Автор: Якушкина Екатерина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка" Населённый пункт: город Тихвин Наименование материала: статья Тема: Роль игрушки в жизни ребенка. Раздел: дошкольное образование
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она
помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к
действительности
Игрушки сопровождают детей с первых дней жизни и обычно рассматриваются
как средства для забавы и развлечения. Однако не нужно забывать, что они
также имеют большое влияние на физическое, психическое, коммуникативное и
творческо
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная,
производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и
т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли
просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых
отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие
игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский
сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе
самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано
жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его
попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего
человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе
игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него
манипулировать им;
доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить
этот объект в своё жизненное пространство;
не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не
распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными»
предметами.
Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда
возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою
игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то
время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий
способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего
ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия,
развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто
недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают,
насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования
личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об
этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы
фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя
правилами.
Игрушка должна быть:
Безопасной
(просмотрите качество изготовления,
материал из которого она сделана)
Эстетичной на вид
Соответствовать возрасту
Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с
игрушкой, тем лучше);
Виды игрушек для детей дошкольного возраста.
1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных,
мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы
одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости,
проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные
персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают
зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать,
лечат, ходят с ними на прогулки
2. Технические игрушки .
Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт,
конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью
у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие
мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
3. Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик,
играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит
движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей,
вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
4. Маскарадно-елочные игрушки.
Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или
иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли
— жили в образе.
5. Спортивно-моторные игрушки .
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной
активности детей, развитию координации движений, ориентировки в
пространстве.
6. Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое
назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи,
воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.
7. Музыкальные игрушки.
Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие
пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
8. Дидактические игрушки.
Этим игрушкам принадлежит особое место
. С помощью дидактических игр
дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся
разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки
воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость,
целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют
развитию мелкой моторику.
9. Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел.
Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как
самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом,
ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками,
а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.
Игрушка вредна, если она:
Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
Вызывает страх или тревогу;
Имеет грубый натурализм;
Унижает человеческое достоинство;
Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию
ребенка;
Искажает восприятие окружающей действительности