Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на основе заповедей народной мудрости в педагогическом процессе


Автор: Васильева Маргарита Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ардинская Средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Арда
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на основе заповедей народной мудрости в педагогическом процессе
Раздел: полное образование





Назад




«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Родина – это все: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный, во имя своей страны, своего народа!»
В.Астафьев

Цель

моей

педагогической

деятельности
-
нравственное совершенствование детей

на основе познания культуры

и языка родного народа
. В достижении этой цели исхожу из важности глубокого изучения и осмысления народной культуры в целом, передачи опыта в виде различных норм и правил. Для постижения духовной культуры и истории народа велико значение изучения языков. МБОУ «Ардинская средняя общеобразовательная школа» - это национальная школа, большая часть обучающихся по национальности мари, и поэтому образование и воспитание обучающихся тесно связано с национальным образованием. О с о бе н н о с т ь м о е й м е тод и ч е с ко й с и с т е м ы о бу с л о в л е н а специфичностью преподаваемых предметов: родной язык и русский язык являются средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам русской и марийской культуры и литературы. Из этого вытекает задачи обучения: 1
)

воспитание
гражданственности и патриотизма, любви к родному и русскому языкам; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; 2)
развитие
речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным и русским
«Формирование универсальных учебных действий на основе

заповедей народной мудрости в педагогическом процессе»
Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Но, к сожалению, на сегодняшний день можно говорить еще о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся. Одним из ключевых компетентностей является нравственная компетентность, что означает готовность, способность и потребность жить по общечеловече ским нравственным законам.
литературными языками в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; 3
)

освоение

знаний
о родном и русском языках, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах родного и русского литературных языков и речевого этикета: обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; 4
)

формирование

умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 5 )
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Известно, что 70% населения земного шара в той или иной степени владеет двумя или более языками. Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитие памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыков и логики. Великий чешский педагог Я.А.Коменский утверждал, что в духовной культуре народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Нежную любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Связь речевой деятельности и общего психического развития личности всегда привлекала внимание педагогов. В этой связи особую значимость должны играть технологии интегративного (взаимосвязного) изучения языков. Заинтересовать детей изучению языков можно, проводя различные типы уроков, таких, как
урок – игра,

урок – путешествие
,
урок
-
заочная

экскурсия
,
урок - экскурсия
в театр, по памятным местам писателя,
урок –

исследование, урок - семинар.
Через все формы устного народного творчества, как русского, так и родного языков: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки, - звучит тема любви к Родине, к языку. Народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему поколению трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются. Чтобы подтвердить эту мысль, вспоминаем с учащимися героев народных волшебных сказок и народа мари, борющихся за свободу и счастье народа, за независимость Родины, о героях преданий и легенд – Чумбулате, Чоткар патыре, Нунчык патыре, Акпатыре, Болтуше. Детям необходимо языковое воспитание в семье. Именно семья считалась основным воспитателем ребенка. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Только в семье человек может быть по-
настоящему счастлив. Раньше из поколения в поколение передавались семейные истории. Русский философ Павел Флоренский призывал к активному познанию своего рода.
«Жизненная задача всякого - познать

содержание

и

форму

своего

рода»,
- утверждал он. Этой же цели мы придерживались, когда составляли родословную моей дочери Васильевой Анастасии. В педагогике всех народов России одним
из важнейших факторов

воспитания

является

природа.
Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому. На уроках русской литературы, изучая творчество М.Пришвина, мы обязательно вспоминаем творчество марийского писателя Мичурина – Азмекея, который тоже писал о природе, призывал бережному отношению к ней. Другие факторы как труд, искусство народного творчества, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой народа. Я.Коменский сказал: «
Сама школа должна быть приятным местом,

доставлять глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи»
. Я с ним полностью согласна, поэтому прививать любовь к языку стремлюсь и через свой кабинет, оформляя рабочие стенды к урокам. Большую роль в развитии познавательного интереса к родному и русскому языкам играют
предметные

недели,

внеклассная

работа
. Совместно с учителями-языковедами мы проводим литературные гостиные, часы поэзии, готовим юбилейные стенды, выставки, оформляем информационные стенды дню родного языка. Вся наша работа отображена в проекте «Они прославили Россию». В своей работе использую различные методы: 1)исследовательский; 2)дискуссионный; 3) метод проектов; 4)проблемное обучение; 5) игровые методы. За последние три года принимала участие в различных семинарах, конференциях, проводимых в районе и республике. Участвовала в конкурсах педагогического мастерства: 1)в заочном конкурсе «Лучшее внеклассное мероприятие с применением ИКТ»; 2)в районном конкурсе «Учитель года»; 3)в республиканском конкурсе «Лучший учитель марийского языка»; 4)в российском конкурсе на получении денежного поощрения лучшими учителями – Грант Президента РФ;
5)в районном конкурсе на Грант Главы администрации МО «Килемарский муниципальный район» «Лучший учитель»;
Об успешности работы учителя можно судить по результатам его

учеников.
Мои ученики участвовали в олимпиадах по русскому языку, родному языку и литературе различного уровня, показали, на мой взгляд, неплохие результаты. Кроме олимпиад,
дети активно участвуют в конкурсах, краеведческих

чтениях,

внеклассных

мероприятиях,

фольклорно-этнографических

праздниках.
В интеллектуальных конкурсах по русскому языку дети имеют возможности показать свои знания. В последнее время обучающиеся участвуют в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в Молодежном филологическом чемпионате, в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус Зимняя сессия» по русскому языку, готовлю детей к участию к конкурсе чтецов «Живая классика». Русский язык является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Базисным учебным планом, а также статусом этого предмета как обязательного государственного экзамена подтверждает необходимость его при изучении каждым учащимся, что характеризует русский язык как один из основных предметов в школе. Ибо русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком. Таблица 1 Качество обучения по русскому языку и литературе Учебный год Общая успеваемость Средний балл 2013-2014 русский язык - 100 3,7 литература - 100 3,9 2014-2015 русский язык - 100 3,5 литература - 100 3,7 2015-2016 русский язык– 100 3,8 литература – 100 3,9 Таблица 2 Качество обучения по родному языку и литературе Учебный год Общая успеваемость Средний балл 2015 - 2016 родной язык - 100 3,9 литература - 100 4,0 2016 – 2017 первая четверть родной язык - 100 4,0 литература - 100 4,1
Самым главным критерием является внешняя оценка. Это ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. В 2011-2012 и 2013-2014 учебных годах мои ученики сдавали экзамен и в 9, и 11 классах. Результаты неплохие, но есть к чему стремиться. Результаты ЕГЭ по русскому языку 2011-2012 уч. год 2013-2014 уч. год Min б. 34 56 Мax б. 92 86 Min установленный балл 36 36 Средний республиканский показатель 63,8 73,0 Средний балл по школе 57,4 74,3 Результаты ОГЭ по русскому языку 2011-2012 уч. год 2014-2015 уч. год Min б. 6 15 Мax б. 41 38 Средний республиканский показатель 4,0 4,3 Средний балл по школе 3,7 4,25 Так как работаю в национальной школе и большая часть учащихся по национальности мари, большое место в своей работе уделяю сопоставительному изучению грамматики родного (марийского) и русского языков, потому что эти языки относятся к разным языковым семьям. В этих языках, наряду с общими явлениями, имеется немало специфических черт. По грамматическому строю и особенностям фонетики марийский язык относится к агглютинативным языкам. Он не знает категории рода, в нем нет приставок и предлогов, гласные подвергаются гармонии. Изучая части речи на уроках русского языка, мы обращаем внимание на эти особенности. Детям интересно, что даже название падежей двух языков отличаются, одушевленные имена существительные в марийском языке изменяются только в первых четырех падежах. Примеров можно привести очень много, так как я знаю марийский язык. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о языках, способствует развитию уважения и любви к родному краю. И я считаю, что привить интерес к прошлому своего народа, любовь и уважение к своему краю, к родному марийскому и русскому языкам,
возможно лишь опираясь на секреты житейской мудрости народа. И это должно стать одной из важнейших задач школы.


В раздел образования