
распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь
девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна
тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания
девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Рекомендации по воспитанию девочек:
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные
отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре,
чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого
пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви
мужчины.
Уважать
личность
дочери,
проявляя
удовлетворённость
её
поступками,
формировать
позитивную
самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с
дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять
ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она
вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего
хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков :
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы
мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и
молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими,
какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли
сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Воспитатель: Лаптева Вера Михайловна