Игра - важнейшее средство социализации дошкольников
Автор: Федорова Евгения Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Усть - Канский детский сад" Населённый пункт: Республика Алтай Усть - Канский район село Усть - Кан Наименование материала: статья Тема: Игра - важнейшее средство социализации дошкольников Раздел: дошкольное образование
Игра - важнейшее средство социализации дошкольников
Аннотация .
В данной работе рассматриваются вопросы социализации
дошкольников через игровую деятельность. Игра является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется
потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и
многое другое.
Ключевые слова.
Индивид, социальный опыт, социализация, процесс
социализации, социальная практика, личность.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми.
С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие.
Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от
биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он
формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе
взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный
опыт, который , будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой
частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием
других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных
обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную
ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным
содержанием которого является передача обществом социально-исторического
опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме
того, усвоение их индивидом.
Дошкольное детство - это время первоначального становления
личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Но
по разным причинам этот процесс социализации может происходить с
отклонениями. Тогда мы говорим, что ребенок испытывает трудности в
социализации. Причины могут быть разными: врожденные особенности
характера (например, застенчивость), неблагоприятная обстановка в семье,
неправильное воспитание и так далее.
Каким образом мы можем помочь ребенку? Так как основной
деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то именно с
помощью игры мы можем помочь ему преодолеть трудности в социализации .
Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя
почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и
предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает
первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает,
запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или
огорчается жизни. Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых
человеком, игра является самым доступным, т.к. в игры играют с раннего
детства, и самым сложным.
Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в
воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный
на ориентировку и познания предметной и социальной действительности, одно
из средств физического, психического, умственного и нравственного
воспитания детей. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре
ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится
взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять
свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет
зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить
развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
Н.К.Крупская писала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания
окружающего". В игре формируется такое качество личности ребенка, как
саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.
Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только
характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным
образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит
взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и
достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый
опыт коллективного мышления.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в
обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в
наглядно - образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не
только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и
является мощным фактором развития мышления и творческого воображения,
воспитания высоких человеческих качеств. Нередко игра служит поводом для
сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Детям
особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Игры
используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать,
что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на
основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Но
речь идет не только о подражании. Игры, направленные взрослыми, учат детей
правильно оценивать общественные явления, воспитывать определенное
отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра дает
возможность ребенку активно включаться в дела взрослых.
Таким образом, игра - социальная деятельность, возникающая в ходе
исторического развития трудовых процессов, игра всегда отражает
действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением
общественных условий. Играя, ребенок включается в процесс социализации.
Список используемой литературы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология.М.:Наука, 1994.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. М.: ЦГИ, 2003.
3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. М.:Речь, 2004.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского
сада/Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. М.Просвещение,1983.
5. Давыдова В.А. Через игру к социализации личности.// Воспитание
школьников,2001.№ 9. С. 30.
6. Игры в детском саду. М.: Просвещение, 1996.
7. Социализация дошкольника через игру / под ред. Пятница Т.В. М.:
Белый ветер, 2004.
Федорова Е.С., воспитатель