Напоминание

Формирование личностных качеств будущего воина


Автор: Климов Владимир Михайлович
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Азов
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование личностных качеств будущего воина
Раздел: полное образование





Назад







ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВОИНА
Защита страны всегда была и остается важнейшей функцией госу- дарства. Ядром обеспечения безопасности Российской Федерации являются ее Вооруженные Силы. Во многом именно по оснащенности вооружениями и боевой техникой, боевому потенциалу и боеготовности Вооруженных Сил, моральному состоянию войск судят о силе государства. Наличие сильных Вооруженных Сил позволяет проводить необходимую мирную внешнюю политику и отстаивать экономические интересы России на международной арене, иметь союзников, пользоваться авторитетом в мировом сообществе. Вооруженные Силы РФ, став правопреемником Вооруженных Сил СССР в начале 90-х годов, прошли немалый путь развития и становления. Негативные явления, сложившиеся в российском обществе после распада СССР, не могли не отразиться на Вооруженных Силах. Обнищание большей части населения страны, развал производства, изменение приоритетов социального и экономического развития, и, как следствие, нравственных идеалов общества, просчеты, недооценка противника и неумелое руководст- во Вооруженными Силами в «Чеченской войне», ставшей непопулярной в народе, случаи казнокрадства в Министерстве обороны, взяточничество в военных комиссариатах при призыве на военную службу, процветающие не- уставные взаимоотношения среди военнослужащих, невыполнение социальных гарантий и отмена государством большинства социальных льгот для ветеранов военной службы, низкий уровень их пенсионного обеспечения, житейская необустроенность кадровых военных и их семей, не всегда справедливая атака на армию со стороны средств массовой информации, нанесли основательный удар по Вооруженным Силам, прес- тижности военной службы, вызвали сомнение в целесообразности службы в Армии у большой части населения страны и прежде всего у молодого поколения. В результате по собственному желанию из Вооруженных Сил уволилось огромное количество молодых офицеров. На срочную службу юноши шли в основном по принуждению, пытаясь использовать любую возможность уклониться от службы в армии. В техническом отношении оружие и боевая техника морально устарели, закончился их ресурс, так как изготовлены были еще на заводах СССР, разработки нового оружия в войска внедрялись очень медленно и в небольшом количестве. Состояние
Вооруженных Сил требовало коренного реформирования. Процесс этот дос- таточно сложный, длительный, происходящий поэтапно. Он затрагивает многие аспекты обеспечения боеспособности Вооруженных Сил. Но, очевидно, что без воспитания у военнослужащего необходимых качеств защитника своего Отечества, никакая реформа не сможет быть проведена до конца. С началом ХХI в. в России во многом благодаря усилиям как руководства страны, так и общественности, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательных действий образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. Пришло понимание того, что с самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях. И именно воспитание чувства патриотизма лежит в основе беззаветного служения своему народу, безграничной любви к Родине и желании мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию. Формирование личностных качеств будущих защитников нашей страны должно осуществляться с учётом обеспечения высокой обороноспособности государства на основе Законов РФ, требований общевоинских уставов , армейских традиций ,многовекового военного опыта российской армии. Конституция Российской Федерации рассматривает службу в Вооруженных Силах как долг и обязанность граждан РФ. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации определяют, что каждый «военнослужащий в своей служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными актами Российской Федерации». Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства,
отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников), совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество, быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну, дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил , своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации, соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и -международные договоры Российской Федерации». Для выполнения этих непростых обязанностей у военнослужащих должны быть определенные морально-психологические и боевые качества. Они определены в Уставе внутренней службы ВС РФ, как общие обязанности военнослужащих. К ним относятся: храбрость, решительность, проявление разумной инициативы, умение жертвовать собой ради победы над врагом, патриотизм, уважение чести и достоинства других военнослужащих, помощь им словом и делом, удержание их от недостойных поступков, недопущение в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействие командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины, соблюдение правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. « Военнослужащий должен повседневно заботиться о сохранении своего здоровья, закаляться, заниматься физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотиков и психотропных средств. Военнослужащий в ходе боевых действий должен с честью выполнять свой воинский долг, проявлять стойкость и мужество». Воспитание этих качеств у военнослужащих является важнейшей обязанностью командиров всех степеней. Но в условиях сокращения сроков воинской службы этого добиться непросто, поэтому особую важность приобретает задача формирования личностных качеств будущих воинов еще
до призыва в Вооруженные Силы. Молодежь – будущее нашего общества и оттого какие идеалы будут у молодых людей ,какими нравственными, моральными , психологическими, физическими, профессиональными качествами будут они обладать во многом будет определяться состояние нашего общества, в том числе и способность к защите Отечества. Военная служба, являясь сложным и ответственным видом человеческой деятельности, предъявляет повышенные требования к личностным качествам военнослужащего. И, хотя, армейская служба подразумевает в том числе и воинское воспитание , формировать личностных качества защитника Отечества необходимо еще до призыва юношей в Вооруженные Силы. Только в этом случае выполнение воинского долга будет осознанным, обеспечит освоение воинской специальности в кратчайшие сроки, не приведет к негативным моментам в жизни военнослужащего, связанным с пребыванием в армии. Патриотическое воспитание призвано формировать, прежде всего, морально – психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства. При этом патриотическое воспитание учащихся в учреждениях образования должно педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально- психологические качества, которые необходимы ему как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности государства, а также и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину России: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдачу, законопослушность, решительность, настойчивость. Важнейшими направлениями воспитания необходимых качеств будущих воинов являются: 1.Воспитание на традициях и истории государства и общества: - изучение истории Отечества; - мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов, проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронений воинов и в других памятных местах; ) - создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных
учреждениях; - проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции против ИГИЛ и исламских фундаменталистов в Сирии; - празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.; 2. Военно-спортивное воспитание: -организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященным памятным датам и истории России, Вооруженных Сил, других силовых ведомств; - организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества; - проведение месячников оборонно-массовой и спортивно -оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т.п.; 3.Воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов: - участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников; - организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов - проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов»; Важным элементом в воспитании необходимых для службы в Вооруженных Силах РФ личностных качеств учащихся является обязательная подготовка граждан к военной службе. Она определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает: - получение начальных знаний в области обороны, в основе которых изучение на уроках ОБЖ военно-теоретического содержания, основ здорового образа жизни, уставов ВС РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность военнослужащих и определяющих воинскую обязанность граждан РФ, воинских ритуалов, овладение основами гражданской обороны, теоретическими основами военно-прикладной и физической подготовки;
-подготовку по основам военной службы, включающую в себя формирование у учащихся умений и навыков военно-прикладной деятельности, а именно: огневой, строевой, военной топографии, тактической, инженерной, военно- медицинской подготовки; При проведении военно-полевых учебных сборов учащиеся знакомятся и практически отрабатывают вопросы несения караульной службы, стрельбы из боевого оружия, сборки и разборки автомата, тактических действий солдата и отделения в бою, знакомятся с оружием , боевой техникой состоящих на вооружении в Вооруженных Силах, а также с жизнью, бытом и деятельностью военнослужащих срочной службы. В период проведения военных сборов создаются благоприятные условия для воспитания таких качеств как дисциплинированность, коллективизм, товарищество, проверяется психологическая совместимость людей, имеющая очень важное значение в повседневной армейской жизни; - подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата. Обучаясь по военно-учетным специальностям, необходимым при прохождении военной службы , юноши приобретают практические навыки армейской специальности, что позволит им в дальнейшем стать высококлассными специалистами, в совершенстве знать оружие и боевую технику, умело применять их на учениях и во время боя.

Формирование личностных качеств будущих воинов во многом определяется в семье. Именно здесь закладывается фундамент здоровья, формируется отношение к людям, государству, закладывается чувство патриотизма. Если с детства ребенок воспитан на русских народных сказках, воспевающих храбрость, честь и достоинство русских богатырей, защищающих свой народ от чужеземцев, слышит народные песни, познает русский характер и русскую душу , читая произведения великих русских писателей и поэтов, знаком с достижениями соотечественников в науке, искусстве, спорте, историей нашей великой страны, подвигами русских воинов, защищавших нашу страну в разные эпохи, тем самым родители прививают ему гордость за то, что он является россиянином, тогда из него вырастет настоящий патриот Отечества. Важно приобщить ребенка с детства к выполнению распорядка дня, добросовестному и ответственному выполнению учебных домашних заданий, общественных поручений, систематическим занятиям спортом, закалять. Это способствует формированию дисциплинированности,
ответственности, организованности, трудолюбия, волевых качеств, умению преодолевать трудности, развитию физических качеств. Подготовка к службе в Вооруженных Силах успешно осуществляется при обучении в Суворовских и Нахимовских училищах, кадетских корпусах, казачьих общественных организациях, а также при обучении по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и в учебных военных центрах ВУЗов. Обучаясь в этих образовательных учреждениях, у юношей формируются чувство верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, стремление к овладению профессией офицера и любовь к военной службе, воспитываются общая культура, высокие морально-психологические качества, физическая выносливость и стойкость.



Военная служба является одной из наиболее сложных и важных разновидностей человеческой деятельности. Она позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен». Каждый гражданин, честно исполнивший свой воинский долг, приобретает ничем невосполнимое моральное право - прямо и открыто смотреть в глаза соотечественников, не отворачивая стыдливо взгляд ни от убеленного сединами ветерана, ни от своего сверстника, ни от младшего брата. Отслужив в армии, человек сделает то, что должен был и обязан был сделать по совести и закону. В армии человек проходит школу духовного, нравственного и физического возмужания. Армейская служба предъявляет высокие требования к личностным качествам военнослужащих, способствует их формированию. Воспитание этих качеств еще до призыва в Вооруженные Силы во многом определяет успешность ее прохождения, облегчает выполнение поставленных учебных и боевых задач, определяет готовность военнослужащего к защите Отечества. Для осознания ответственности за защиту своей Родины и желания служить в Вооруженных Силах необходимо до призыва в армию проводить с молодыми людьми многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную работу государственных органов, общественных объединений, организаций, образовательных учреждений и семьи по формированию высокого патриотического сознания,
возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В.Климов -


В раздел образования