Обучение на логопедических занятиях- основная форма коррекционно-воспитательной работы
Автор: Артеменко Яна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: Обучение на логопедических занятиях- основная форма коррекционно-воспитательной работы Раздел: дошкольное образование
Обучение на логопедических занятиях- основная форма коррекционно-
воспитательной работы
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной
работы
с
детьми,
имеющая
большое
значение
для
формирования
коммуникативной
функции
речи
и
общей
готовности
к
школе.
У
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
проявляются
особенности
в
психической
деятельности:
неустойчивость
внимания,
пониженная
познавательная
активность,
недостаточная
сформированность
игровой
деятельности.
Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов
произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных
формах
речи,
в
разной
степени
несформированности
фонематического
восприятия,
что
в
целом
обуславливает
необходимость
тщательной
индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе
предусмотрены
три
типа
занятий:
индивидуальные,
подгрупповые
и
фронтальные.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса
артикуляционных
упражнений,
направленных
на
устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных
нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии
и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить
эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством
звучащей
речи,
скорригировать
некоторые
личностные
особенности
дошкольника:
речевой
негативизм,
фиксацию
на
дефекте,
сгладить
невротические
реакции.
На
индивидуальных
занятиях
ребенок
должен
овладеть
правильной
артикуляцией
каждого
изучаемого
звука
и
автоматизировать
его
в
облегченных
фонетических
условиях,
т.
е.
изолированно,
в
прямом
и
обратном
слоге,
словах
несложной
слоговой
структуры.
Таким
образом,
ребенок
подготавливается
к
усвоению
содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков
коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно
оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп
является
открытой
системой,
меняется
по
усмотрению
логопеда
в
зависимости
от
динамики
достижений
дошкольников
в
коррекции
произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в
любом сообществе в соответствии с их интересами.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и
подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и
готовят
детей
к
усвоению
более
сложного
фонетического
и
лексико-
грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение
произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и
активное
использование
их
в
различных
формах
самостоятельной
речи.
Одновременно
обеспечивается
дальнейшее
расширение
речевой
практики
детей
в
процессе
ознакомления
с
окружающим
миром.
Это
позволяет
реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку
благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и
коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников,
обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для
развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Важную роль в обучении и воспитании детей играет четкая организация
их
жизни
в
период
посещения
детского
сада.
Поэтому
следует
создать
необходимые
условия,
чтобы
обеспечить
разнообразную
активную
деятельность детей. Режим дня и расписание занятий в значительной степени
отличаются от общепринятых, так как в течение года наряду с приоритетным
осуществлением
коррекционно-обучающих
направлений
развития
дошкольников данной категории необходимо подготовить их к интеграции в
общеобразовательную среду. Соблюдение определенного режима, правильное
равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без
лишнего
напряжения
и
переутомления
выполнять
поставленные
задачи.
Важно при этом правильно соотнести обязанности логопеда и воспитателя.
В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах
детей
с
нарушениями
речи»
в
каждой
группе
работают
логопед
и
два
воспитателя. Логопед ежедневно с 9.00 до 12.30 проводит логопедическую
работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Время с 12.30
до
13.00
отводится
на
заполнение
логопедической
документации
(фронтальных
планов,
индивидуальных
тетрадей,
планирование
заданий
воспитателю на вечернее время и т. д.), подготовку к фронтальным занятиям,
подбор и изготовление дидактических пособий. Количество фронтальных
логопедических занятий зависит от периода обучения: в первом периоде — 2
занятия, во втором — 3, в третьем — ежедневно. Во второй половине дня
воспитатель
30
минут
занимается
с
детьми
по
заданию
логопеда.
Из-за
необходимости
проведения
коррекционных
логопедических
занятий
некоторые занятия воспитателя переносятся на вечернее время.