Напоминание

Сравнительная характеристика особенностей межличностных отношений детей 4-5 и 5-6 лет


Автор: Захарова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: пос. Урмары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительная характеристика особенностей межличностных отношений детей 4-5 и 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сравнительная

характеристика

особенностей

межличностных

отношений детей 4-5 и 5-6 лет
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющие на развитие личности ребенка. А. Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Проблемой на сегодняшний день является тот факт, что уже с полутора лет ребенок находится в среде сверстников, поэтому от того, насколько благоприятно складываются отношения между детьми зависит психическое здоровье ребенка.. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане приобщения детей к общечеловеческим ценностям и развития умения общаться и контактировать с другими людьми. В нашей стране первоначально (в 60 - 70-х г.г.) проблема межличностных отношений рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах как отечественных психологов: Б. Г. Антонова [4], Г. М. Андреевой [1], A. A. Бодалёва [5], Я. Л. Коломенского [12], М. И. Лисина [15], А. Н. Леонтьева [14], В. Н. Мясищева [22], С. Л. Рубинштейна [39], Д. Б. Эльконина [49] и др., так и зарубежных психологов: ( X. Блэлок, Г. Уиткин, С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан, Р. Бейлза, С. Милгрема, С. Московией, Ф. Шамбо, М. Шоу и др.) В детской психологии исследования в этой области проводили такие учёные как: Т. А. Репина [31], Я. Л. Коломенский [12], Г. М. Андреева [1], Е. О. Смирнова [40 ] и другие. Целью данного исследования стало изучение особенностей межличностных отношений детей 4-5 и 5-6 лет. Базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» посёлка Урмары. В исследовании приняли участие 24 ребёнка 4-5 лет и 28 детей 5-6 лет. На констатирующем этапе был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей: методика «Секрет» Т. А. Репиной (целью является изучение и оценка межличностных отношений в группе детского сада), cоциометрическая методика «Два домика» Т. Д. Марцинковской ( целью является изучение взаимоотношений детей в группе детского сада) Результаты проведения методики «Секрет» Т. А. Репиной показали, что в группе детей 4-5 лет наибольшее количество детей характеризуется статусом «непринятые» (54,1% -13 детей), чуть меньше число дошкольников отнесены к группе «принятые» (25% -6 детей), далее по степени убывания представлены дети «звёзды» (16,7% - 4 детей) и «изолированные» (4,2% - 1 ребёнок) В группе детей 5-6 лет наблюдается следующая ситуация особенностей межличностных отношений: наибольшее количество детей характеризуется статусом «Принятые» (50% - 14 детей), чуть меньшее число дошкольников отнесены к группе «непринятые» (32,1% -9 детей). Далее по степени
убывания представлены дети «звёзды»(14,3% - 4 детей) и «изолированные» (3,6% - 1ребёнок.) Остановимся на особенностях межличностных отношений детей 4-5 и 5-6 лет разных категорий. Проанализировав данные детей 4-5 лет к категории «звёзды» отнесли детей, которые получили 6-7 выборов (Арина Г., Федя И., Алёша М., Настя Т.) Дети к предложенной категории отнеслись по- разному: Настя Т., Федя И., Арина Г. отнеслись ответственно, делали свой выбор медленно, не торопились. Арина Г. свой выбор обосновала тем, что с Настей ей интересно играть и ей хотелось бы с ней жить, чтобы долго играть. К категории «принятые» были отнесены дети, которые получили 3-5 выборов ( Даша А., Аделина В., Катя М., Рома Р., Лиза Я.,Лиза В.) Дети отнеслись к заданию спокойно, быстро сделали свой выбор. Васильева Лиза ни чуточку не сомневалась в своём выборе, она подошла и положила открытку Агафье, обосновав выбор тем, что Агафья ей тоже всегда дарит подарки. К категории «непринятые» были отнесены дети, которые получили 1-2 выбора (Софья А., Агафья Г., Глеб К., Максим М. и др.) Во время выполнения задания дети были малоактивны, выполняли задание без особого интереса, были крайне неуверенные в себе, малообщительны. К категории изолированные были отнесены дети, которые не получили ни одного выбора (Костя З.) Полина Я. пожаловалась, что он сам ни с кем не хочет играть. Костя крайне малообщителен и замкнут. По результатам выполнения задания испытуемые 5-6 лет распределились следующим образом: к категории «звёзды» отнесли детей, которые получили 6-7 выборов (Карина П., Артём В., Артём И.,Артём Н.) Карина очень ответственно отнеслась к выбору, она долго думала, чтобы сделать выбор. Артём Иванов же назвал детей быстро, не колебаясь. Свой выбор обосновал тем, что с Андреем мы всегда вместе играем, а с Глебом мне интересно строить пазлы.
К категории «принятые» были отнесены дети, которые получили 3-5 выборов ( Маша П., Саша И., Андрей Е., Настя И., Артур П., и др.) Предложенное задание вызвало у детей этой группы интерес. Маша не колебалась и быстро сделала свой выбор, пояснила его тем, что Маргарита, Ирина и Саша её подружки и мы всегда вместе играем. А вот Маргарита пояснила свой выбор тем, что дарит открытку Лере, потому что Лера умная и ходит вместе с ней на уроки английского языка. К категории «непринятые» были отнесены дети, которые получили 1-2 выбора ( Кира И., Кирилл А., Юля Н., Соня И, Оля Н., Марта П., Вадим М., Лера А., Дима Т.) Во время выполнения задания дети были малоактивны, колебались при выборе сверстников. Соня И. напротив, была назойлива и хотела, чтобы остальные дети сделали выбор как она. К категории «изолированные» были отнесены дети, которые не получили ни одного выбора (Дима Т.) Например, Маша сказала, что Дима непонятно разговаривает и с ним неинтересно играть, поэтому я не дам ему открытку. Дима же свой выбор делал неуверенно, колебался. Таким образом, на основе приведённых в таблице количественных данных можно сделать следующие выводы: в группе детей 4-5 лет наибольшее число детей характеризуется статусом «непринятые», а в группе детей 5-6 лет наибольшее число детей характеризуется статусом «принятые». Сравнительно одинаковое количество детей в группах 4-5 и 5-6 лет характеризуется статусом «звёзды» и одинаковое количество детей характеризуется статусом «изолированные». При анализе мотивации социометрических выборов по методике «Секрет» использовали градации типов мотивации. Данные показывают, что наибольшее число детей в группе 4-5 лет характеризуются мотивацией «интерес к совместной деятельности»(37,5% (9)), в группе 5-6 лет характеризуется мотивацией по типу «дружеские отношения» (35,7% (10)), меньшее количество дошкольников в группе 4-5 лет отнесены к типу «общая положительная оценка сверстника» (29,2% (7)), а в группе 5-6 лет отнесены к типу «выделяющие положительные качества
детей» (25% (7)). Далее по степени убывания в группе детей 4-5 лет представлены типы «выделяющие положительные качества детей» (20,8% (5)) и «дружеские отношения» (12,5% (3)). В группе детей 5-6 лет по степени убывания представлены типы «общая положительная оценка сверстника» (21,4% (6)) и «интерес к совместной деятельности» (17,9% (5)) Сравнив показатели типов мотивации у детей 4-5 и 5-6 лет, мы пришли к выводу, что у детей 4-5 лет наибольшее число детей характеризуется мотивацией «интерес к совместной деятельности».Это интерес к совместным ролевым играм, к совместным дидактическим и подвижным играм, а также интерес к совместной продуктивной деятельности, стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника. У детей 5-6 лет наибольшее число детей характеризуется мотивацией «дружеские отношения». Это отзывчивое отношение к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь, доверительное отношение друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим. Примерно одинаковое число детей 4-5 и 5-6 лет характеризуется мотивацией «общая положительная оценка сверстника, эмоционально-положительное отношение к нему» ( обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру) Наименьшее число детей 4-5 лет характеризуются мотивацией «дружеские отношения», а наименьшее число детей 5-6 лет характеризуется типом « интерес к совместной деятельности». Дети, отнесённые к статусу «Звёзды» свой выбор мотивировали так: Артём В. «он дружит со мной», Карина П. «она моя лучшая подруга», Артём И. «он мой друг», Артём Н. «он друг мой». Эти мотивации отнесены к IV типу.
В выборе статуса «принятые» присутствовали три типа: I, III, IV. Например, Кира И. «с ним играть интересно» Розалина Н. «она хорошая», Андрей Е. «он мой друг», Паша В.»вместе рисуем» и т.д. Дети статуса «непринятые» свои выборы мотивировали следующим образом: Кирилл А. « она красивая, как Стелла», Соня И. «она моя близкая подруга». В этом статусе преобладают II, III. IV типы мотиваций выборов. Дети статуса «изолированные» свои выборы мотивировали так: ДимаТ. «мы играем в кубики, вместе рисуем» В данном статусе есть III тип мотивации выбора. Таким образом, согласно данным по методике «Секрет» можно сделать вывод, что группа детей 4-5 лет и группа детей 5-6 лет, принявшая участие в экспериментальном исследовании имеют полную статусную структуру. Уровень благополучия в группе 4-5 лет соответствует низкому уровню, а коэффициент взаимности соответствует сверхвысокому уровню. Уровень благополучия в группе детей 5-6 лет высокий, коэффициент взаимности соответствует сверхвысокому уровню. Обратимся к данным полученным в ходе проведения методики Т.Д. Марцинковской «Два домика» с детьми 4-5 лет и 5-6 лет. в группе детей 4-5 лет наибольшее количество детей характеризуется статусом «пренебрегаемые» (54,1% -13 детей), чуть меньше число дошкольников отнесены к группе «предпочитаемые» (25% -6 детей), далее представлены дети «популярные» (16,7% - 4 детей) и «изолированные» (4,2% - 1 ребёнок), ни один ребёнок не отнесён к статусу «отвергаемые». На основе приведённых количественных данных можно сказать, что в группе детей 5-6 лет наибольшее количество детей характеризуется статусом «Предпочитаемые» (57,1% - 16 детей). (32,2% -9 детей) дошкольников отнесены к группе «Пренебрегаемые». Далее представлены дети «Популярные»(7,1% - 2 детей) и «Отвергаемые» (3,6% - 1ребёнок.). Однако, нет детей, которые отнесены к статусу «изолированные». Итак, по результатам выполнения диагностического задания можно сделать
следующие выводы: в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. Проведённое исследование показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов. В группах детей 4-5 и 5-6 лет обнаружена стойкая, ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "пренебрегаемых" и "предпочитаемых", взаимности отношений, удовлетворенности ими. В группе 4-5 лет наибольшее количество детей отнесены к статусу «пренебрегаемые», в группе детей 5-6 лет наибольшее количество детей характеризуются статусом «предпочитаемые». Сравнительно одинаковое количество дошкольников 4-5 и 5-6 лет характеризуются статусом «изолированные» и «отвергаемые». В категории «популярные» обнаружилось 16,7% детей 4-5 лет и значительно меньшее количество детей 5-6 лет (7,1%). По результатам выполнения задания, по методике «Два домика», испытуемые распределились по типам мотивации. Данные демонстрируют, что наибольшее число детей в группе 4-5 лет характеризуются мотивацией «общая положительная оценка сверстника» (41,7% (10)), в группе 5-6 лет характеризуется мотивацией по типу «дружеские отношения» (39,3% (11)), меньшее количество дошкольников в группе 4-5 лет отнесены к типу «интерес к совместной деятельности» (29,2% (7)), а в группе 5-6 лет отнесены к типу «выделяющие положительные качества детей» (25% (7)). Далее в группе детей 4-5 лет представлены типы «выделяющие положительные качества детей» (16,6% (4)) и «дружеские отношения» (12,5% (3)). В группе детей 5-6 лет представлены типы «общая положительная оценка сверстника» (21,4% (6)) и «интерес к совместной деятельности» (14,3% (4)) Дети, отнесённые к статусу «Популярные» свой выбор мотивировали так: Артём В. «он дружит со мной», Карина П. «она моя лучшая подруга»,
Артём И. «он мой друг», Артём Н. «он друг мой». Эти мотивации отнесены к IV типу. В выборе статуса «предпочитаемые» присутствовали три типа: I, III, IV. Например, Кира И. «с ним играть интересно» Розалина Н. «она хорошая», Андрей Е. «он мой друг», Паша В.»вместе рисуем» и т.д. Дети статуса «Пренебрегаемые» свои выборы мотивировали следующим образом: Кирилл А. « она красивая, как Стелла», Соня И. «она моя близкая подруга». В этом статусе преобладают II, III. IV типы мотиваций выборов. Дети статуса «изолированные» свои выборы мотивировали так: «мы играем в кубики, вместе рисуем» В данном статусе есть III тип мотивации выбора. Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод: с помощью методик «Секрет» и «Два домика» была выявлена структура межличностных отношений в группе дошкольников 4-5 и 5-6 лет, определён социальный статус дошкольников, рассчитаны индекс групповой сплочённости, коэффициент взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений. У детей 4-5 и 5-6 лет наблюдаются некоторые различия: в группе детей 4-5 лет больше детей отнесены к статусу «пренебрегаемые», чем в группе детей 5-6 лет. У 5-6 летних детей межличностные отношения находятся на более высоком уровне, чем 4-5 летних детей. Об этом свидетельствует количество детей, составляющих группы «популярные» и «предпочитаемые» и отсутствие «изолированных». В группе детей 4-5 лет наибольшее количество детей отнесены к I типу мотивации «общая положительная оценка сверстника». В группе детей 5-6 лет наибольшее количество детей отнесены к IVтипу мотивации «дружеские отношения». Это говорит о том, что, осуществляя выбор сверстника для общения и совместной деятельности, дети 4-5 лет ищут ценителя собственных умений и знаний. Наиболее предпочтительными оказались дети,
демонстрирующие доброжелательное отношение к п а рт н ё ру - доброжелательность, отзывчивость. У детей 5-6 лет возникает новая позиция - дружеская. Возрастает чувство симпатии, дружбы, способность восхищаться друг другом. При выборе они руководствуются его личностными качествами и возможностями.


В раздел образования