Напоминание

Факультатив "за сраницами учебников математики"


Автор: Пузик Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №17 р.п Юрты
Населённый пункт: р.п Юрты, Тайшетский район, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Факультатив "за сраницами учебников математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании МО Зам.директора по УВР приказом директора учителей МИФ МКОУ СОШ№17 МКОУ СОШ№17 МКОУ СОШ№17 __________ Кочергина И.Г. №___от_________ Протокол№ 1 от 29.08.15 _________Цаберт И.П. __________Пузик ИН
Рабочая программа факультативного курса
«За страницами учебников математики » для 9 класса МКОУСОШ № 17 на 2015/2016учебный год. Разработчик: Пузик Ирина Николаевна, учитель математики, первая квалификационная категория. 2015г., р.п. Юрты 1

Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса 9 класса «За страницами учебников математики » составлена на основе: 1. Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; 2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; 3. Авторской адаптационной педагогической разработки факультативного курса «За страницами учебников математики » учителя математики МКОУ СОШ № 17 Пузик Ирины Николаевны.(2015 год). При разработке адаптированной программы факультатива «За страницами учебников математики» использована государственная программа «Факультативные курсы» по математике для общеобразовательных учреждений и программы для школ с углубленным изучением математики, 1990года издания, «Просвещение».
Общая характеристика курса факультатива.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в средней школе. Главное назначение экзаменационной работы в форме ОГЭ - получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для обучения дальше. Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа факультатива позволяет решить эту задачу. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно теоритическое и алгометрическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применение учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Особая установка факультатива - целенаправленная подготовка ребят новой форме аттестатации ОГЭ. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствованию умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.
Место курса в учебном плане.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение факультативного курса «Математика: за пределами учебника» составлен на 35 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления 2
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Цели курса:
1) формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; 2) формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.
Задачи курса:
1) систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах; 2) развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; 3) формирование процессуальных черт их творческой деятельности; 4) продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; 5) развитие логического мышления и интуиции учащихся; 6) расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач. -t.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения данного факультативного курса у учащихся будут сформированы понятия: 1) о некоторых способах рассуждений и доказательств; 2) о понятии «математическая задача», 3) о том, что значит решить математическую задачу. Учащиеся усовершенствуют такие способы деятельности, как: 1) умения выделять главное в понятиях, математических рассуждениях и доказательствах, способах решения задач; 2) интеллектуальные умения и навыки; 3
3) специальные умения и навыки, удовлетворяющие таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность. Изучение данного факультативного курса предполагает повышение уровня: 1) познавательного интереса к математике; 2) развития логического мышления и математических способностей; 3) опыта творческой деятельности; 4) математической культуры; 5) способности учиться.
Содержание курса:
Программа факультатива рассчитана на один час в неделю (всего 34 часа) и содержит следующие темы:
«Функции и графики
(12часов)
«Уравнения, неравенства и их системы»
(12 часов)
«Решение текстовых задач»
( 10 часов) 4
.
Календарно- тематическое планирование.


занятия тема количество часов характеристика деятельности обучающихся дата по плану по факту
§ 1. § 1. Функции и их графики.

12
1 Возникновение и развитие понятия функции. Общее определение функции. 1 Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций у = ах 2 , у = ах 2 + n, у = а (х - m) 2 . Строить график функции у = ах 2 + bх + с, уметь указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы. Стороить графики функций с модулем, дробно- линейных функций и кусочных функций. 2 Числовые функции и их графики. 1 3 Четные и нечетные функции, свойства их графиков. 1 4 Элементарные приемы построения графиков и исследования функций. 1 5 Преобразование графиков функций. 1 6 Графики функций «с модулем». 1 7 Графики функций «с модулем». 1 8 Квадратичная парабола: зависимость графика от коэффициентов; определение коэффициентов по графику. 1 9 Квадратичная парабола: зависимость графика от коэффициентов; определение коэффициентов по графику. 1 10 Дробно –линейные функции и их графики. 1 11 Дробно –линейные функции и их графики. 1 12 Понятие о функциях нескольких переменных. 1 5

§

2.Алгебраические

уравнения,

неравенства,

системы

12
13 Равносильность уравнений неравенств, систем. 1 Умение использовать грамотную математическую речь, обобщать и делать выводы; овладевать методами решения задач с параметрами; осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его. Уметь решать рациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем; использовать метод интервалов. Уметь решать иррациональные уравнения и неравенства. Овладеть методами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций; осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его. 14 Основные методы решения рациональных уравнений. 1 15 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. 1 16 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. 1 17 Деление многочленов. Терема Безу. 1 18 Деление многочленов. Терема Безу. 1 19 Графическое исследование уравнений. Уточнение корней.. 1 20 Метод интервалов. 1 21 Метод интервалов. 1 22 Уравнения и неравенства с параметрами. 1 23 Системы рациональных уравнений. 1 24 Графическое решение систем неравенств с двумя переменными.
§3. Текстовые задачи.

10
25 Основные типы задач на движение. 1 Умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. Умение использовать грамотную математическую речь, обобщать и делать выводы; овладевать методами решения задач повышенной трудности; осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его. 26 Основные типы задач на работу. 1 27 Основные типы задач на, смеси и сплавы . 1 28 Основные типы задач : на движение ,работу, смеси и сплавы . 1 29 Этапы решения задач. 1 30 Нестандартные текстовые задачи. 1 31 Нестандартные текстовые задачи. 1 6
32 Арифметические тестовые задачи. 33 Арифметические тестовые задачи. 1 34 Итоговое занятие. 1 7

Материально-техническое обеспечение.

Электронные учебные пособия.
1. Привлечение ресурса Интернет. 2. Мультимедийные презентации.
Список используемой литературы:
1. Ю.Н. Макарычев Н.Г. Миндюк “Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику». Москва. «Просвещение». 1998г. 2. И.Ф. Шарыгин. «Факультативный курс по математике. Решение задач». Москва. «Просвещение». 2004г. 3. В.В.Вавилов, И.И.Мельников. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства». Издательство «Наука» 2005г. 4. М.И.Сканави . «2500задач по математики с решениями». Москва. «ОНИКС 21век» «Мир и образование». 2003г 8
9


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники