Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельском социуме (на примере Диринской СОШ "АГРО" Чурапчинского улуса).
Автор: Кузьмина Варвара Васильевна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ Диринская СОШ АГРО Населённый пункт: с. Дирин Чурапчинского улуса РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельском социуме (на примере Диринской СОШ "АГРО" Чурапчинского улуса). Раздел: среднее образование
социуме (на примере Диринской СОШ «АГРО» Чурапчинского улуса).
Актуальность
исследования. В
настоящее
время
существенно
возрастает
роль
физиче ской
культуры
и
спорта
как
ф а кто р а
совершенствования человека и общества.
Особые
сложности
по
организации
физкультурно-оздоровительной
работы возникают в условиях сельского социума. Небольшая численность
населения, миграция людей молодого возраста в города, районные центры,
отсутствие интереса к спорту, малое количество занимающихся спортом,
большая занятость физическим трудом населения затрудняет организацию
соревнований
в
селе,
комплектование
команд
для
участия
в
районных
спортивных
мероприятиях,
организации
спортивной
работы
по
месту
жительства.
Это
обусловливает
необходимость
пересмотра
содержания
физкультурно-оздоровительной работы на селе.
Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий,
обеспечивающих
эффективность
физкультурно-оздоровительной
работы
в
сельском социуме.
В
соответствии
с
целью,
объектом,
предметом
и
гипотезой
исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Изучить и обобщить опыт работы МБОУ «Диринская средняя
общеобразовательная
школа
«АГРО»»
и
МО
«Хоптогинский
наслег»
Чурапчинского
улуса
по
организации
физкультурно-
оздоровительной работы в школе и сельском социуме.
2.
Разработать
рекомендации
по
организации
физкультурно
–
оздоровительной работы в сельском социуме.
Практическая
значимость
исследования заключается в разработке
программ
«Программа
совместной
деятельности
по
организации
физкультурно
–
оздоровительной
работы
Диринской
с р ед н е й
общеобразовательной школы и МУ «Хоптогинский наслег» Чурапчинского
улуса»,
комплексной
программы
«Мое
здоровье
–
мое
будущее»
по
организации физкультурно – оздоровительной работы в Диринской СОШ,
программы преемственности «детский сад – начальная школа» в организации
физкультурно – оздоровительной работы «Воспитание здорового ребенка»,
которые представляют интерес для практических работников.
База исследования: Диринская средняя общеобразовательная школа
«АГРО» Чурапчинского улуса.
Физкультурно-оздоровительная
работа
стала
приоритетным
направлением учебно-воспитательной деятельности нашей Диринской школы
и Хоптогинского наслега Чурапчинского улуса.
В
рамках
комплексной
программы
развития
школы
разработана
программа
«Мое здоровье – мое будущее».
Девиз программы: Престижно и выгодно быть здоровым.
Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и
развить физические способности.
Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней
уделяется
аспектам
физического
и
нравственного
здоровья,
а
также
ей
присуща
целенаправленная
систематическая
работа
на
всех
ступенях
обучения. В процесс реализации программы задействованы все - учащиеся
школы,
члены
педагогического
коллектива,
медицинские
работники,
родители.
Данная
программа
полностью
охватывает
учебно-воспитательный
процесс в школе. Так для физической и психологической разгрузки учащихся
созданы спортивные секции, кружки, назначаются индивидуальные занятия.
В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для
учащихся 1-5 классов, дни здоровья. Ежегодно при школе функционирует
летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
В школе появились свои спортивные традиции:
•
Товарищеская встреча «Алтан – Дирин – Бютейдях»
•
Открытый турнир по волейболу «Кубок школы «АГРО»»
•
Республиканский
турнир
по
вольной
борьбе
на
призы
Михаила
Егоровича Захарова
•
Соревнование по легкой атлетике на призы заслуженного тренера РС
(Я) Ивана Егоровича Захарова
•
Открытый
турнир
по
шахматам
на
призы
Григория
Тарасовича
Кузьмина
•
Легко атлетический турнир «Олимпийская весна»
Стала традицией меценатсво в развитии физкультуры и спорта в школе:
стипендия лучшему борцу – семьи Дьячковских и ветеранов педагогического
труда Сысолятиных (с 2001 г.), именная стипендия Г.Т. Кузьмина лучшему
шахматисту
(с
2005
г.),
именная
стипендия
И.Е.
Захарова
лучшему
легкоатлету (с 2002 г.)
На
основе
преемственности
разработана
программа
совместной
деятельности с ДОУ «Ыллык» «Воспитание здорового ребенка» для детей
детского сада «Ыллык» и учащихся Диринской средней школы «АГРО».
Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний
учащихся. Каждый учебный год начинаем с определения уровня физического
развития
ребенка
и
на
этой
основе
строится
индивидуальный
план
физического и медицинского воздействия на каждого ребенка. Педагоги и
медики работают в тесной связи с родителями. Эта связь дает возможность
своевременно информировать их о состоянии здоровья детей, физическом
развитии, консультировать по вопросам профилактики болезней.
Нами
была
организована
опытно
-
экспериментальная
работа по
выявлению
эффективности
организации
физкультурно
–
оздоровительной
работы в школе.
В ходе эксперимента в экспериментальной группе были организованы
различные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (классные
часы,
беседы,
диспуты,
дебаты),
лечебно
–
профилактическая
работа,
витаминизация,
фитотерапия,
спортивные
соревнования
в
рамках
реализуемой программы. Особое внимание было уделено режиму учебного
дня.
Учащиеся
экспериментальной
группы
были
охвачены
100%
спортивными секциями.
Заключительный этап – подведение итогов экспериментальной работы
по теме исследования.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность
программы
в
плане
оздоровления
учащихся
путём
приобщения
их
к
здоровому образу жизни, повышения потребности двигательной активности
и
совершенствования
физической
и
нравственной
культуры
полностью
подтвердились.
Об
этом
говорит
тот
факт,
что
число
учащихся,
занимающихся
в
специальной
медицинской
группе,
с
каждым
годом
становится меньше, а спортивные достижения учащихся улучшаются.
Также
разработана
Программа
совместной
деятельности
Диринской
школы
«АГРО»
и
администрации
муниципального
образования
«Хоптогинский
наслег».
Такая
совместная
деятельность
способствовала
популяризации здорового образа жизни, увеличению числа занимающихся
спортом,
что
отразилось
не
только
на
достижение
хороших
результатов
наслега в спорте, но и в его социальной активности.
Основная работа ведется по микросоциумам. В селе 11 микросоциумов
тёлбе.
Как показывает анкетирование 2016г, изменился мотив занятий спортом,
жители села в основном занимаются спортом и физическими упражнениями
для
укрепления
здоровья
(67,2%),
для
активного
отдыха
(72,5%),
для
получения
удовольствия
(43,3%),
для
достижения
высоких
спортивных
результатов
(22,7%)
.
В
2014
г.
занимающихся
спортом
и
физическими
упражнениями для укрепления здоровья было 23,4% опрошенных из числа
жителей села, для активного отдыха - 35,6% , для получения удовольствия -
17,7%, для достижения высоких спортивных результатов – 28,3%.
Таким образом, физкультурно – оздоровительная деятельность социума
и
школы
направлена
на
повышение
информированности
населения
о
здоровом
образе
жизни,
создания
постоянно
действующей
системы
информации по пропаганде ЗОЖ, нетерпимого отношения к алкоголизму,
наркомании,
токсикомании,
содействию,
поддержке
и
укреплению
семей,
повышению
ее
воспитательного
потенциала
и
общей
культуры,
формированию
стремления
к
здоровому
образу
жизни,
физическое
и
духовное оздоровление семейного социума.
По итогам опытно – экспериментальной работы были разработаны
рекомендации.
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1.
Физкультурно – оздоровительная работа как одно из направлений
социально – педагогической деятельности
Задачей профессиональной социально – педагогической деятельности
является
гуманизация
и
педагогизация
социокультурной
среды,
оказание
компетентной
педагогической
помощи
в
процессе
социального
формирования
личности.
На
социальное
формирование
личности,
его
развитие
огромное
влияние
оказывает
среда.
В
широком
смысле
среда
включает в себя:
климатические природные условия, в которых растет ребенок;
общественное
устройство
государства
и
условия,
которые
оно создает для развития детей;
культуру и быт, традиции, обычаи народа.
В
таком
понимании
среда
влияет
на
успешность
и
направленность
социализации.
В узком смысле среда – это непосредственное предметное окружение.
С момента рождения ребенка его окружает множество предметов, которые
помогают
ему
познавать
социальный
мир
и
развиваться.
Как
отмечает
В.А. Титов, предметная среда существенно влияет на уровень всестороннего
развития
детей.
В
современной
педагогике
также
существует
термин
«развивающая
среда».
По
мнению
В.А.
Петровского
это
сложившееся
предметное
наполнение,
особым
образом
организованное,
способное
эффективно влиять на развитие ребенка.
Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении
всей жизни человека. По мнению И.С. Кон, социальные личностные качества
человека
формируются
только
под
влиянием
социальной
среды
и проявляются в социальной деятельности человека.
Ряд
ученых
утверждает,
что
человек
–
биосоциокультурная
система,
уникальность
которой
определяется
сплавом
природных,
врожденных
особенностей
индивида
и
впитанных
ею
в
ходе
становления
ценностей
культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В
то же время характер социализации не может не зависеть от природных
данных
индивидуума:
своеобразия
его
телесной
и
психической
организации,
темперамента,
интеллектуального
потенциала,
его
потребностей,
задатков,
способностей,
специфической
организации
и одаренности.
Под
социализацией
личности
Загвязинский
и
другие
подразумевают
формирование
способности
личности
к
жизнедеятельности
в
обществе
на
основе
усвоения
ею
социальных
ценностей
и
способов
социально
положительного поведения.
Социализация происходит:
а)
в
процессе
стихийного
взаимодействия
человека
с
обществом
и
стихийного
влияния
на
него
различных,
порой
разнонаправленных
обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни
тех или иных категорий людей;
в)
в
процессе
целенаправленного
создания
условий
для
развития
человека, т.е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
В процессе социализации человек:
усваивает социальные нормы, социальную действительность;
овладевает
способами
исполнения
социальных
ролей,
навыками
общественного поведения;
получает
возможность
функционировать
в
качестве
полноправного
члена общества.
Факторы,
под
влиянием
которых
осуществляется
социализация,
объединяют в две группы:
Внутренние
–
индивидуальные
физические
и
психиче ские
характеристики (здоровье, способности и др.);
Внешние – природные, социально – экономические и др.
А.В. Мудрик выделяет четыре группы внешних факторов:
Мегафакторы (космос, планета, мир в целом);
Макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);
Мезафакторы (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения);
Микрофакторы
(семья,
соседи,
группы
сверстников,
религиозные
организации
и
религиозное
воспитание,
воспитательные
организации,
микросоциум).
В социализации личности огромную роль играет школа, основной целью
которой
является
образование
и
развитие
личности
ребенка.
Являясь
открытой
социально
–
педагогической
системой
школа
в
современных
условиях выполняет следующие функции:
обучения и воспитания;
социально
–
адаптивная
и
социально
стабилизирующая,
обеспечивающие включение школьника в реальные социальные отношения,
поддерживающие
социальную
мобильность
личности,
открывающие
жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающие социальную
напряженность и социальные конфликты;
социально
–
преобразующая,
обеспечивающая
подготовку
людей
к
сознательной
жизни
в
условиях
формирующегося
демократического
общества,
рыночных
отношений,
быстро
изменяющихся
жизненных
ситуаций;
социально – защитная, связанная с заботой о детях, которым семья и
общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития;
зд о р о в ье с бе р е га юща я
и
р е а б и ли т а ц и о н н а я ,
с в я з а н н ы е
с
катастрофическим
падением
здоровья
детей
и
преодолением
пагубной
традиции,
когда
цена
образования
оказывается
слишком
высокой,
ибо
образование приобретается за счет утраты здоровья;
культуропреемственная
и
культуротворческая,
проистекающие
из
современного
понимания
образования
как
приобщения
к
культуре
в широком смысле.
Таким
образом,
исходя
из
функций
школы,
физкультурно
–
оздоровительная
работа
является
одним
из
направлений
социально
–
педагогической
деятельности.
Это
утверждение
также
подкрепляет
то,
что
забота
о
развитии
физической
культуры
и
спорта
–
важнейшая
составляющая
социальной
политики
государства.
Сфера
физической
культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает
все возрастные группы населения.
Определяя
физкультурно
–
оздоровительную
работу
как
одно
из
направлений
социально
–
педагогической
деятельности,
необходимо
рассмотреть
понятия
«физическая
активность»,
«физическая
культура»,
«здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни».
Стратегической целью развития физической культуры и спорта является
повышение уровня здоровья населения, эффективное использование средств
физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержке
высокой
работоспособности
различных
слоев
населения,
профилактике
правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма, других вредных
привычек,
подготовка
к
защите
Родины,
реализация
обеспечения
конституционных гарантий права граждан на равный доступ к занятиям
физической культурой и спортом.
Как отмечает А.В. Царик, уникальность физической культуры в том,
«что она объединяет собой в человеке духовное и телесное, социальное и
биологическое, потребность и практическое действие. Одни связывают
с
физической
культурой
надежду
на
выздоровление,
другие
видят
в
ней
прекрасный
досуг,
третьи
–
возможность
гармонического
развития,
воспитания в себе нужных для жизни физических и волевых качеств».
Физическая культура имеет большое социальное значение. Физические
качества
человека
(сила,
выносливость,
быстрота
и
др.)
носят
не только
материальный, но и социально обусловленный характер. То же можно сказать
о функциональных системах организма и здоровье человека.
Потребности
в
физическом
развитии
и
физической
культуре
носят
не
столько
биологический,
сколько социальный
характер.
Физическая
культура
удовлетворяет
социальные
потребности
в
общении,
игре,
развлечении,
в
самовыражении
личности
через
социально-активную
полезную
деятельность
и
должна
всемерно
содействовать
повышению
экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных
потребностей
людей,
быть
действенным
средством
всестороннего
гармоничного
развития
личности,
формирования
активной
жизненной
позиции.
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего
достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических
способностей, двигательных качеств, состояния здоровья. Она представлена
совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся
спортивные сооружения, специальное оборудование, инвентарь, спортивная
экипировка. Ко вторым — различные виды спорта, физических упражнений
и игр, произведения, этические нормы, регламентирующие физкультурно-
спортивную
деятельность.
По
мнению
В.К.
Бальсевич,
Л.И.
Лубышевой
и
других,
овладение
ценностями
физической
культуры
способствует
формированию социальной культуры личности и обеспечивает становление
ее
специфического
компонента
–
физической
культуры
личности
субъекта.
Физическая культура, как важный социальный феномен, представлена
на
всех
уровнях
современного
социума,
оказывая
широкое
воздействие
на
основные
сферы
жизнедеятельности
общества
и
особенно
на
образовательный
процесс
человека.
По
мнению
многих
ученых
(В.А.
Вишневский,
Ю.П.
Лисицын,
Л.И.
Лубышева
и
др.),
физическая
культура
оказывает
самое
действенное
влияние
на
формирование,
как культуры здоровья, так и непосредственно здоровье индивида.
Определяя
физическую
культуру
как
вид
общей
культуры
человека,
необходимо отметить, что она одновременно проявляется как специфический
процесс и как результат человеческой деятельности, и в то же время
это
средство и способ физического совершенствования людей для выполнения
ими своих социальных обязанностей. Данный подход к физической культуре
подчеркивает, что результат ее деятельности представлен как физическим
совершенствованием человека, так и получением им социальных навыков
и
знаний
в
определенном
объеме
в
отношении
формирования
своего
здоровья.
Уровень
физической
культуры
человека
определяется
тем,
насколько
он овладел основными ценностями этой важнейшей составляющей культуры
нашей
цивилизации.
К
их
числу
относятся
знания
о
строении
и функционировании нашего двигательного аппарата и обеспечивающих его
работу систем организма, о сущности и правилах организации физической
подготовки
и
закаливания,
режима
восстановления;
степень
личной
активности человека в развитии своего физического потенциала; уровень
физической подготовленности, состояние здоровья.
В современном обществе существенно расширяется понятие «здоровье»
и определяющие его факторы как в индивидуальном сознании человека,
так и в оценке всего человеческого сообщества.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья,
жизнерадостности
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье является
важнейшим
интегральным
показателем,
отражающим
биологические
характеристики
ребенка,
социально
экономическое
состояние
страны,
условия
воспитания,
образования
детей,
их
жизни
в
семье,
качество
окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны
материнства и детства.
Здоровье,
как
о собое
социальное
явление,
с т а н о в и т с я
структурообразующим
фактором
социальности
индивида
не
на
уровне
сохранения
и
воспроизводства
человека
как
действующего
субъекта,
а
на
уровне
образования
соответствующего
нового
субъекта
активного
действия.
Здоровье
приобретает
ценность
для
индивида
как
«личностно
необходимый компонент».
А.Г.
Щедрина
трактует
здоровье
как
целостное
многомерное
динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны),
развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях
конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку
в
различной
степени
осуществлять
свои
биологические
и
социальные
функции.
Оно
не
только
привязывается
к
морфологическому
и
психобиологическому
пространству,
но
и
воспринимается
как
сложный
биосоциальный
феномен.
В
современном
понимании
здоровье
рассматривается и как статическое состояние, и как динамический процесс
формирования
организма
и
личности.
Данная
трактовка
здоровья
в
наибольшей
мере
показывает
значимость
современного
меняющегося
социума в формировании здоровья человека.
По мнению А.В. Царик, «здоровье – это такое психофизиологическое
и
духовное
состояние
человека,
которое
обеспечивает
его
полноценное
биосоциальное
функционирование,
физическую
и
интеллектуальную
работоспособность,
достаточную
приспособляемость
к
естественным
воздействиям изменчивой внешней среды при отсутствии патологических
отклонений в организме».
Ю.Ф.
Змановский
пишет:
"Здоровье
-
это
состояние
устойчивости,
невосприимчивости
к
экстремальным,
т.е.
неожиданно
возникающим
и
не
обычным,
патологическим,
болезненным
воздействиям".
Такое
определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной
верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации,
в которых каждый может оказаться.
Потребность
в
здоровье,
данная
нам
на
биогенном
уровне
в
виде
потребности
в
самосохранении,
трансформируясь,
по
мере
социализации
человека,
получает
развитие
и
становится
потребностью
в
здоровье
как средстве реализации других жизненных потребностей (в материальном
благополучии, достижении других целей и т.д.).
По
мере
культурного
и
духовного
развития
индивида
потребность
в
здоровье
становится
самостоятельной
ценностью.
Чем
сильнее
высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою
физическую способность реализовать их.
Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере
удовлетворяются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Сюда
можно
отнести
потребности
в
активном
отдыхе,
восстановлении
работоспособности
и
здоровья,
общении
и
коллективной
деятельности,
нравственном
и
эстетическом
развитии,
признании
другими
людьми
и
самоутверждении
и
др.
Чем
сильнее
развиты
эти
потребности,
тем значительнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях.
Под
культурой
здоровья
человека
понимается
сложноструктурное
образование
личности,
харктеризующееся
определенным
уровнем
валеологической образованности и развития личности, овладение опытом
человечества
по
сохранению
и
укреплению
своего
здоровья,
принятием
и повседневным ведением здорового образа жизни (Ирхин В.Н., 2000).
О.Л.
Трещева
(2003)
рассматривает
культуру
здоровья
личности
как
важнейшую
составляющую
общей
человеческой
культуры
–
одну
из
основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ
создания
гармонии
своего
суще ствования
в
самом
широком
смысле. В своем определении культуры здоровья авторы (Лях В.И.,
Мейксон
Г.Б.,
Кофман
Л.Б.,
Николаев
Ю.М.)
ха р а кт е р и зу ют
ее
как
целостную
практико
ориентированную
систему
валеологических
знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность
норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры
здоровья в системе общественных отношений. Данная трактовка культуры
здоровья в наибольшей степени определяет значение физической культуры
в процессе ее формирования.
Забота
о
собственном
здоровье,
поддержание
работоспособности,
закаливание,
рациональное
питание,
отсутствие
вредных
привычек
(не
курить,
не
употреблять
алкоголь),
умение
быть
коммуникабельным,
полезным
близким,
товарищам,
обществу
—
это
все
в
комплексе
складывается
в
образ
жизни
человека.
Образ
жизни
и
охрана
здоровья
населения
—
взаимосвязанные
стороны
жизнедеятельности
людей.
Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа
жизни (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни — гармоничное сочетание различных сторон
человеческой
жизнедеятельности:
производственной,
потребительской,
культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен
гармонизировать
все
3
уровня
жизни
человека:
физиологический,
психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное
(оптимальное)
удовлетворение
системы
материальных
и
духовных
потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих
возможностей.
Поэтому А.В. Царик рассматривает «здоровый образ жизни – не что
иное,
как
комплекс
поведенческих
актов
людей,
обусловливающий
сохранение и укрепление их здоровья в объективных условиях труда, быта,
свободного времени, экономики и экологии».
Физическая
культура
оказывает
позитивное
влияние
на
такие
компоненты
здорового
образа
жизни,
как
культура
труда,
общения,
экологическая культура. Человек, думающий о своем здоровье, не может
не думать о благополучии окружающей среды, частицей которой он сам
является. Физическая культура в ее широком значении в решающей степени
характеризует содержание образа жизни людей. Здоровый образ жизни всегда
является
воплощением
развития
физической
культуры,
а
«физическая
культура не может не быть ядром здорового образа жизни» (А.В. Царик). Чем
выше уровень физической культуры, тем более здоровым является образ
жизни.
Сам
характер
физкультурно
–
оздоровительной
деятельности
и ее общедоступность могут стать средством повышения культуры уровня
здоровья детей. С помощью педагога их необходимо подвести к пониманию
того факта, что физическая активность способствует улучшению настроения,
хорошему
самочувствию,
снимает
тревогу,
усталость,
депрессию
и психосоциальный стресс и может стимулировать познавательные процессы.
К
сожалению
нельзя
не
отметить,
что
в
большинстве
современных
образовательных учреждений процесс физического воспитания традиционно
сводится к физической подготовке, формированию и развитию двигательных
качеств,
умений
и
навыков
занимающихся,
т.е.
акцент
делается
на
биологическом,
двигательном
развитии
индивида.
При
таком
подходе
не в полной мере используется ценностный потенциал физической культуры,
который имеет более широкие возможности. Например, спорт, физическая
культура и активный отдых имеют огромные возможности в профилактике
правонарушений, алкоголизма, табакокурения, которые стали в настоящее
время
одними
из
острых
проблем
развития
человеческого
общества.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его
здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе,
на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально –
экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа имеет огромный
социальный
потенциал.
Через
многообразие
ее
организационных
форм
максимально
сбалансированы
и
приближены
личные
и
общественные
интересы,
эта
работа
способствует
укреплению
здоровья
и
долголетию
человека,
повышению
его
социальной
активности,
сплочению
семьи,
формированию
здорового,
морально
–
психологического
климата
в различных социально – демографических группах.
1.2.
Особенности сельского социума
Изменение социально-экономической ситуации в стране особенно остро
проявилось в условиях сельского социума. Спад производства, безработица,
свертывание социокультурной сферы, массовое обеднение населения — все
это
неизбежно
привело
к
созданию
качественно
новой
экономической,
социальной,
психологической
ситуации
на
селе.
Ее
характеристиками
выступают
сверхзанятость
населения
в
личных
подсобных
хозяйствах,
правовая
незащищенность
сельских
жителей,
хроническое
безденежье,
отсутствие жизненных перспектив. В число немногочисленных позитивных
моментов
современной
жизни
на
селе
входит
возможность
проявлять
хозяйственную инициативу, свободу выбора в занятии предпринимательской
деятельностью. Сельские производители могут реализовывать полученную
продукцию и формировать материально-технические ресурсы, использовать
доходы
по
собственному
усмотрению.
Открылись
возможности
для
конкуренции,
развития
кооперации
и
интеграции
во
всех
сферах:
от
производства до реализации сельхозпродукции.
Уменьшается
социальная
и
географическая
мобильность
населения,
которое больше привязывается к постоянным местам жительства и своим
земельным участкам.
Как отмечает А.В. Мудрик, особенности сельского образа жизни связаны
с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и
циклам года, более тяжелыми условиями условиями труда, его слитностью с
бытом, набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном
укладе
сохранились
элементы
традиционной
соседской
общины.
В
них
довольно
стабильный
состав
жителей,
слаба
его
социально
–
профессиональная
и
культурная
дифференциация,
типичны
тесные
родственные и соседские связи. Сельский образ жизни размерен, нетороплив,
сохраняет
элементы
природосообразности.
Для
жителей
села
характерна
«открытость»
общения,
охватывающая
все
стороны
жизни.
В
сельских
поселениях
очень
силен
социальный
контроль
поведения
человека,
анонимное существование человека почти невозможно, каждый эпизод его
жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. В сельской
семье
дети
идентифицируют
себя
с
родителями
в
значительно
большей
степени,
чем
в
городской
семье.
Особую
роль
в
социализации
сельских
жителей
играет
постоянно
растущее
влияние
города.
Оно
производит
определенную
переориентировку
жизненных
ценностей,
становится
эталоном, мечтой.
По
мнению
В.Ю.
Великодневой,
сельский
социум
характеризуется
(по сравнению с городским) неразвитостью социальной и экономической
инфраструктуры, отдаленностью от культурных и промышленных центров,
незанятостью
молодежи,
ограниченным
числом
профессиональных
учреждений.
Анализ
специальных
характеристик
сельского
социума
позволил
установить
глубокую
деформацию
демографической
ситуации
на
селе,
падение
жизненного
уровня
многих
категорий
населения;
увеличение семей «группы риска»; социальное сиротство; рост преступности
и правонарушений.
Особое
место
в
решении
этих
и
других
проблем
отводится
муниципальной
системе
социального
воспитания.
Под
муниципальной
системой
социального
воспитания,
по
А.В.
Мудрик,
понимается
совокупность
планомерно
создаваемых
в
муниципальном
образовании
(город, район города, сельский район) условий для развития и духовно-
ценностного ориентирования его жителей.
Особое
место
в
муниципальной
системе
социального
воспитания
занимают
сельские
школы
как
«открытый
социальный
институт;
органическая
часть
образовательного
социокультурного
пространства
страны;
объект
воздействия
социально-экономических,
природных,
культурных
условий
жизнедеятельности
сельского
сообще ства»
(Р.А. Галустов, Ю.А. Лобейко, В.И. Трухачев). По мнению ученых, состояние
сельской
школы
во
многом
является
результатом
региональной
образовательной, социальной, семейной, молодежной политики. Факторами
функционирования
сельской
школы
являются
такие:
селообразующий;
культурообразующий;
развитие
сельскохозяйственного
производства;
формирование
духовных
ценностей;
социальное
взаимодействие
школы
и среды. Эти факторы определяют векторы развития сельской школы.
Экономические,
общественные
и
демографические
процессы,
происходящие
на
селе,
определяют
серьёзные
проблемы,
связанные
с
д е я т е л ь н о с т ь ю
с е л ь с к и х
ш кол ,
о с о бе н н о
м а л о ч и с л е н н ы х
и малокомплектных, число которых увеличивается вследствие сокращения
контингента
учащихся.
Сельская
школа
имеет
решающее
значение
в
сохранении
жизнеспособности
небольших
населенных
пунктов,
«укоренении» населения на земле. Опыт показывает, что проводившиеся
в 70-е годы объединение и укрупнение мелких школ не только не оправдало
себя,
но
напротив,
усугубили
социально-экономические
проблемы
села,
способствовали
миграции
сельского
населения
в
крупные
населенные
пункты, что привело к ликвидации малых сёл и деревень, запустению земель,
падению сельскохозяйственного производства. С закрытием школы очень
часто
распадается
и
сельская
община,
прекращается
воспроизводство
духовных,
человеческих
и
материальных
ресурсов
села.
В
российском
обществе сельская школа всегда занимала особое место, представляла собой
нечто большее, чем сугубо образовательное учреждение. Эта её «особость»
предопределялась историческими традициями народной школы, близостью
к
сельскохозяйственному
производству
и
социальной
жизни
села,
специфичной, локальной, изолированной от большой жизни сельской среды,
зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры села и,
как
следствие,
той
сверхзадачей,
которую
всегда
выполняла
и
будет
выполнять сельская школа в экономической, культурной, социальной жизни
государства и сельского сообщества.
Сельская
школа
является
своеобразным
селообразующим
фактором,
косвенно влияющим на состояние кадрового потенциала того или иного
сельскохозяйственного
производства,
на
развитие
сельского
хозяйства,
на
развитие
деревни.
Она
является
основным
очагом
культуры
на
селе,
что позволяет сосредоточить педагогическое влияние на систему отношений
в социуме.
Обращение
к
проблеме
сельской
школы
в
муниципальной
системе
социального
воспитания
позволило
выявить
ряд
суще ственных
ее
характеристик:
типовое
разнообразие,
разнообразие
видов
и
форм,
малочисленность;
безальтернативность
в
социальном
пространстве;
зависимость от месторасположения и социально-экономического потенциала
окружения;
полифункциональность
деятельности;
большая
значимость
трудового воспитания; тесная связь с народной культурой.
Качественная
характеристика
сельской
школы
отражает
специфику
сельского
социума.
Установлено,
что
изменившиеся
социально-
экономические
условия
жизни
общества
и
села
требуют
кардинальных
изменений в деятельности сельской школы, так как она переживает сложный
этап эволюции. В связи с этим актуализация проблемы сельской школы
обусловлена
концепцией
модернизации
российского
образования,
предусматривающей
реструктуризацию
сети
общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности.
Д.А.
Данилов,
А.Г.
Корнилова
утверждают,
что
«успешность
социального
воспитания
обусловлена:
интеграцией
деятельности
всех
социальных
институтов,
единением
школы,
семьи,
кул ьту р н о
–
просветительных
учреждений,
возрождением
народных
традиций
«воспитания всем миром»; повышение роли семьи, ее приоритетности среди
других
институтов
воспитания;
а
также
ролью
школы
как
центра,
координирующего
воспитательную
деятельность
всех
социальных
институтов».
То
есть
школа
организует
сотрудничество
(взаимодействие)
разных
социальных институтов в деле воспитания школьников.
«Социум»
(В.Г.
Бочарова,
А.В.
Мудрик
и
др.)
т р а ктуе т с я
как
совокупность
условий
жизнедеятельности,
характеристик
среды
обитания,
в
которой
происходит
воспроизводство
социальных
групп
и отдельных индивидов.
Е.П.
Чехордуна,
рассматривая
проблему
в з а и м од е й с т в и я
микросоциумов
в
воспитании
детей,
определила
два
фактора,
конкретно
влияющих на воспитание ребенка. Первый – общество, социальная среда,
второй – природа.
Как отмечает А.Г. Корнилова, социокультурная среда включает в себя все
факторы и условия окружающего мира. Среди этих факторов большое место
занимают
традиции.
В
сельской
местности
«сильным
и
действенным
средством саморазвития, самовоспитания личности являются прогрессивные
традиции народов. … Они возникают не сами по себе, а формируются из
потребностей и условий жизни людей и становятся как бы общепризнанным
законом общественной жизни». Особенно сильным и действенным являются
этнические
традиции.
В
якутской
деревне
–
это
туелбэнэн
иитии
-
«воспитание всем миром». Каждое туелбэ (социум) отличается от другого
«по природному месторасположению, направлению основного
занятия
населения, уровню материальной и духовной культуры жителей, культурно –
досуговой деятельностью и т.д. Их жители, каждодневно общаясь и вступая
друг с другом в различные отношения во всех сферах жизнедеятельности,
вырабатывают
свои
традиции
хозяйствования,
природопользования,
духовной деятельности.
Таким
образом,
каждое
туелбэ
«имеет
свое
лицо»,
выражающееся
в
специфике
образа
жизни,
мировосприятия
жителей,
что
обусловлено
направлением
хозяйственной
деятельности
(с.
19).
Каждый
микросоциум
в определенной степени по – своему влияет на развитие ребенка. Социум
тёлбе – сфера отдаленного окружения личности ребенка, сфера человеческих
отношений. Микросоциум тёлбе – ближайшее окружение, где идет процесс
формирования личности ребенка через ее взаимосвязи, взаимоотношения
с обществом. Особую роль играет в воспитании ребенка семья, которая
является «приоритетным звеном во взаимодействии микросоциумов и несет
основную нагрузку и ответственность за воспитание, и развитие детей»
А.П. Божедонова отмечает, что наиболее значимыми в организации
воспитательной деятельности в современных условиях якутской сельской
местности являются:
живая, непосредственная связь с природой;
зависимость трудовых дел от природно-климатических условий;
совокупность сохранившихся в конкретной общности традиций,
обладающих своими воспитательными возможностями;
наличие
местных
авторитетных
лиц;
влияние
социального
контроля общности на поведение людей;
удаленность
сельской
школы
от
научно-методиче ских
и культурных центров;
малочисленность и маломощность внешкольных воспитательных,
культурно-спортивных учреждений села;
компактность села.
Эти
и
другие
характеристики
существенным
образом
влияют
на содержание и организацию процесса воспитания школьников в целом,
а также и на организацию физкультурно – оздоровительной работы как части
воспитательной деятельности в школе.
Таким
образом,
исходя
из
вышеизложенного,
можно
выявить
следующие особенности сельского социума в нашей республике:
1.
якутское село – многопоколенный социум, где живут и трудятся
несколько поколений одной семьи, рода. Это отражают общинные, групповые
потребности
социального
воспитания
у
народа
Саха,
обусловленные
соблюдением принципа «воспитание всем миром».
2.
низкая
плотность
населения
сельского
социума.
Численность
населения
колеблется
в
пределах
от
нескольких
десятков
человек
до
нескольких сотен и тысяч.
3.
географический
фактор,
выражающийся
в
значительной
удаленности
населенных
пунктов
друг
от
друга,
расстояние
между
ближайшими
наслегами
улусов
колеблется
от
10-20
до
100
и
более
километров.
4.
село/телбе – это место, где особо используются методы воспитания
ребенка
в
духе
народной
педагогики,
почитаются
этнопедагогические
ценности
народа
саха:
высокое
чувство
нравственных
устоев
(итэ5эл),
верований народа саха, особое отношение народа Саха к природе, воспитание
ребенка на основе любви и преклонения к природе.
5.
село – это место, где сохранилось народное творчество, благодаря
живущим здесь народным умельцам и мастерам, которые передают свое
мастерство юным жителям села.
6.
характерной особенностью художественно – эстетического развития
детей
в
селе
является
совместная
деятельность
детей
с
родителями,
бабушками и дедушками.
7.
в сельском социуме особое место в физическом развитии детей и
молодежи занимает занятия национальными видами спорта, народные игры.
8.
особое
значение
имеет
физический
труд,
его
воспитательные
и развивающие потенциалы.
9.
школа в сельском социуме, ее деятельность играют важную роль в
становлении личности ребенка, она является центром всей образовательно –
воспитательной работы с подрастающим поколением в селе.
1.3.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
в общеобразовательной школе
На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения
-
задача
государственной
важности,
так
как
современные
школьники
со ставляют
о сновной
трудовой
потенциал
страны.
И з в е с т н о ,
что существующая в нашей стране система образования не способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья
школьников.
Это
часто
связано
с завышенным объемом и интенсивностью учебных программ, невысоким
качеством
полиграфического
оформления
учебников,
несоответствием
школьной
мебели
санитарно-гигиеническим
нормам,
отсутствием
полноценного
питания,
значительным
увеличением
длительности
выполнения
учащимися
домашних
заданий.
Интенсификация
учебного
процесса
и
его
организация,
основанная
на
преобладании
статических
нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной
двигательной
активности
учащихся.
В
школах
широко
практикуется
неоправданное
освобождение
учащихся
от
уроков
физической
культуры,
слабо внедряются "малые формы" физического воспитания (физкультурные
паузы,
подвижные
перемены
и
т.п.).
В
результате
состояние
здоровья
современных школьников находится на очень низком уровне. Сегодня лишь
4-10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно
здоровыми. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним
из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях
условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Сегодня
школа
должна
не
только
обучать,
но
и
сохранять
здоровье
учащихся. В настоящее время в общеобразовательных школах реализуется
большое количество разнообразных учебных программ, внедряются новые
педагогические технологии. Очевидно, что предметы, включенные в учебные
планы, не должны подрывать здоровье детей, а педагогические технологии
должны обеспечить такую организацию учебного процесса, чтобы успешно
шло развитие детей как психическое, так и физическое.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе
имеет свои специфические особенности.
Анализируя
педагогические
исследования,
обобщая
опыт,
мы
попытались выявить проблемы и трудности, возникающие при обучении и
воспитании сельских школьников, а также определить те условия и средства,
при
которых
физкультурно-оздоровительная
работа
в
сельской
школе
и социуме будет наиболее эффективной.
Главная
цель
внеклассной
физкультурно
–
оздоровительной
работы
–«внедрить
физическую
культуру
и
спорт
в
повседневную
жизнь
и
быт
школьника».
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
привлечение
школьников
к
систематическим
занятиям
физической
культурой и спортом;
закрепление
и
совершенствование
умений
и
навыков
учащихся,
полученных ими на уроках физической культуры;
воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия;
развитие творческой инициативы и организаторских способностей.
Главная задача – формирование основ здорового образа жизни, привитие
культуры здоровья.
Эта
работа
наряду
со
сложившимися
ее
формами
может
постоянно
практически
обогащаться
весьма
эффективными
видами
оздоровления
учащихся,
повышения
их
работоспособности,
в
определенной
степени
психологического
воздействия
на
сознание
ребят
о
необходимости
использования
физической
культуры
и
спорта
в
своей
повседневной
деятельности.
Главное
в
том,
что
физкультурно-оздоровительные
мероприятия охватывают всех учащихся школы.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: гимнастика
до учебных занятий, физкультурные минуты на уроках, подвижные игры
и физические упражнения на больших переменах, ежемесячные дни здоровья
и спорта.
Гимнастика до учебных занятий – это организованное начало учебного
дня
школы.
Это
уже
немаловажный
фактор
неотъемлемости
физической
культуры
от
повседневной
деятельности
человека.
Наряду
с
этим
она
способствует решению ряда оздоровительных задач, таких, как активизация
обменных
процессов,
укрепление
мышечной
системы,
улучшение
самочувствия и настроения. Все это повышает тонус организма, что имеет
большое
значение
в
поддержании
работоспособности
на
предстоящих
уроках.
В
комплекс
упражнений
обычно
включают
наиболее
простые,
не
требующие
сложной
координации,
не
вызывающие
силовой
нагрузки
и исключающие упоры присев, отжимания и т.д.
Физкультурная
минута
на
уроках
–
одна
из
действенных
форм
оздоровления учащихся в ходе учебного дня школы. Она благотворно влияет
на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию
утомления,
повышает
эмоциональный
настрой
учащихся,
снимает
статические
нагрузки,
предупреждает
нарушение
осанки.
Проводят
физкультурную
минуту
в
то
время,
когда
у
учащихся
нарушается
внимание, ученики становятся неспокойными. Именно эти симптомы
позволяют
педагогу
определить
начало
физкультурной
минуты.
Продолжительность – 1-2 минуты. Казалось бы, эта форма оздоровительной
работы самая простая, не требует сложной организации, но многие учителя
не
используют
этот
важный
оздоровительный
фактор.
Нам
кажется,
она должна стать обязательным условием организации урока в интересах
поддержания здоровья учащихся.
Подвижные
игры
и
физические
упражнения
на
больших
переменах
повышают
тонус
всего
организма,
восстанавливают
работоспособность,
способствуют более высокой сосредоточенности на последующих уроках,
усилению
внимания
к
заданиям
учителя,
лучшему
восприятию
нового
материала, повышая тем самым продуктивность учебной работы. Однако,
эффективность
воздействия
подвижной
перемены
зависит
от
умелого
применения целенаправленной методики ее организации. Важно, чтобы этот
вид
активного
отдыха
учащихся
имел
произвольный
характер,
не
принуждающий
учащихся
к
обязательному
выполнению
намеченных
упражнений и игр. Дети должны сами избрать то, с чем хотят познакомиться
за время перемены. Именно тогда она оправдает свое назначение.
В программе дней здоровья и спорта предусматривается подвижные
игры, спортивные игры и соревнования, массовые старты. Важно, чтобы они
проходили без чрезмерно повышенной физической нагрузки и интересно для
всех учащихся, с привлечением родителей, других членов семьи. Главное
внимание
уделяется
занятости
школьников,
активному
участию
всех
в запланированных видах программы, так как основным критерием оценки
дня здоровья и спорта является массовость. Популярными стали спортивные
соревнования для детей и родителей, которые проводятся под девизами:
«Папа, мама и я – спортивная семья», «Всей семьей - на старт» и др.
Подготовка к таким соревнованиям и участие в них способствует созданию
здорового психологического климата в семье, физической закалке и взрослых
и
детей,
формированию
у
них
разумных
интересов
и
потребностей,
духовному развитию и сплоченности всех членов семьи. Сроки проведения
дней здоровья и спорта устанавливаются самой школой в зависимости
от
местных
климатических
условий,
содержания
планирования
общешкольных мероприятий.
В.А.
Сухомлинский,
рассматривая
значение
занятий
физической
культурой для всестороннего развития школьников, отмечал, что занятия
выполняют
свою
роль
при
соблюдении
определенных
условий.
Одним
из важных условий он считал, чтобы «вся учебно-воспитательная работа
пронизана заботой о здоровье, о гармонии физического и духовного. Важно,
чтобы выполнение физических упражнений приносило наслаждение, стало
потребностью».
В.Е.
Советова
определяет
следующие
формы
в н еу р оч н о й
воспитательной работы по физической культуре:
спортивные секции – функционируют по урочному типу: определенные
цели,
задачи,
структура,
методы
и
методика,
средства,
относительно
постоянный и однородный контингент занимающихся. Секции могут быть по
различным
видам
спорта:
футбол,
баскетбол,
волейбол,
легкая
атлетика,
различные виды единоборств, бальные танцы и др. Главная цель секции
–
повышение
общего
уровня
здоровья.
Но
секции
также
могут
иметь
стратегические задачи как повышение спортивного мастерства и подготовка
профессиональных спортсменов, если в секции занимаются
учащиеся. Имеющие определенные способности по тем или иным видам
спорта.
группы
общей
физической
подготовки
с
оздоровительной
направленностью,
физкультурно-оздоровительный клуб для учащихся, который является
самодеятельной
организацией
учащихся,
которая
способствует
развитию
физической культуры, спорта и оздоровительной работы в
школе. Задачами школьного физкультурно-оздоровительного клуба являются:
-
с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
п р и в л е ч е н и я
ш к о л ь н и к о в
к систематическим занятиям физической культурой. Спортом и
туризмом;
-
закрепление
и
совершенствование
умений
и
навыков
учащихся,
полученных
ими
на
уроках
физической
культуры,
и
на
этой
основе
содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
-
воспитание
у
школьников
физической
активности
и
трудолюбия,
развитие творческой инициативы, самодеятельности и
организаторских способностей.
школьные
соревнования,
спартакиады,
которые
организуются
в целях:
- укрепления физической подготовленности, здоровья учащихся;
- привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и
спортом;
-
отвлечения
обучающихся
от
вредных
для
здоровья
привычек,
предупреждения правонарушений;
- воспитания патриотизма;
- выявления талантливых юных спортсменов.
Д.А. Данилов отмечает, что полноценное воспитание возможно тогда,
когда школьная деятельность выходит в жизнь, когда школа всеми нитями
связана
с
окружающей
действительностью.
Направления
и
содержание
педагогического процесса должны быть открытыми для социума и тесно
связанными с факторами и условиями окружающей среды. Исходя из этого,
физкультурно-оздоровительная деятельность школы будет эффективной, если
включить в эту деятельность не только семью школьника и всех, кто его
окружает,
продолжить
спортивные
традиции
социума.
Тогда
организация
данного вида деятельности школы будет содержательной, разной по форме
организации и успешной.
Таким
образом,
организация
физкультурно-оздоровительной
работы
в
школе
способствует
формированию
физической
культуры
личности,
сущность
которого
рассматривается
как
«качественное,
системное
динамическое
образование
личности,
характеризующееся
определенным
уровнем
ее
физического
развития
и
образованности,
осознанием
способов
достижения
этого
уровня
и
проявляющееся
в
разнообразных
формах
физкультурно-спортивной
деятельности
и
жизнедеятельности
в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Блинков С.Н., Лёвушкин С.П. Организация оздоровительной работы
со школьниками в условиях села //Физическая культура. – 2003. - №3. – С. 15-
17.
2.
Божедонова
А.П.
Традиции
якутского
сельского
социума
в
этнокультурном
воспитании
школьника
//
Известия
Тульского
государственного университета: Серия «Педагогика». – 2006. – Вып. 3. –
С.127 – 131.
3.
Божедонова
А.П.
Этнокультурное
воспитание
школьников
на
традициях якутского сельского социума: Автореф. дис. … канд. пед. Наук.–
М., 2006. – 21 с.
4.
Бочарова В.Г. педагогика социальной работы. – М., 1994. – 185 с.
5.
Бочарова В.Г. Личность – семья – община // Социальная работа. –
1992. - № 1. – С. 3 – 9.
6.
Букреева Е.Н. Содержание и организация соиально – педагогической
работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
7.
Великоднева
В.Ю.
Формирование
профессиональной
готовности
студентов педагогического колледжа к социально – педагогической работе в
сельской школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук.– Майкоп, 2007. – 33 с.
8.
Виленский
М.Я.
Социально
–
психологические
детерминанты
формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической
культуры. – 1994. - №9. – С. 9-11.
9.
Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. – 1995.-№3.
- С.14-19.
10.Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие
для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000.
11.Данилов
Д.А.
Исходные
позиции
к
моделированию
наслежно
–
улусного
социального
воспитания
//
Наслежно
–
улусное
социальное
воспитание. Ч. I и II. М., 1997. - С. 11 - 16.