Напоминание

"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Тюгаева Гульсиня Кяшафовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУСОШ №2 с. Средняя Елюзань
Населённый пункт: с. Средняя Елюзань
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад





«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК

ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ»
В условиях внедрения ФГОС знания становятся средством осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня уделяется особое внимание компетентностному подходу в образовании. Для развития важно изменение подхода к обучению учебной деятельности образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. В школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Хотя проектная деятельность применяется в общеобразовательных школах, но до сих пор еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания дипломной работы. Система универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уже реализуется в российских школах, тем не менее, элементы такой системы на протяжении десятка лет внедряются и в учебный процесс основного и среднего образования общеобразовательных учреждений. Так одним из путей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в школе является их включение в проектную урочную и внеурочную деятельность, имеющую следующие особенности: 1. Цели и задачи проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 2. Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и единомышленников. 3. Организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 5-9 классов, нами организуется проектная деятельность в групповых формах. При этом мы не лишаем ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в обучении становится опыт деятельности ребенка. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра, и тематическое общение по электронной почте, и многое другое. Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций. Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТК. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. На первом уроке учащихся знакомят с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты: «Времена года», «Как устроен компьютер» и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её с помощью сканера, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов. В старшей школе в курсе «Информатика и ИКТ» программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью. В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточным результатом. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время.
Создание урочного и внеурочного проекта по информатике – процесс сложный, но он обеспечивает обучающимся большие технические, коммуникационные и программные возможности, нежели другой учебный предмет, побуждает к исследовательской, творческой и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют многие обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формировать умения и навыки информационно – учебной деятельности на базе информационно -коммуникационных технологий для решения познавательных задач и саморазвития. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, которые развивают у них умение самостоятельно собирать информационно – иллюстрированный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности. Для обеспечения устойчивой мотивации познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики и внеурочной деятельности использую следующие типы проектов: «Практико – ориентированный», « Исследовательский», «Творческий». Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы обучающегося. Готовые проекты представляются на различных конкурсах и конференциях, где школьники получают высокие оценки членов жюри, демонстрируются в классе, публикуются на сайте школы. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета информатики формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться. Современная школа вступила в долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки обучающихся, которым предстоит жить в условиях общества с неограниченным доступом к информации. В процессе развития школьного образования очень большое значение приобретает формирование современных универсальных учебных действий. Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.


В раздел образования