"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор: Тюгаева Гульсиня Кяшафовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУСОШ №2 с. Средняя Елюзань Населённый пункт: с. Средняя Елюзань Наименование материала: статья Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" Раздел: среднее образование
ОБРАЗОВАНИЯ»
В условиях внедрения ФГОС знания становятся средством
осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня
уделяется особое внимание компетентностному подходу в образовании.
Для развития важно изменение подхода к обучению учебной деятельности
образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию
условий для активного познания и получения практического опыта. Для
учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее
поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Успех в современном мире во многом определяется способностью
человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и
ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы,
наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь
поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что
большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте
- люди, обладающие проектным типом мышления. В школе есть все
возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида
деятельности учащихся - проектной деятельности. Хотя проектная
деятельность применяется в общеобразовательных школах, но до сих пор
еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного
реферата и нестандартного выполнения стандартного задания дипломной
работы.
Система универсальных учебных действий федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования уже реализуется в российских школах, тем не менее,
элементы такой системы на протяжении десятка лет внедряются и в
учебный процесс основного и среднего образования общеобразовательных
учреждений. Так одним из путей формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся в школе является их
включение в проектную урочную и внеурочную деятельность, имеющую
следующие особенности:
1. Цели и задачи проектной деятельности обучающихся
определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это
означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на
повышение компетенции школьников в предметной области
определённых учебных дисциплин, не только на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для
других.
2. Проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников,
учителей и единомышленников.
3. Организация проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности.
В основной школе в соответствии с возрастными особенностями
школьников 5-9 классов, нами организуется проектная деятельность в
групповых формах. При этом мы не лишаем ученика возможности выбора
индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в обучении становится
опыт деятельности ребенка. Велико разнообразие учебных проектов.
Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы,
и компьютерная игра, и тематическое общение по электронной почте, и
многое другое. Знания, полученные во время изучения графического
редактора, применяются и при создании презентаций.
Создание презентаций - еще один яркий пример применения
технологии метода проектов в курсе ИТК. В работе делается акцент на
приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого
характера.
На первом уроке учащихся знакомят с этапами создания презентаций
(от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных
возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты:
«Времена года», «Как устроен компьютер» и др. Необходимую им
информацию они берут из книг, сканируя её с помощью сканера, или из
Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих
проектов. Изучение темы завершает защита проектов.
В старшей школе в курсе «Информатика и ИКТ» программой
предполагается проведение практикумов – больших практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ
учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических
знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с
учебной и практической деятельностью.
В процессе реализации проекта у школьников формируется
готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и
к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько
удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по
сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточным
результатом. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе
работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за
предъявленные знания.
Примеры информационных проектов — это презентации, базы
данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Access, MS
Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных,
выполняемых во внеурочное время.
Создание урочного и внеурочного проекта по информатике – процесс
сложный, но он обеспечивает обучающимся большие технические,
коммуникационные и программные возможности, нежели другой учебный
предмет, побуждает к исследовательской, творческой и поисковой
деятельности. В подобной работе с интересом участвуют многие
обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у
учеников логическое мышление, формировать умения и навыки
информационно – учебной деятельности на базе информационно
-коммуникационных технологий для решения познавательных задач и
саморазвития. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже
иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В
процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт
публичных выступлений, которые развивают у них умение самостоятельно
собирать информационно – иллюстрированный материал, творческую
смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное –
удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности.
Для обеспечения устойчивой мотивации познавательных
универсальных учебных действий на уроках информатики и
внеурочной деятельности использую следующие типы проектов:
«Практико – ориентированный», « Исследовательский», «Творческий».
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и
способами работы обучающегося. Готовые проекты представляются на
различных конкурсах и конференциях, где школьники получают высокие
оценки членов жюри, демонстрируются в классе, публикуются на сайте
школы. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное,
активное приобретение школьниками знаний средствами проектной
деятельности предмета информатики формирует познавательные
универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.
Современная школа вступила в долгий и непростой процесс
изменения содержания, методов и организационных форм подготовки
обучающихся, которым предстоит жить в условиях общества с
неограниченным доступом к информации. В процессе развития школьного
образования очень большое значение приобретает формирование
современных универсальных учебных действий.
Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро
ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить должен
формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся.