Взаимосвязь компетентностного подхода в образовании и развития личности
Автор: Тарова Юлия Николаевна Должность: педагог-психолог, социальный педагог, магистрант сф башгу Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2" Населённый пункт: г.Стерлитамак, РБ Наименование материала: Статья Тема: Взаимосвязь компетентностного подхода в образовании и развития личности Раздел: полное образование
Взаимосвязь компетентностного подхода в образовании и развития
личности
Тарова Юлия Николаевна
магистрант СФ БашГУ,
педагог-психолог, социальный педагог
МАОУ «Гимназия №2»
г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия
В
системе
российского
образования
последние
годы
происходят
значительные
изменения,
связанные
с
включением
в
н е го
компетентностного подхода.
Во
многих
западноевропейских
системах
профессиональной
подготовки существует выражение «обучение на основе компетенций».
В
р о с с и й с ко й
с и с т е м е
о б р а з о в а н и я
п р и н я т
т е р м и н
«компетентностный подход». Это понятие употребляется в официальных
документах,
в
том
числе
в
Федеральной
целевой
программе
развития
образования .
Результаты образования, развитие компетенций, компетентностей и
компетентностный подход в обучении (обучение на основе компетенций )
приобретают все больший статус в образовании из-за расширяющегося
употребления, в том числе в официальных российских и международных
документах.[1]
Составными
частями
понятия
«компетенция»
являются
знания,
умения
и
навыки,
лично стные
каче ства
( и н и ц и ат и в н о с т ь ,
целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная
адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и
профессиональный
опыт.
Комплекс
всех
перечисленных
компонентов
позволяет
сформировать
поведенческие
модели:
модель
выпускника,
способного
самостоятельно
ориентироваться
в
возникшей
ситуации,
грамотно решать стоящие перед ним задачи и ставить новые.
Особыми целями образования на современном этапе должны быть
развитие
в
учащихся
способности
к
самостоятельности
мышления
и
действия, стремления быть успешными, формирование таких качеств, как
профессиональная
универсальность,
способность
к
смене
сферы
деятельности, способность к деятельности на высоком уровне.
Наиболее
востребованными
стали
такие
качества
личности,
как
подвижно сть,
не ст андартно сть
мышления,
р е ш и т е л ь н о с т ь ,
ответственность, способность усваивать и применять знания в сложных
ситуациях, способность выстроить коммуникацию с другими людьми.
Деятельность
образовательного
учреждения
не
должна
быть
направлена лишь на систему знаний, умений и навыков, должна быть
ориентация
на
способности
человека,
на
умение
действовать
в
сложившейся жизненной ситуации. [3]
Формирование и развитие соответствующих компетенций должно
стать
конечной
целью
и
результатом
социально-личностного
развития
учащихся, в системе школьного образования. [2]
Мы
провели
диагностическое
исследование
старшеклассников,
выявили их личностные особенности и качества. Для изучения уровня
развития
личностных
качеств
школьников
мы
воспользовались
следующими
методиками: 16-факторный
опросник
Кеттелла,
тест
коммуникативных
умений
Михельсона,
опросник
К.Томаса
«Стиль
поведения в конфликте». В исследовании приняли участие 50 учеников 10
классов.
При
обследовании
учащихся
по
методике
Кеттелла,
наиболее
значимыми
для
нас
стали
следующие
факторы:
«замкнутость
–
общительность»,
«интеллект»,
«эмоциональная
стабильность
–
нестабильность»,
«подчиненность
–
доминантность»,
«самоконтроль:
низкий – высокий», «самооценка: адекватная – неадекватная». В результате
диагностики по данной методике мы получили результат: у 18 учащихся
адекватная самооценка, у остальных участников исследования самооценка
занижена;
у
21
ученика
выявлена
средняя
развитость
общительности,
высокий показатель по этой шкале у 6 учеников, остальные школьники
показали низкий уровень общительности; интеллектуальная развитость 14
опрошенных оказалась развитой до высокого уровня, у 28 респондентов –
средний уровень интеллектуальных способностей, у 8 – низкий уровень;
высокая
эмоциональная
стабильность
была
выявлена
лишь
у
4
опрошенных учеников, у 12 – средний уровень, остальные опрошенные
обладают эмоциональной стабильностью низкого уровня; у 19 учащихся
высокий уровень подчиненности, у 17 – средний уровень, у остальных –
низкий; ответы 8 участников опроса свидетельствуют о высоком уровне
самоконтроля,
у
9
испытуемых
средний
уровень
самоконтроля,
у
остальных респондентов самоконтроль на низком уровне.
Анализа
результатов,
полученных
при
исследовании
методикой
Михельсона, позволил нам сделать вывод о том, что 33 учащихся имеют
навыки компетентного способа общения, то есть умеют ориентироваться в
ситуации и подбирать стиль общения и слова, соответствующие ситуации,
имеют свою точку зрения и могут её отстоять; 11 опрошенных склонны к
зависимому способу общения, то есть, ведомы и податливы; у 6 учащихся
выражена склонность к агрессивному способу общения.
По
результатам
исследования
методикой
Томаса
мы
увидели,
что
сотрудничество – наиболее желательный стиль поведения в конфликтной
ситуации, преобладает в поведении лишь у 6 опрошенных; соперничество
выбирают стилем поведения в конфликте 15 учеников; компромисс – 10
опрошенных учеников; избегание – 7 учеников; приспособление выбирают
стилем поведения 12 учащихся.
Итак,
мы
видим,
что
необходимо
развивать
личностные
качества
у ч е н и ко в . Личностные
качества
играют
многофункциональную
метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в
кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Для развития личностных качеств учащихся необходимо разработать
комплекс занятий, направленных на развитие самооценки, нравственности,
стремления к самопознанию и самосовершенствованию, на формирование
желания
в
самоактуализации,
н а
с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
раскрытия творческого потенциала, на формирование образа Я, получение
навыков
самонаблюдения,
познание
своей
индивидуальности. После
завершения занятий, будет проведено повторное тестирование по выше
перечисленным методикам.
Список литературы
1.
Современные
подходы
к
компетентностно-ориентированному
образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. - Самара,
2010.
2.
Воробьев
Н.Е.,
Низовая
Т.Н.
Гуманистические
идеи
К.Роджерса
в
современной
теории
и
практике
обучения
и
воспитания
//
Известия
Волгогр. гос. пед.ун-та. – 2006. – № 1. – С. 71–75.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И.
Божович - М., "Просвещение", 2008. 464с