Напоминание

Коррекционная работа по развитию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Автор: Галкина Алёна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №320
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционная работа по развитию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Коррекционная работа по развитию фонематических представлений

у детей подготовительной к школе группы

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Составила и провела учитель-логопед 1 категории Галкина Алёна Владимировна С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки, с самого начала рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение
с
взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение с нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Уже на третьем - четвертом году жизни он замечает неправильность произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к шести годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей в подготовительном дошкольном возрасте наблюдаются нарушения звукопроизношения, а это, как правило, сказывается на овладении письменной речью: чтением и письмом. Нарушение речи - достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются средством несвоевременной или неэффективно оказанной помощи. В большинстве случаев у детей присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических представлений. Все эти нарушения, если вовремя их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут
детей к закомплексованности, мешая им учиться и раскрывать свои личностные возможности. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети шестилетнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематических представлений: фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что 6-год жизни является оптимальным для воспитания (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение д е т е й с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, правильно сформированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. В настоящее время часто встречаются дети с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в подготовительном дошкольном возрасте. Причинами считают педагогическую запущенность, недостатки развития фонематических представлений, неблагоприятный социальный фактор.
Актуальность проблемы заключается в том, что необходимо устранить недостатки в развитии фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью предупреждения их трудностей в овладении навыками письма и чтения в школьный период. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением фонематических представлений и проведение специально организованного обучения позволит исправить первичный дефект, предупредить второй, и полностью подготовить к обучению в школе. О с н о в н ы м и з а д ач а м и ко р р е к ц и о н н о го о бу ч е н и я д е т е й подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в детском саду являются:  формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.  формирование звукопроизношения.  формирование навыков дифференциации звуков.  формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога  формирование звукослогового анализа и синтеза слова.  развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду.  подготовка к обучению грамоте (в старшей группе ФФНР). Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематиче ского восприятия, подготовку к обучению грамоте. В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
1. Артикуляторный (подготовительный) - предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков. 2. Дифференцировочный, когда каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух ( а затем в произношении), со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. 3. Формирование звукового анализа и синтеза. Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной речи и общей готовности к школе. В процессе обучения проводятся три типа занятий:
Индивидуальные.
О с н о в н а я ц е л ь - п о д б о р к о м п л е к с а артикуляционных упражнений.
Подгрупповые.
Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно) адекватно оценивать речь детей.
Фронтальные.
Предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Таким образом, анализ ситуации сложившейся в логопедической практике показывает, что формирование речеслухового восприятия особенно важно в период дошкольного детства, что служит основой дальнейшего речевого развития ребенка и реализует его потенциальные возможности. Формирование речеслухового восприятия у дошкольников в сочетании с активностью познавательной деятельности, мышления, памяти, воспитанием самоконтроля позволит полноценно подготовить детей к успешному обучению в школе.


В раздел образования