Коррекционная работа по развитию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор: Галкина Алёна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №320 Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекционная работа по развитию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа по развитию фонематических представлений
у детей подготовительной к школе группы
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Составила и провела
учитель-логопед 1 категории
Галкина Алёна Владимировна
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка,
щебетание
птиц,
шелест
травы,
шум
ветра,
журчание
воды.
Но
слова
-
речевые звуки, с самого начала рождения наиболее значимы. Звучащая речь
обеспечивает
необходимое
для
ребенка
общение с взрослыми, получение
информации, приобщение к деятельности, овладение с нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,
ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильность
произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не
владеет такими умениями. Но уже к шести годам у ребенка формируется
критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень
болезненно
воспринимает
неточности
своего
произношения,
что
часто
сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих
детей в подготовительном
дошкольном возрасте наблюдаются нарушения
звукопроизношения,
а
это,
как
правило,
сказывается
на
овладении
письменной речью: чтением и письмом.
Нарушение
речи
-
достаточно
распространенное
явление.
Причины
возникновения
этих
нарушений
весьма
разнообразны.
Они
являются
средством
несвоевременной
или
неэффективно
оказанной
помощи.
В
большинстве случаев у детей присутствуют нарушения звукопроизношения,
лексики, грамматики, фонематических представлений. Все эти нарушения,
если вовремя их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности с
окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения
личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут
детей
к
закомплексованности,
мешая
им
учиться
и
раскрывать
свои
личностные
возможности.
Отклонения
в
развитии
речи
отражаются
на
формировании всей психической жизни ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество
детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них
значительную часть составляют дети шестилетнего возраста, не овладевшие в
нормативные сроки звуковой стороной языка.
Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к
усвоению
школьной
программы
из-за
недостаточного
развития
фонематических представлений: фонематического слуха, фонематического
восприятия,
фонематического
анализа
и
синтеза.
Известно,
что
звукобуквенный
анализ
базируется
на
четких,
устойчивых
и
достаточно
дифференцированных
представлениях
о
звуковом
составе
слова.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном
возрасте.
Установлено,
что
6-год
жизни
является
оптимальным
для
воспитания
(высшей)
формы
фонематического
слуха
и
развития
ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.
Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение
д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи,
правильно
сформированный коррекционный процесс позволяет не только полностью
устранить
недостатки формирования фонематических представлений, но и
сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в
дошкольный период.
В
настоящее
время
часто
встречаются
дети
с
фонетико-
фонематическим недоразвитием
речи
в
подготовительном
дошкольном
возрасте.
Причинами
считают педагогическую
запущенность,
недостатки
развития
фонематических
представлений,
неблагоприятный
социальный
фактор.
Актуальность проблемы заключается в том, что необходимо устранить
недостатки
в
развитии
фонематических
представлений
у
детей
подготовительной
к
школе
группы
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с целью предупреждения их трудностей в овладении
навыками письма и чтения в школьный период.
Своевременное
выявление
детей
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи,
нарушением
фонематических
представлений
и
проведение специально
организованного
обучения
позволит
исправить
первичный
дефект,
предупредить
второй,
и
полностью
подготовить
к
обучению в школе.
О с н о в н ы м и
з а д ач а м и
ко р р е к ц и о н н о го
о бу ч е н и я
д е т е й
подготовительной
к
школе
группы
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи в детском саду являются:
формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти
и фонематического восприятия.
формирование звукопроизношения.
формирование навыков дифференциации звуков.
формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости
слога
формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
развитие
лексики,
грамматического
строя
и
связной
речи
в
соответствии с программой обучения и воспитания в детском
саду.
подготовка к обучению грамоте (в старшей группе ФФНР).
Система
обучения
детей
дошкольного
возраста
с
ФФНР
включает
коррекцию
звукопроизношения,
формирование
фонематиче ского
восприятия, подготовку к обучению грамоте.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
1.
Артикуляторный
(подготовительный)
-
предполагает
уточнение
артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков.
2.
Дифференцировочный, когда каждый правильно произносимый звук
сравнивается
на
слух
(
а
затем
в
произношении),
со
всеми
артикуляционно или акустически близкими звуками.
3.
Формирование звукового анализа и синтеза.
Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной
работы
с
детьми,
имеющая
важное
значение
для формирования
коммуникативной речи и общей готовности к школе.
В процессе обучения проводятся три типа занятий:
Индивидуальные. О с н о в н а я
ц е л ь
-
п о д б о р
к о м п л е к с а
артикуляционных упражнений.
Подгрупповые. Основная цель - воспитание навыков коллективной
работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе
упражнения
по
развитию
силы
голоса,
изменению
модуляции
(хором,
выборочно) адекватно оценивать речь детей.
Фронтальные.
Предусматривают
усвоение
(автоматизацию)
произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и
активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Таким
образом,
анализ
ситуации
сложившейся
в
логопедической
практике
показывает,
что
формирование
речеслухового
восприятия
особенно
важно
в
период
дошкольного
детства,
что
служит
основой
дальнейшего
речевого
развития
ребенка
и
реализует
его
потенциальные
возможности. Формирование речеслухового восприятия у дошкольников в
сочетании с активностью познавательной деятельности, мышления, памяти,
воспитанием
самоконтроля
позволит
полноценно
подготовить
детей
к
успешному обучению в школе.