Автор: Климов Владимир Михайлович Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: город Азов Наименование материала: Статья Тема: Формирование личностных качеств будущего воина Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВОИНА
Защита страны всегда была и остается важнейшей функцией госу-
дарства. Ядром обеспечения безопасности Российской Федерации являются
ее Вооруженные Силы. Во многом именно по оснащенности вооружениями
и боевой техникой, боевому потенциалу и боеготовности Вооруженных Сил,
моральному состоянию войск судят о силе государства. Наличие сильных
Вооруженных Сил позволяет проводить необходимую мирную внешнюю
политику и отстаивать экономические интересы России на международной
арене, иметь союзников, пользоваться авторитетом в мировом сообществе.
Вооруженные Силы РФ, став правопреемником Вооруженных Сил
СССР в начале 90-х годов, прошли немалый путь развития и становления.
Негативные явления, сложившиеся в российском обществе после распада
СССР, не могли не отразиться на Вооруженных Силах. Обнищание большей
части населения страны, развал производства, изменение приоритетов
социального и экономического развития, и, как следствие, нравственных
идеалов общества, просчеты, недооценка противника и неумелое руководст-
во Вооруженными Силами в «Чеченской войне», ставшей непопулярной в
народе, случаи казнокрадства в Министерстве обороны, взяточничество в
военных комиссариатах при призыве на военную службу, процветающие не-
уставные взаимоотношения среди военнослужащих, невыполнение
социальных гарантий и отмена государством большинства социальных льгот
для ветеранов военной службы, низкий уровень их пенсионного
обеспечения, житейская необустроенность кадровых военных и их семей,
не всегда справедливая атака на армию со стороны средств массовой
информации, нанесли основательный удар по Вооруженным Силам, прес-
тижности военной службы, вызвали сомнение в целесообразности службы
в Армии у большой части населения страны и прежде всего у молодого
поколения. В результате по собственному желанию из Вооруженных Сил
уволилось огромное количество молодых офицеров. На срочную службу
юноши шли в основном по принуждению, пытаясь использовать любую
возможность уклониться от службы в армии. В техническом отношении
оружие и боевая техника морально устарели, закончился их ресурс, так как
изготовлены были еще на заводах СССР, разработки нового оружия в войска
внедрялись очень медленно и в небольшом количестве. Состояние
Вооруженных Сил требовало коренного реформирования. Процесс этот дос-
таточно сложный, длительный, происходящий поэтапно. Он затрагивает
многие аспекты обеспечения боеспособности Вооруженных Сил. Но,
очевидно, что без воспитания у военнослужащего необходимых качеств
защитника своего Отечества, никакая реформа не сможет быть проведена до
конца.
С началом ХХI в. в России во многом благодаря усилиям как
руководства страны, так и общественности, педагогов, работников сферы
образования отмечаются процессы возрождения и активизации
воспитательных действий образовательных учреждений, силовых структур.
Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и
востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений.
Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и
чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть
воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. Пришло
понимание того, что с самого раннего возраста нужно закладывать в
молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать
его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.
И именно воспитание чувства патриотизма лежит в основе
беззаветного служения своему народу, безграничной любви к Родине и
желании мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни,
защищать Российскую Федерацию.
Формирование личностных качеств будущих защитников нашей
страны должно осуществляться с учётом обеспечения высокой
обороноспособности государства на основе Законов РФ, требований
общевоинских уставов , армейских традиций ,многовекового военного опыта
российской армии.
Конституция Российской Федерации рассматривает службу в
Вооруженных Силах как долг и обязанность граждан РФ. Общевоинские
уставы Вооруженных Сил Российской Федерации определяют, что каждый
«военнослужащий в своей служебной деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными
нормативными актами Российской Федерации».
Защита государственного суверенитета и территориальной
целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства,
отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в
соответствии с международными обязательствами Российской Федерации
составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:
быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу
Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую
Федерацию, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников),
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности
к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество,
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну,
дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил , своей
воинской части, честью своего воинского звания и войсковым
товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа
Российской Федерации, соблюдать общепризнанные принципы и нормы
международного права и -международные договоры Российской
Федерации».
Для выполнения этих непростых обязанностей у военнослужащих
должны быть определенные морально-психологические и боевые качества.
Они определены в Уставе внутренней службы ВС РФ, как общие обязанности
военнослужащих. К ним относятся: храбрость, решительность, проявление
разумной инициативы, умение жертвовать собой ради победы над врагом,
патриотизм, уважение чести и достоинства других военнослужащих, помощь
им словом и делом, удержание их от недостойных поступков, недопущение
в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства,
содействие командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и
дисциплины, соблюдение правила воинской вежливости, поведения,
выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и
знаков различия. « Военнослужащий должен повседневно заботиться о
сохранении своего здоровья, закаляться, заниматься физической
подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения,
употребления алкоголя), не допускать употребления наркотиков и
психотропных средств. Военнослужащий в ходе боевых действий
должен с честью выполнять свой воинский долг, проявлять стойкость и
мужество».
Воспитание этих качеств у военнослужащих является важнейшей
обязанностью командиров всех степеней. Но в условиях сокращения сроков
воинской службы этого добиться непросто, поэтому особую важность
приобретает задача формирования личностных качеств будущих воинов еще
до призыва в Вооруженные Силы.
Молодежь – будущее нашего общества и оттого какие идеалы будут у
молодых людей ,какими нравственными, моральными , психологическими,
физическими, профессиональными качествами будут они обладать во
многом будет определяться состояние нашего общества, в том числе и
способность к защите Отечества.
Военная служба, являясь сложным и ответственным видом
человеческой деятельности, предъявляет повышенные требования к
личностным качествам военнослужащего. И, хотя, армейская служба
подразумевает в том числе и воинское воспитание , формировать
личностных качества защитника Отечества необходимо еще до призыва
юношей в Вооруженные Силы. Только в этом случае выполнение воинского
долга будет осознанным, обеспечит освоение воинской специальности в
кратчайшие сроки, не приведет к негативным моментам в жизни
военнослужащего, связанным с пребыванием в армии.
Патриотическое воспитание призвано формировать, прежде всего,
морально – психологические, личностные качества, необходимые для
решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и
государства.
При этом патриотическое воспитание учащихся в учреждениях
образования должно педагогическими формами и методами формировать и
развивать у юного гражданина важнейшие морально- психологические
качества, которые необходимы ему как будущему защитнику Отечества,
готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности
государства, а также и в целом как человеку, личности, труженику,
гражданину России: твердость характера, ответственность, трудолюбие,
самоотдачу, законопослушность, решительность, настойчивость.
Важнейшими направлениями воспитания необходимых качеств
будущих воинов являются:
1.Воспитание на традициях и истории государства и общества:
- изучение истории Отечества;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость
Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты
памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов,
проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах
захоронений воинов и в других памятных местах; )
- создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных
учреждениях;
- проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой
Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками
контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции против
ИГИЛ и исламских фундаменталистов в Сирии;
- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин,
конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;
2. Военно-спортивное воспитание:
-организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской
славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященным памятным
датам и истории России, Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе
решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление
коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи,
формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;
- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно
-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня
защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т.п.;
3.Воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских
коллективов:
- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных
кружков и секций для школьников;
- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов
- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками
правоохранительных органов»;
Важным элементом в воспитании необходимых для службы в
Вооруженных Силах РФ личностных качеств учащихся является обязательная
подготовка граждан к военной службе. Она определена Федеральным
законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной
службе» и предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны, в основе которых
изучение на уроках ОБЖ военно-теоретического содержания, основ
здорового образа жизни, уставов ВС РФ и других нормативно-правовых
документов, регламентирующих деятельность военнослужащих и
определяющих воинскую обязанность граждан РФ, воинских ритуалов,
овладение основами гражданской обороны, теоретическими основами
военно-прикладной и физической подготовки;
-подготовку по основам военной службы, включающую в себя формирование
у учащихся умений и навыков военно-прикладной деятельности, а именно:
огневой, строевой, военной топографии, тактической, инженерной, военно-
медицинской подготовки;
При проведении военно-полевых учебных сборов учащиеся
знакомятся и практически отрабатывают вопросы несения караульной
службы, стрельбы из боевого оружия, сборки и разборки автомата,
тактических действий солдата и отделения в бою, знакомятся с оружием ,
боевой техникой состоящих на вооружении в Вооруженных Силах, а также с
жизнью, бытом и деятельностью военнослужащих срочной службы. В период
проведения военных сборов создаются благоприятные условия для
воспитания таких качеств как дисциплинированность, коллективизм,
товарищество, проверяется психологическая совместимость людей,
имеющая очень важное значение в повседневной армейской жизни;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов,
сержантов и старшин по направлению военного комиссариата.
Обучаясь по военно-учетным специальностям, необходимым при
прохождении военной службы , юноши приобретают практические навыки
армейской специальности, что позволит им в дальнейшем стать
высококлассными специалистами, в совершенстве знать оружие и боевую
технику, умело применять их на учениях и во время боя.
Формирование личностных качеств будущих воинов во многом
определяется в семье. Именно здесь закладывается фундамент здоровья,
формируется отношение к людям, государству, закладывается чувство
патриотизма. Если с детства ребенок воспитан на русских народных сказках,
воспевающих храбрость, честь и достоинство русских богатырей,
защищающих свой народ от чужеземцев, слышит народные песни, познает
русский характер и русскую душу , читая произведения великих русских
писателей и поэтов, знаком с достижениями соотечественников в науке,
искусстве, спорте, историей нашей великой страны, подвигами русских
воинов, защищавших нашу страну в разные эпохи, тем самым родители
прививают ему гордость за то, что он является россиянином, тогда из него
вырастет настоящий патриот Отечества.
Важно приобщить ребенка с детства к выполнению распорядка
дня, добросовестному и ответственному выполнению учебных домашних
заданий, общественных поручений, систематическим занятиям спортом,
закалять. Это способствует формированию дисциплинированности,
ответственности, организованности, трудолюбия, волевых качеств, умению
преодолевать трудности, развитию физических качеств.
Подготовка к службе в Вооруженных Силах успешно
осуществляется при обучении в Суворовских и Нахимовских училищах,
кадетских корпусах, казачьих общественных организациях, а также при
обучении по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и
в учебных военных центрах ВУЗов.
Обучаясь в этих образовательных учреждениях, у юношей
формируются чувство верности конституционному и воинскому долгу,
дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, стремление к
овладению профессией офицера и любовь к военной службе, воспитываются
общая культура, высокие морально-психологические качества,
физическая выносливость и стойкость.
Военная служба является одной из наиболее сложных и важных
разновидностей человеческой деятельности. Она позволяет максимально
объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть
полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Не
зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, кто ты есть в
действительности, на что ты способен». Каждый гражданин, честно
исполнивший свой воинский долг, приобретает ничем невосполнимое
моральное право - прямо и открыто смотреть в глаза соотечественников, не
отворачивая стыдливо взгляд ни от убеленного сединами ветерана, ни от
своего сверстника, ни от младшего брата. Отслужив в армии, человек сделает
то, что должен был и обязан был сделать по совести и закону. В армии
человек проходит школу духовного, нравственного и физического
возмужания. Армейская служба предъявляет высокие требования к
личностным качествам военнослужащих, способствует их формированию.
Воспитание этих качеств еще до призыва в Вооруженные Силы во многом
определяет успешность ее прохождения, облегчает выполнение
поставленных учебных и боевых задач, определяет готовность
военнослужащего к защите Отечества.
Для осознания ответственности за защиту своей Родины и
желания служить в Вооруженных Силах необходимо до призыва в армию
проводить с молодыми людьми многоплановую, систематическую,
целенаправленную и скоординированную работу государственных органов,
общественных объединений, организаций, образовательных учреждений и
семьи по формированию высокого патриотического сознания,
возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
В.Климов
-