Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) естественнонаучной направленности "Лаборатория Эйнштейна"
Автор: Кравцова Надежда Владимировна Должность: воспитатель с правом преподавания экологии Учебное заведение: МАДОУ "Малыш" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) естественнонаучной направленности "Лаборатория Эйнштейна" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629811, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.43 а,
тел. 36-90-18, 36-94-90,
e-
mail: mdoumalysh.
ds@mail.
ru
ОКПО 78190214, ОГРН 1058900810660, ИНН/КПП 8905035484/890501001
Дополнительная образовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
естественнонаучной направленности
«Лаборатория Эйнштейна»
Один год обучения
Всего 30 НОД, 1 НОД в неделю
Составитель
:
воспитатель
МАДОУ
«
Малыш
»
Кравцова
Н
.
В
.
2016
год
Пояснительная записка
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-
ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я
забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все
крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все
интересно.
Неутомимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые
сведения
о
мире.
Свои
вопросы
они
задают
сегодня
и
не
хотят
ждать,
когда
им
преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой
мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях
дать
ребенку
«инструмент»
для
познания
мира.
Если
ребенок
получает
достаточно
интеллектуальных
впечатлений,
интересов,
то
ребенок
вырастет
интеллектуально
активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими
ориентироваться
в
окружающей
обстановке,
решать
возникающие
проблемы,
самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно
возрастают
возможности
инициативной
активности
ребенка.
Этот
возрастной
период
важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в
форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового,
которая развивает продуктивные формы мышления.
Особой
формой
исследовательской
деятельно сти
являет ся
д е т с ко е
экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и
развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования
некоторого
явления
в
управляемых
условиях.
Отличается
от
наблюдения
активным
взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания
природы,
заключающийся
в
изучении
природных
явлений
в
специально
созданных
условиях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование
позволяет
ребенку
моделировать
в
своем
сознании
картину
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях,
опытах,
установление
взаимосвязей,
закономерностей.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение),
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель
естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата,
сопоставить
их,
классифицировать
и
сделать
выводы
о
ценностной
значимости
физических явлений для человека и самого себя.
В основу Программы положены нормативно - правовые документы:
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. № 706 «Об утверждении правил
оказания платных образовательных услуг»,
Закон
Российской
Федерации
от
07.02.1992
г.
№
2300-1
«О
защите
прав
потребителей»,
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 13.01.2015 г. №2254,
серия 89Л01 № 0000826,
Устав
МАДОУ
«Малыш»,
утверждённый
постановлением
Администрации
муниципального образования город Ноябрьск от 20.11.2014 № П-1202.
Программа развития МАДОУ «Малыш» на 2011-2015 г.г.;
Дополнительная
образовательная
программа
дошкольного
образования
(утверждена приказом МАДОУ «Малыш» от 01.09.2015 г. № 252-од).
Актуальность темы. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от
17.10 2013 г. в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном
этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен
быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а
именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета
специального изучения. В использовании системы опытов и экспериментов, логических
задач для детей, позволяющих усвоить программу.
Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в
том,
что
детское
экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с
усвоением
способов
деятельности,
приближает
дошкольника
к
реальной
жизни,
пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Дополнительная
образовательная
программа
естественнонаучной
направленности
«Лаборатория
Эйнштейна»
ориентирована
на
использование
учебно
-
методического
комплекса:
1.
Под ред. Л.Н. Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников» Методические рекомендации, М.: АРКТИ, 2005.
2.
Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта
работы», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
Цель программы :
- создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей как
основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Основные задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,
плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость,
направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное
притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в
природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и
окружающему миру в целом.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение,
экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская
деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит
скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период
является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому
участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1
год.
Основные принципы , заложенные в основу программы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных
навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности
детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно
– коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного
положение детей, смена видов деятельности)
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым,
нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического
воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные
пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется
с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации:
Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности
«Лаборатория Эйнштейна» построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт,
показанныйвзрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат
опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом
деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и
зависимостей.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети должны:
- иметь представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов
и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать
гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год, в начале и
конце учебного года (сентябрь, май)
Формы подведения итогов : мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе
методике Н.А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такая форма
обследования : выявление степени познавательной активности детей методом включенного
наблюдения, беседа с детьми, открытые непосредственно образовательная деятельность
для родителей.
С учетом специфики содержания дополнительного образования, а также в
соответствии с вышеперечисленными нормативными актами составлен настоящий
учебный план:
Учебно-тематический план
Продолжительность
занятий
Периодичность
в неделю
Всего занятий
в год
Количество
часов в год
25 мин.
1 раз
30
12 ч. 30 мин.
Месяц
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Задачи
Форма
проведения
Блок «Песок, глина, камни»
Октябрь
1
«Знакомимся с песком
и глиной»
Познакомить детей с такими компонентами неживой природы,
как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи
и чем отличаются.
Групповая
2
«Для чего человеку
песок и глина?
Познакомить детей с тем, как человек использует песок
(строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич,
дымковская игрушка)
Групповая
3
Какими бывают камни?
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями; учить классифицировать камни по разным
признакам.
Групповая
4
Что такое горы?
Почему разрушаются
горы?
Сформировать элементарные представления об изменениях в
неживой природе, экспериментальным путем показать, как
разрушаются камни и горы.
Групповая
Блок «Кора, мох, лишайник»
Ноябрь
5
«Посадим деревце»
«Меняет ли цвет кора?»
Познакомить детей с понятием «кора», для чего она служит
дереву, как по ней определять возраст дерева; с разнообразием
коры, ее свойствами.
Групповая
6
«Для чего человеку
нужна древесина?»
Расширять знания детей о том, для чего нужна древесина и что
изготавливают из древесины и коры деревьев.
Групповая
7
«Могут ли растения
жить без корней?»
Познакомить детей с одной из групп царства растений – мхами,
лишайниками.
Групповая
8
«Как вырастить мох?
Как размножается мох,
лишайник?»
Познакомить со свойствами мха, лишайника: ломкость,
способность впитывать воду и терять ее, вегетативно при
помощи спор размножаться). Раскрыть роль мха, лишайника в
природе и хозяйственной роли человека.
Групповая
Блок «Воздух»
Декабрь
9
«Невидимка-воздух.
Мыльные пузыри»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и
внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и
обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха).
Групповая
10
«Упрямый воздух.
Подводная лодка»
Способствовать овладению некоторыми способами
обнаружения воздуха. Помочь выяснить, что воздух легче
воды, выявить, как воздух вытесняет воду.
Групповая
11
«Может ли растение
дышать?» «Нужен ли
корешкам воздух?»
Выявить потребность растений в воздухе, дыхании, подвести к
пониманию процесса дыхания комнатных растений, процесса
всасывания воды и необходимости рыхления почвы.
Групповая
12
«Как рождается
ветер?»
Дать представление о том, что ветер – это движения
воздуха.
Групповая
Блок «Электричество»
Январь
13
«Волшебники»
Подвести к понятию проявления статического
электричества и возможности снятия его с предметов.
Групповая
14
«Как увидеть и
услышать
электричество?»
Учить устанавливать причину возникновения статического
электричества в природе.
Групповая
15
«Волшебные шары?»
Подвести детей к установлению причины возникновения
электричества и возможностью снять его с предметов, умение
выявлять причинно-следственные связи.
Групповая
16
«Как увидеть
молнию?»
Познакомить детей с явлением «молния», как она
образуется.
Групповая
Блок «Вода»
Февраль
17
«Вода – жидкость, не
имеющая собственной
формы. Вода –
растворитель».
Познакомить детей с жидким состоянием воды (текучесть,
прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества).
Групповая
18
«Замерзание
жидкостей. Иней тоже
вода»
Познакомить детей с различными состояниями воды (лед,
вода, пар).
Групповая
19
«Помощница Вода.
Фокусники»
Продолжать знакомить детей с тем, что уровень воды
повышается, если в воду класть предметы. Подвести к
решению познавательной задачи с опорой на полученные
знания.
Групповая
20
«Круговорот воды в
природе»
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе,
развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Групповая
Блок «Звук»
Март
21
«Почему все звучит?»
Подвести к пониманию причин возникновения звука.
Групповая
22
«Откуда берется голос?
Звук в воде»
Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи.
Групповая
23
«Почему комар пищит,
а шмель жужжит?»
Дать знания об особенностях передачи звука на расстояние
Групповая
24
«Спичечный телефон.
Поющая струна»
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука.
Групповая
25
Как видят летучие
мыши?»
Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Групповая
Блок «Свет»
Апрель
26
«Свет вокруг нас.
Уличные тени»
Подвести к понятию, как образуется тень, ее зависимость от
источника света и предмета, их взаимоположение.
Групповая
27
«Волшебные лучи.
Передача солнечного
зайчика»
Подвести к понятию, как можно многократно отражать свет и
изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно
быть видно.
Групповая
28
«Солнечные часы»
Дать знания о том, что освещенность предмета зависит от силы
источника и удаленности от него.
Групповая
29
«Световой луч»
Познакомить с механизмом возникновения цвета, развивать
наблюдательность, умение схематично вести запись.
Групповая
30
«Радуга на стекле»
Познакомить с механизмом образования цветов как
разложением и отражением лучей света.
Групповая
Итого: 30 НОД
12 ч 30
Календарное планирование естественнонаучной
деятельности для детей старшей группы
№ п/п
Тема, форма
проведения
образовательной
деятельности
Цели и задачи
Методические приемы
Средства обучения
1
«Знакомимся с песком
и глиной»
Познакомить детей с такими
компонентами неживой природы,
как песок и глина, и их свойствами;
показать, чем они похожи и чем
отличаются.
- Рассматривание коллекции «Полезные
ископаемые»
- Д.у. «Найди и покажи»
- Рассматривание песка. Определение
качества, свойств сухого и мокрого песка.
Опыты. «Почему песок хорошо сыплется?»
- Рассматривание глины. Определение
качества, свойств сухой и мокрой глины.
Опыты. «Где вода?»
- Д.у. «Назови общее и отличия»
Коллекция «Полезные ископаемые».
Увеличительное стекло на каждого
ребенка;
Стаканчики, тарелочки для опытов
на каждого ребенка; песок, глина,
ложки, бутылочки с водой, фигурные
формочки.
2
«Для чего человеку
песок и глина?
Познакомить детей с тем, как
человек использует песок
(строительство, песочные часы) и
глину (посуда, кирпич, дымковская
игрушка). Дать представление об
изготовлении кирпичей и их
значении в строительстве.
- Беседа с показом презентации «Кому
нужна глина» (человеку, животным)
- Рассматривание иллюстраций построек,
домов из песка, глины.
- Д.у. «Дом из песка (глины) хорошо или
плохо?»
- Песочные часы. Рассказ и показ педагога.
Эксперимент «Кто быстрее?»
-Посещение выставки «Дымковская
игрушка». Рассказ педагога.
Рассматривание посуды, игрушек из глины.
- Коллективная работа (лепка из глины)
«Скотный двор»
Иллюстрации построек, домов из
песка и глины; песочные часы
(1м,3м.); посуда, игрушки из глины;
худ. глина для лепки на каждого
ребенка.
3
Какими бывают камни?
Познакомить детей с разнообразием
камней, их свойствами,
особенностями; учить
классифицировать камни по разным
признакам.
- Рассматривание коллекции камней
«Каменная радуга».
- исследование горных пород. Можно ли
сломать горные породы? как это можно
сделать? Можно ли поцарапать? Чем?
Предположения детей. Поцарапать каждую
из пород монеткой. Остается ли след от
монетки? От ногтя? Классификация камней
(твердые -мягкие)
Коллекция камней «Каменная
радуга». Минералы и горные породы
различной прочности горных пород,
мел, пемза, монетки.
4
Что такое горы?
Почему разрушаются
горы?
Сформировать элементарные
представления об изменениях в
неживой природе,
экспериментальным путем показать,
как разрушаются камни и горы.
- Презентация «Горы в природе».
- Беседа «Как природа влияет на горы»
- Эксперимент «Вода двигает камни»
- Выводы.
Презентация «Горы в природе»,
материал для эксперимента:
соломинки для коктейля, пластилин.
5
«Посадим деревце»
«Меняет ли цвет кора?»
Познакомить детей с понятием
«кора», для чего она служит дереву,
как по ней определять возраст
дерева; с разнообразием коры, ее
свойствами.
- Чтение стихотворения «Деревья»,
обсуждение.
- Предложить погладить кору дерева. Какая
она? Зачем она дереву? Вспомнить какая
кора у деревьев после дождя? Предложить
понюхать кору. Что напоминает?
- Опыт «Кора в воде»
- Рассказ педагога «Определяем возраст
дерева»
Образцы коры различных деревьев,
емкости с водой,
Спилы деревьев, кора для
определения возраста деревьев,
лупы.
Выявление степени познавательной активности детей методом включенного
наблюдения
Это
специально
организованная
воспитателем
методика.
Она
состоит
из
трех
ситуаций, в процессе которых воспитатель фиксирует разные проявления активности со
стороны детей:
- задают вопросы;
- обращаются за помощью к воспитателю;
- наблюдают со стороны;
- выполняют действия вместе с воспитателем;
- действуют самостоятельно;
- не реагируют.
Исследование
проводится
в
процессе
обучения
детей
экспериментальной
деятельности.
Результаты фиксируются на шкале «Активность – пассивность»
Показатели степени активности детей в процессе
деятельности экспериментирования
Кол-во детей
1 этап
2 этап
3 этап
Результаты исследования
уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Данное исследование проводится с целью выявления уровня овладения детьми
старшего дошкольного возраста навыками экспериментирования.
Осуществляется 2 раза в год.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
уровни
Отношение к
экспериментально
й деятельности
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
высокий
Познавательное
отношение
устойчиво.
Ребенок проявляет
и н и ц и а т и в у
и
Самостоятельно
видит
проблему.
Активно
высказывает
предположения.
Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно
Действует
планомерно.
Помнит
о
цели
работы
на
протяже нии
в с е й
д е я т е л ь н о с т и .
В
Формулирует
в
речи
достигнут
и л и
н е т
результат,
замечает
средний
В
боль ш и н с т ве
случаев
ребенок
проявляет
активный
познавательный
Видит
проблему
иногда
самостоятельно,
и н о г д а
с
небольшой
Принимает
активное
у ч а с т и е
п р и
планировании
деятельности
Самостоятельно
готовит материал для
экспериментировани
я ,
и с хо д я
и з
и х
качеств
и
свойств.
Может
формулировать
выводы
самостоятельно
и л и
п о
Литература:
1.
Под ред. Л.Н. Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников» Методические рекомендации, М.: АРКТИ, 2005.
2.
Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта
работы», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
3.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников., Творческий центр. Москва, 2002;
4.
Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», ООО «Карапуз-дидактика», Москва,
2005;
5.
Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», ООО «Карапуз-дидактика», Москва,
2005.